Экологическое путешествие "Поет зима, аукает" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Воспитатель с детьми отправялется в зимний, там мы видим следы животных и идем по ним, по пути нам встречаются домики животных и интересные задания, связанные с животными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое путешествие «Поет зима, аукает»
Цель: Воспитывать эмоциональную отзывчивость; бережное отношение к животным и птицам
Задачи:
1)закрепить и обобщить представления детей о зиме с помощью загадки и стихотворении великого русского поэта С.А. Есенина
2)Расширять представления детей о диких животных: где живут, чем питаются,
4)Расширять представление детей о том как животные готовятся к зимней спячке.
5)Продолжать совершенствовать диалогическую речь, активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями.
6)Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.
Материалы : мнемотаблица «Опиши дикое животное», игра «Кто лишний», игра «Соотнеси животное с пищей», игра «Соедини хвосты», иллюстрация зимы, иллюстрация белки, иллюстрация егеря, иллюстрация сосны, макет логова волка, макет сугроба зайца, запись звука вьюги, формочки для смеси, елки
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые
Предварительная работа: чтение ", В. Бианки "Лес зимой", «Холодно в лесу, холодно!», чтение стихотворения С.А. Есенина «Поет зима, аукает», беседа: «Что такое стозвон сосняка», беседа: «зачем животные уходят в спячку», беседа: «Как отличить след зайца от следа волка», Беседа: «Как животные зимуют», беседа: «Кто такие егерь и лесник», рассматривание иллюстраций животных
Организационный момент
Воспитатель: здравствуйте, детишки: и девчонки и мальчишки
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся
Дети: здравствуйте
Воспитатель: ребята, я Очень рада вас видеть, давайте мы встанем в кружок и немного поиграем?
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, много.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: у меня для вас есть интересная загадка, попробуем отгадать?
Наступили холода, – превратилась в лёд вода.
Все деревья, листья скинув, оголили свои спины.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Есть ли тут, кто точно знает, когда это всё бывает?
Дети: зимой ….
Воспитатель: как вы поняли, что говорится о зиме? Обратите внимание на экран, там подсказка (На экране иллюстрация зимы)
Дети: наступили холода, вода превратилась в лед, опали листья, деревья стоят голые, зайчик поменял шубку, медведь ушел в спячку,
Воспитатель: ребята, а какая зима? Как ее можно описать словами?
Дети: злая, холодная, белоснежная , морозная, суровая, снежная, промозглая…
Воспитатель: Как прекрасно вы описали зиму! Великий русский поэт Сергей Есенин написал замечательное стихотворение про зиму, послушайте его? (воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает)
Воспитатель: вам Понравилось стихотворение ?
Дети:
Воспитатель: В стихотворении есть строка «стозвоном сосняка?», а что такое сосняк?
Дети: это сосна?
Воспитатель: а как понять «стозвоном»?
Дети: это сто звонков, как будто сто звонков колокольчиков
Воспитатель: Поэт описал - Шум сосен который напоминает тихий звон колоколов, колокольчика.
Воспитатель: а давайте попробуем вместе изобразить это стихотворение движениями ? Повторяйте за мной.
Поет зима — аукает, (показываем как поем)
Мохнатый лес баюкает(…………….баюкаем)
Стозвоном сосняка. (………………………………)
Кругом с тоской глубокою ( круговые движения прямыми руками)
Плывут в страну далекую
Седые облака. ( соединяем руки над головой)
А по двору метелица (………………)
Ковром шелковым стелется,(……………..)
Но больно холодна. ( обнимаем себя, показываем как холодно нам) Воспитатель: Очень холодно зимой. Холодно не только нам, но и птица и зверям. А давайте отправимся поедим в зимний лес и посмотрим как зимуют животные?
Дети: Да!!
Воспитатель: а на чем поедем?
Дети: на лыжах
Воспитатель: Тогда, одевайтесь потеплей. Становись на лыжи !
