Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас ...»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Владимировна Нищева

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас ...»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

                         

МДОУ «Детский сад №3»

                                               

                                 Проект

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас ...»

Подготовила воспитатель: Нищева Светлана Владимировна

2022-2023гг

               

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас ...»

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Пояснительная записка
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью , соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. 
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, 
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный – с сентябрь по май 2022-2023г.

Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;

Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы. Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

 

Экология – это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой. Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому очень важно рассказать детям об экологии.

         Экологические проблемы

Каждый житель Земли так или иначе оказывает влияние на окружающую среду. Любые изменения окружающей среды, связанные с деятельностью человека, вызывающие загрязнения и заболевания, вызывают экологические проблемы. 

Выделяют такие экологические проблемы, как:

  • загрязнение и обмеление морей, озер и рек;
  • опустынивание и деградация почв;
  • загрязнение воздуха;
  • лесные пожары и уничтожение лесов;
  • угроза исчезновения отдельных видов животных и растений, особенно тех, которые занесены в Красную книгу.

Формы и содержание работы с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.

В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.  

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

                                                     
Основное содержание проекта

 

Этапы реализация проекта:

Первый этап – подготовительный

– Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.

 

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

 

Третий этап – заключительный

– Оформление выставки рисунков детей;

– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети:

1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.

7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.

8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.

Педагоги: 

1.                 Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2.                 Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.

3.  Создание условий  для  формирования у детей дошкольного возраста системы представлений  об экологии.

4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

1.                 Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.

2.                 Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей группы.

 

 
 

Дорожная карта  реализации проекта по

экологическому воспитанию

 для детей старшего дошкольного  возраста 

«Природа глазами детей»

на 2022-2023 уч. год

 

Сроки реализации

Виды деятельности

Работа с родителями

Форма регистрации

результата

Сентябрь

– Отгадывание загадок об осени, об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые нам дарит сентябрь;

– игра «Угадайка»;

– игра «Узнай на вкус»;

–  выставка «Что нам осень принесла».

– Чтение художественной литературы;

– беседа с детьми;

– рассматривание фотографий на тему «Осень краски разводила»;

– слушание музыки и песен об осени;

– наблюдение за трудом взрослых: сбор опавшей листвы, обрезка деревьев, сбор урожая;

– дидактические игры «Найди дерево по описанию», «Чего не стало?», «С какой ветки детки?»;

– экспериментирование «Летающие семена»;

– аппликация «Осень в лесу».

 

 

 

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

 

Родительское собрание.

 

Анкетирование родителей.

 

Составление плана работы по проекту

Октябрь

 

– Беседа «Кто живёт в лесу?»;

– дидактические и настольные игры «Чей домик?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Угадай животное»;

– составление описательных рассказов по картине «Три медведя»;

– пальчиковая игра «Зайка и ушки»;

– чтение художественной литературы;

– драматизация сказки «Теремок»;

– беседа «Как вести себя в лесу»;

– рисование «Раскрась животное».

– Беседы «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу»,  «Какие бывают грибы»;

– отгадывание загадок;

– сюжетно-ролевая игра «В лесу»;

– словесная игра «Съедобные – несъедобные»;

 

– аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки».

 

Консультация

«Правильное отношение детей к природе начинается в семье». Рекомендации «Наблюдения в природе осенью».

 

 

Выставка рисунков «Осенний листопад»

Ноябрь

 

– Составление рассказов-описаний о комнатных цветах;

– беседа «Что растет на окошке?»;

– чтение и обсуждение произведений:

В. Катаев «Цветик–семицветик»,                 Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»;

– дидактические игры «Найди части растений», «Выложи растение правильно»

. – Беседа о домашних животных и птицах;

– рассматривание иллюстраций домашних животных и птиц;

– чтение рассказов, сказок, стихов;

– отгадывание загадок;

– рисование «Домашние животные».

 

 

Акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Изготовление кормушек

 Природоохранная акция  «Сохраним елочку – красавицу!».

 

Оформление книжной выставки

Декабрь

 

– Рассматривание картины «Кошка с котятами»;

– беседы;

– чтение рассказов, сказок, стихов;

– подвижная игра «Воробушки и кот»;

– игра-инсценировка «Кошкин дом».

