Информационная карта проекта "Экологическая тропа в детском саду"
проект по окружающему миру

Карпыза Елена

Цель, задачи, описание станций экологисечкой тропы и законов пребывания на ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл информационная карта проекта40.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект: «Экологическая тропа в детском саду» 

Вид проекта: практико-ориентированный. 

Продолжительность проекта: Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

 На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием.

На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей.

Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека.

Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование.

Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление.

Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

 Цель создания экологической тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей (сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы), развивать экологическую культуру личности ребенка, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи создания экологической тропы: 

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

 2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы. Развивать экологически-грамотное отношение к природе, своевременное развитие экологического сознания личности

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки

 4) Воспитывать экологическую культуру поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе. Воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям

5) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны озеленения и тропы здоровья.

                        Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: СПб, Пушкинский р-н, пос. Тярлево, ул. Тярлевская 12.

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игра, культурно-развлекательные мероприятия.

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая.

 Экологическая тропа располагается на территории детского сада № 30, Пушкинского района. Детский сад расположен в частном секторе, вблизи парковой зоны.

 Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.  

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы 

I. Подготовительный –

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Разработка маршрута экологической тропы.

3. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

4. Составление паспорта всех точек тропинки.

5.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

 II- Основной-

1.Оборудование тропы совместно с родителями.

2. Познавательно-исследовательская деятельность детей на экологической тропе в теплое время года.

III-Заключительный –

Презентация проекта:

1. Конкурс участков.

2. Педсовет ДОУ.

3. Размещение материала на сайте ГБДОУ детский сад №30, Пушкинского района

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе 

 Экологические беседы;

 Наблюдения;

 Элементарные опыты;

 Экскурсии;

 Целевые прогулки;

 Экологические конкурсы, викторины;

 Решение экологических ситуативных задач;

 Чтение художественной литературы;

 Обсуждение и проигрывание ситуаций;

 Трудовой десант;

 Труд в природе;

 Экологические досуги, развлечения, праздники;

 Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

 Театрализации, инсценировки.

 Формы и методы работы с родителями на экологической тропе 

 Взросло-детские проекты;

 Изготовление рисунков, поделок;

 Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

 Участие в конкурсах

 Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

 Фотовыставки;

6. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр. В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

7. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута: Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1). Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов, расположенных на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. "Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”

Объекты экологической тропы 

  1. «Гнездовье».

Характеристика объекта: на территории детского сада есть объект – «Гнездовье». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечник, дупло, гнездо аистов для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, свиристели.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

  1.  «Водоем».  

Информация об объекте: водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями. Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

  1.  «Живая изгородь»

Информация об объекте: Живая изгородь – это ряд кустарниковых растений, образующий сплошную стену. На участке её можно использовать и для внутренних ограждений, например для зрительной изоляции площадок, выделения уголка отдыха. Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает создать на участке особый микроклимат. Для создания живой изгороди используем кусты боярышника. Живая изгородь — эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.

  1. «Чудо - огород»

Информация об объекте: на территории детского сада есть объект – «Чудо - огород». Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. «Чудо-огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке); обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека. Дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, принимают участие вместе с воспитателями в уходе за растениями, наблюдают рост и сбор урожая, пробуют выращенный своим трудом урожай.

  1. «Подворье»

Информация об объекте: малые архитектурные формы (деревенский домик, колодец, плетень(выносной), фигуры животных (лошадка, поросята), улей, пугало, грядка с овощами. Дети рассматривают объекты; беседуют о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, отгадывают загадки.

Цель: знакомить с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, с повадками, питанием, пользой для человека. Формировать понимание того, что их жизнь тесно связана с человеком. Воспитывать заботливое отношение к ним.

  1. «Пасека»

Информация об объекте: на «Пасека» хозяйничает Пчела Майя. Он расскажет детям о жизни и пользе пчёл, о том, как добывают мёд, о целебных свойствах мёда. Здесь имеются улья, ярко – цветущие растения, которые привлекают внимание не только пчёл, но и других насекомых. Всё это становится объектами для наблюдения

Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях пчёл, их пользе в жизни человека, познакомить с правилами безопасного поведения при общении с пчёлами, со свойством мёда, расширить представление о пользе, способах его добычи.

  1.  «Яблоневый сад»

Цель: Формирование знаний о плодовых деревьях. Содержание. Во время экскурсии весной дети рассматривают бутоны цветов на яблонях, кроны, ствол. Зимой любуются на снегирей и свиристелей, лакомящихся вкусными плодами.

  1. «Березовая роща»

 Информация об объекте: Березовая роща-это небольшой участок лиственного леса (березняк). Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Педагог рассказывает об истории: Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины. В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается). Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота). Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.

  1. «Лесопарковая зона»

 Цель: привитие интереса и любви к природе родного края; развитие умения наблюдать за изменениями, которые посезонно происходят в живой и неживой природе; знакомить детей с разновидностью деревьев (хвойные и лиственные). Учить сравнивать деревья по строению ствола, веток, семян; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; умение анализировать, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

  1. «Экологическая лаборатория»

 Цель: вызвать познавательный интерес к опытно-исследовательской деятельности; развивать фантазию, воображение; учить детей давать ответы на вопросы; устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

  1.  «Метеостанция»

Информация об объекте: Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), солнечные часы. Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

Цель: формирование у детей элементарных представлений о погоде и еѐ значении в жизни человека. Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На метеоплощадке наблюдаем за количеством выпавших осадков, замеряем с помощью осадкомера. В дневник наблюдений заносим наблюдаемые за сутки атмосферные явления (дождь, снег, град, иней, роса) и т.д.

  1. «Тропа здоровья»

 Характеристика объекта: тропа выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным материалом. Это рифлёная дорожка, галька, сосновые шишки, песок. «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

 «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений.

  1. «Зеленая аптека»

Характеристика объекта: Лекарственные растения высажены в виде солнца, такой огород создан для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, обучение правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

  1.  «Сиреневая»

Информация об объекте: крупный красивоцветущий кустарник с цветками, имеющими сладковатый запах. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени очень эффектно смотриться. Цель: Формировать знания о разнообразии кустарников. Закреплять умение определять по внешним признакам кустарники. Вызвать эмоциональный отклик на вид сирени.

  1. «Академия букашек»

 Информация об объекте: «Академия букашек» - это мир жужжащих и ползающих На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Камни являются прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу. В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли. Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника. Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

Не все станции обязательны для прохождения во время экскурсии, часть из них может быть пропущена, а на некоторых можно остановиться более длительное время. Проведение экскурсий на экологической тропе не зависит от времени года.

Предполагаемые результаты: 

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.  

Вывод:  экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.  реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.  основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.  отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

 В результате реализации проекта:  повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;  улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;  повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические тропинки в детском саду

Здравствуйте дети! Здравствуй природа!Здравствуйте леса, реки, моря и озера, поля и горы. Здравствуйте птицы – соловьи, совы, воробьи, медведи, белки, волки!Если бы человек каждый день вот так з...

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"...

Информационная карта к проекту "Цветущий детский сад"

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания; формирование правильного отношения к природе....

Информационная карта проекта «Наш любимый детский сад»

Детский сад – второй «дом» для детей. В детском саду работают люди, которые заботятся о детях, создают для них комфортные условия.Мы, сотрудники ДОУ, должны помочь детям увидеть роль каждого работника...

Карта схема экологической тропинки в детском саду

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...