Проект «Огород на окне».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мамонова Любовь Викторовна

Проект «Огород на окне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Огород на окне».1021.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Огород на окне».

Осуществляется в течении 1 месяц в старшей группе. В нем принимали участие воспитатели, дети и их родители. Проект проводился путем социально-коммуникативного развития, познавательного развития и художественно-эстетического развития.

Актуальность проблемы

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.

Цель проекта: данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.

Задачи проекта:

1. Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, огурцы).

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

8. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

10.Развивать познавательные и творческие способности.

Образовательная область: познание, коммуникация.

Методы проекта:

  • Исследования.
  • Игры.
  • Беседы.
  • Непосредственная образовательная деятельность детей.
  • Совместная и самостоятельна деятельность детей.
  • Наблюдения.
  • Творческая деятельность.

                https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/12/s_5d00f5e6a3752/1172146_2.jpeg

Описание проекта:

Первый (подготовительный) этап

Продолжительность: 1 неделя

На этом этапе в основном велась работа педагога: сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.

Цель: определить основные направления работы по проекту, донести до участников проекта его значимость.

Задачи:

  1. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
  2. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  3. Изготовить с детьми таблички - указатели с названиями растений для наших грядок.
  4. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы,

сказки об овощах, о цветах и о труде.

  1. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное

обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

На данном этапе с помощью наблюдений и бесед был выявлен уровень формирования знаний у детей о значении окружающей среды в жизни человека и представлении о том, что окружающая среда важна для всех живых существ, что окружающая среда находиться вокруг нас независимости от времени года.

Была подобрана методическая и художественная литература по теме, изготовлен наглядный пример иллюстрационный материал (картинки, фотографии), игровой материал, материалы для творчества.

Составили план мероприятия по реализации проекта. Разработали цикл занятий, посвящённый изучению окружающей среды.

Второй (основной) этап.

Продолжительность: 2 недели

Цель: познакомить детей с понятием огород, провести познавательную и практическую работу.

Задачи:

1. Использование активных форм организации детей;

2. Проведение занятий по данной теме;

3. Расширить и систематизировать знания детей об окружающей среде.

На данном этапе использовали следящие формы работы с детьми:

-беседы;

- чтение художественной литературы;

- комплекс организационной образовательной деятельности;

- наблюдение и экспериментирование с семенами и растениями;

- рассматривание иллюстраций растений и их семян;

- чтение рассказов и стихов, отгадывание загадок, разучивание поговорок, пословиц с детьми об овощах, о цветах, о труде.

Третий (заключающий) этап.

Продолжительность: 1 неделя

Цель: подведения итогов проектной деятельности.

Задачи:

1. Систематизировать знание детей об окружающей среде;

2. Оформить презентацию на тему «Огород на подоконнике»;

3. Подготовка проекта и презентации.

На данном этапе использовали следующие формы работы с детьми:

- беседы;

- комплекс организационной образовательной деятельности;

- творческая работа (рисование, аппликация);

- наблюдения;

- проведения беседы с детьми «Лук от семи недуг»;

- беседа со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром. «Что необходимо для роста растений?»

- чтение пословиц и поговорок;

- отгадывание загадок об овощах, цветах и о труде.

Итоги реализации проекта:

В группе организован «Огород на подоконнике», создана грядка на участке детского сада, приобщение детей к труду и опытно – исследовательской деятельности.

Результаты:

В результате работы над проектом дети расширили свои знания об окружающей среде. Систематизировали свои знания о росте растений.

Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности.

Приложение №1

Беседа с детьми «Лук от семи недуг».

Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Приложение №2

Беседа со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.

«Что необходимо для роста растений?»

Цель: развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.

Ход беседы:

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет? (ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей). Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.

Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.

Действия:

Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.

Приложение №3

Пословицы и поговорки.

До поры до времени не сеют семени.

Сей в срок - будет прок.

Каков уход, таков и плод.