– Отгадывание загадок;

– нетрадиционное рисование ладошками;

– дидактические игры «Найди маму», «Угадай и назови», «Угадай кто голос подаёт»; – подвижные игры «Курица и цыплята», «Гуси и волк».

 

Консультация «Зимние травмы»

Памятка

Природоохранная акция «Сохраним-елочку красавицу»

Конкурс поделок из природного материала

Январь

 

– Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы;

– рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеговике;

– наблюдение за погодой, снегом;

– чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;

– игра «Снег кружится»;

– опыты «Вода и лёд», «Снег и его свойства».

– Чтение художественной литературы;

– составление описательных рассказов о жизни диких животных зимой;

– рассматривание иллюстраций о животных, следов птиц и животных на снегу;

– беседа об охране животных;

– пальчиковая гимнастика «Колобок»;

– дидактические игры «Помоги животным найти друг друга», «Чьи следы на снегу».

 

 

Консультация «Наблюдения в зимний период Консультации «Почему лекарственные растения лучше обычных таблеток?», «Комнатные растения и уход за ними».

 

Создание альбома «Зима»

Февраль

 

– Беседа о зимующих птицах;

– пальчиковая гимнастика «Птички»;

– подвижная игра «Птички-невелички»;

– дидактическая игра «Что за птица?»;

– прослушивание записи с голосами птиц. – Беседа «Откуда родом камешки»;

– беседа «Кому нужны камни»;

– рассматривание картин «Такие красивые горы», рассматривание камней через лупу;

– экспериментирование «Какими бывают камни?», «Тонет – не тонет», «Могут ли камни издавать звуки?»;

– чтение художественной литературы;

– дидактическая игра «Выложи картинку из камней»;

– подвижная игра «По каменной дорожке шагают наши ножки».

 

 

Консультации «Почему лекарственные растения лучше обычных таблеток?»

Беседа «Комнатные растения и уход за ними»

Выставка творческих работ детей совместно с родителями

Март

– Рассматривание иллюстраций;

– беседа;

– игра «Когда это бывает?».

 – Рассматривание луковицы;

– дидактические игры по ознакомлению с овощами;

– рассказ воспитателя о луке и его свойствах «Лук от семи недуг».

 

 

Фотовыставка «Природа и мы».

 

 

Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров

Апрель

– Беседа «Вечная слава воде»;

– проведение опытов с водой «Вода не имеет формы», «Лёд легче воды», «Превращение в воду»;

– сюжетно-ролевая  игра «Путешествие  в подводное царство»;

– словесные игры «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки»;

– подвижная игра «Море волнуется».

 

 – Выставка картин о лесе;

– физкультминутка «Дует ветер нам в лицо»;

– игра «Отгадай»;

– игра «Собери цветок быстрее, чем я».

 

 

Родительское собрание.

Консультация «Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к при-роде

Размещение кормушек на участке группы

Май

– Отгадывание загадок;

– рассматривание иллюстраций;

– наблюдение за пчёлами на территории детского сада;

– беседы «Что лечит мёд?», «Откуда берётся мёд?», «Пчеловод – друг пчёл»;

– дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;

– Сюжетно-ролевая игра «Пасека»

 – Чтение стихов;

– познавательное видео «Как появляется бабочка»;

– дидактическая игра «Весенние слова»;

– коллективная работа «Весна красна».

 

 

 

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Совместное участие родителей и детей в экологиче-ской игре «Знатоки природы!».

Большая выставка детского творчества

 

 

 

 

Материально-техническая база:

¬ предметно-развивающая среда;

¬ уголок природы в группе;

¬ огород на окне;

¬ наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, аудиозапись с голосами птиц;

¬ кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц), кукла в костюме Красной Шапочки;

¬ макеты различных грибов, корзинка;

¬ бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, пластилин;

¬ луковицы, ящик с землёй, лейка;

¬ комнатные растения;

¬ кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);

¬ коллекция камней, лупа;

¬ банка с мёдом.

 

Теоретическая и методическая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.

5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

9. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.

11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.

12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «ПРИРОДА ЯМАЛА»

Тема проекта «Природа ЯМАЛА» выбрана мною не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дош...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»

Недаром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого обще...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...