Сей лук от семи недуг

Кто ест лук, тот избавлен от мук.

Лук да баня все правят.

Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь.

Труд кормит, а лень портит.

Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Пословицы и поговорки обо всех овощах

Всякому овощу свое время.

Овощи хороши во щи.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.

Пословицы и поговорки о капусте

Капуста не пуста, сама летит во уста.

Без капусты щи не густы.

В одном кармане пусто, в другом капуста.

Здорово заговелись, на хрен, на редьку, на кислу капусту.

Капуста лучше пуста: хоть в брюхе не порожне.

Без поливки и капуста сохнет.

Капуста из куста, густа, да невкусна.

Языком капусту не шинкуют.

Hе казни бог ничем, как капуста ни с чем.

Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.

Пословицы и поговорки о луке

Голо, голо, а луковка во щи есть.

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

Честна чесноковина да луковица.

В нашем краю - словно в раю: луку да рябины не приешь.

Облупил, как луковку.

Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Рожа - клюковка, глаза - луковки.

Пословицы и поговорки о чесноке

Лук с чесноком - родные братья.

Не ела душа чесноку, так и не воняет.

Чеснок да редька, так и на животе крепко.

Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет. (чеченская пословица)

Кто чесноку поел, сам скажется. (крымскотатарская пословица)

Пословицы и поговорки о свекле

Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.

Красна свекла, хоть и в черной земле растет.

Без свеклы борща не ищи.

Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.

Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин.

Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.

Не убил рябчика, ешь свеклу.

Свекла - не морошка, хоть и в лукошке, да растёт в земле.

Пословицы и поговорки о моркови

Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.

Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.

В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.

Будешь на полатях лежать, моркови не видать.

Морковь прибавляет кровь.

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Пословицы и поговорки про растения

• Растенье — земли украшенье.

• Зеленая ограда — живая отрада.

• Зеленый наряд радует взгляд.

• Сломить дерево — секунда,

А вырастить — года.

• Дерево водой живет, дерево и воду бережет.

• Была бы водица, а зелень родится.

Пословицы и поговорки

• Аленький цветок бросается в глазок.

• В горах прольется — степь расцветет.

• Где цветок, там и медок.

• Если у цветка нет тычинок, откуда же взяться аромату.

• Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.

• Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам.

• Завистника соседская роза, как шип, колет.

• И в пышном цветке гнездится змея.

• И красивые цветики ядовиты бывают.

• И красно, и пестро, да пустоцветом.

• Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.

• Из одного цветка гирлянды не сделаешь.

• Издали все пахнет цветами.

• На красный цветок летит и мотылек.

• Нет цветов — нет уюта.

• Одно дитя, как семя цветка, а пятеро — как семена терновника.

• Опавшие цветы не возвращаются на ветви; разбитое зеркало больше ничего не отражает.

• От дождя травы расцветают, от песни — душа.

• От хорошего цветка хороший аромат.

• Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

• Пустоцвет не приносит плодов.

• Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.

• Сегодня в цветах, а завтра в слезах.

Пословицы и поговорки о труде

Человек рожден для труда.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что потрудился, то и поел.

Воля и труд дивные всходы дают.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Наше счастье в общем труде.

Кто трудится, тот и пользуется.

Без труда нет добра.

Без труда меду не едят.

Трудовая денежка — мозольная.

Труд кормит и одевает.

Не замочив рук, не умоешься.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.

Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.

Встанешь пораньше — шагнешь подальше.

Без хорошего труда нет плода.

Приложение №4

Загадки об овощах.

Самые лучшие загадки об овощах

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

(Лук)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

(Морковь)

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

(Капуста)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали?

(Помидор)

В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена.

(Тыква)

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это?

(Горошек)

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что, скажи, дружок?

(Чеснок)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка)

Горлодёрку потри сквозь тёрку, Добавь кваса да хлеба кусок. Эта еда продлит года.

(Редька)

В огороде хоть росла,

Знает ноты "соль" и "фа".

(Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках

Сотни зёрен аппетитных.

(Кукуруза)

Загадки о труде

Молодцом тебя зовут

Если очень любишь …

(Труд)

Хочешь первым всегда быть,

Сытым и здоровым жить?

Мой совет: ты не ленись,

А работай и …

(Трудись)

Эй, вставай, лежебока,

Не устал ты нисколько.

Тебя успех, удача ждут.

А поможет тебе …

(Труд)

Как из обезьяны смело

Человека можно сделать?

И какой из инструментов

Помогал в прогрессе этом?

(Труд)

Кому не скучно никогда?

Работа, труд его боятся.

Он мастер дел, всеми любимый

Человек …

(Трудолюбивый)

Я сижу на берегу

Живописного пруда.

Без чего я не смогу

Вынуть рыбку из пруда?

(Без труда)

Загадки о цветах

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

(Роза)

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Пышный куст в саду расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах махровых -

Белых, розовых, бордовых!

(Пион)

Куст оконный и балконный.

Лист - пушистый и душистый,

А цветы на окне -

Словно шапка в огне.

(Герань)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

Я шариком пушистым белею в поле чистом,

а дунул ветерок - остался стебелек.

(Одуванчик)

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки

(Водяная лилия)

На окне, на полке

Выросли иголки

Да цветки атласные -

Алые и красные.

(Кактус)

В огороде, на дорожке, под моим окошком

Расцвело сегодня солнце на высокой ножке

(Подсолнух)

Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу.

(Астры)

Из зеленого цыпленка,

Сплошь покрытого пушком,

Становлюсь я горделивым

Алым петушком!

(Мак)

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)

Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе — чистом-чистом,

И солнышке лучистом

(Незабудка)

Стоит в сад кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

У нас ни пальцев нет, ни рук -

Лишь только лепестки вокруг.

Мы необычно называемся,

Но в маникюре не нуждаемся

(Ноготки)

На клумбе у окошка

Посажена картошка.

Цветки её огромные

И светлые, и тёмные.

(Георгин)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках …

(Мимоза)

Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе — чистом-чистом,

И солнышке лучистом!

(Незабудки)

Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу.

(Астры)

Очень просто узнать меня:

По названью я тиграм родня.

Рыжий в крапинку мой цветок

Среди зелени, как огонек!

(Тигровая лилия)

Я в зимнем саду

Целый день проведу.

Захвачу акварельные краски.

Нарисую...

(Анютины глазки)

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (ландыш)

Приложение 5

Таблички - указатели с названиями растений для наших грядок

https://sun9-44.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e08b/_fXKmE4TUuE.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=65a222188c28136c301ede738b8de040&type=album

https://sun9-60.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e0a6/RjdM64_TRmU.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=3dd83f91ae444e08fb0fe73b3e7ef122&type=album

https://sun9-55.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e0af/tTF2U6_JEEk.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=fd8ebc372be9c1013a32d7ead796d0b5&type=album

https://sun9-70.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e0c1/_7sUwDhEW5Q.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=3881d78d5f797bcc78e2519705a8ece9&type=album

https://sun9-55.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e0e5/azkLsNObKOE.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=b694eef7b1e6b3dd0d8762bc97f27baa&type=album

https://sun9-15.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e0f7/8O6C5K5DAcM.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=121caa5c11514a29868d1e316b891088&type=album

https://sun9-65.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e100/n0NJ7bM-3RM.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=319bbca9bf28b12c0cb9bcf3688d0c1d&type=album

https://sun9-38.userapi.com/impg/c857724/v857724560/18e112/0hcP6X1fqrc.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=4c8cd4739036603825cc23dc92f01222&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии с проекта "Огород на окне"

Как оформить "Огород на окне" в старшей группе? Может быть вам помогут мои фотографии....

Проект "Огород на окне"

Краткосрочный проект с детьми старшей группы "Огород на окне"....

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....

Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне». Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста Актуальность темы проекта: проект направлен на расшир...