Мы на лыжах в лес идем, (Ноги вместе. Имитируем отталкивание палками)
Мы взбираемся на холм. ( высоко поднимаем согнутые в коленях ноги, и ставим стопу елочкой)
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Остановка - зимний лес Оставляем палки здесь
Воспитатель: вот мы и приехали в лес, давайте послушаем музыку зимнего леса?(звучит музыка)
Воспитатель: Как-то тихо в лесу, не видно никого. Куда они все пропали? Ой, вот смотрите, чьи-то следы! А как вы думаете, чьи они?
Дети: похоже на следы зайца Воспитатель: а как вы поняли, что это следы зайца ?
Дети: потому что у зайца передние лапы маленькие, а задние намного больше
Воспитатель: а зачем заяц так странно ходит? Вправо влево прыгает, бегаем кругами , вообще не понятно как он ходит…
Дети: заяц так путает следы, потому что за ним охотятся лисы и волки
Воспитатель: зайчику помогают защищаться сильные задние лапы, а что еще помогает зайцу спастись от врагов?
Дети: большие уши и маскировка
Воспитатель: а как ему помогают большие уши и маскировка ?
Дети: уши зайчика слышат малейших шорох, каждую опасность, а благодаря маскировке его не видно на белом снегу, лисичка или волк его могут не заметить
Воспитатель: ребята, а куда же бежал зайчик?
Дети :….
Воспитатель: давайте проследим, куда ведут следы зайца и узнаем, чьи догадки были верны?
Дети :….
Воспитатель: Смотрите, здесь под елочкой заяц прятался. Видимо, он услышал нас и убежал. Но тут лежит письмо, Прочитаем?
Воспитатель читает: «ребята, это зайчик, я установил видео наблюдения, чтобы знать, каких животных мне следует опасаться, а каких нет. Я даже сделал фотографии, посмотрите их?»
Дети :….
Воспитатель: ребята, так кого же зайчику следует опасаться, а кого нет и почему? ( лиса, медведь, волк)
Дети: зайчику не стоит бояться медведя, потому что он зимой спит и вообще зайцев не ест
Воспитатель: а вот следующие фотки, кто здесь опасен для зайца ?( лось, волк, белка, мышка)
Дети: зайцу не стоит опасаться лося, белки и мышки, потому что они травоядные, а волка стоит, потому что он хищник
Воспитатель: ребята, вы прекрасно справились с заданием и теперь мы можем путешествовать дальше!
Мы идем по следам зайца и видим от следов зайцу в сторону идут другие следы.
Воспитатель: ребята, а тут еще и другие следы, они чьи?
Дети: собаки, волка, медведя
Воспитатель: а мы можем увидеть следы медведя зимой?
Дети: нет, он спит в берлоге
Воспитатель: а собака где живет?
Дети: в квартире или в доме
Воспитатель: к тому же если бы это была собака, то рядом находился след человека, так значит, чьи это следы?
Дети: это следы волка
Воспитатель: а как вы поняли, что это следы волка?
Дети: у волка на лапах когти длинные, лапа напоминает круг
Воспитатель: а чем отличаются следы волка от следа зайца?
Дети: у зайца маленькие следы и более вытянутые, а у волка след большой след и напоминает круг
Воспитатель: а вы хотите пойти по следам волка?
Дети: нет, волк злой и голодный, нам страшно идти по его следам
Воспитатель: тогда исследуем следы зайца дальше?
Дети: да
Идем по следам и подходим к логову
Воспитатель: Смотрите, кто-то здесь живет. Как вы думаете кто?
Дети: волк, медведь, лиса.
Воспитатель: Это мы сейчас узнаем (Снимаем таблицу) Посмотрите картинки и опишите хозяина.
Дети: он живет в лесу, у него большая пасть, острые зубы, чуткое обоняние и слух, хорошее зрение, у него сильные длинные лапы и длинные когти, у него серая теплая и мягкая шерсть, он воет на луну или передает стае, что рядом опасность, и он всегда живет в стае и никогда не живет один
Воспитатель: Узнали. Кто здесь живет?
Дети: волк
Воспитатель: а как жилище называется?
Дети: волчье логово
Воспитатель. Находиться рядом с логовом очень опасно. Но сейчас, здесь нам опасность не грозит. Других следов у логова, кроме заячьих не видно. Значит в логове пусто. А знаете почему?
Дети:
Воспитатель: В логове волк живет только весной, летом – пока у него есть волчата. А зимой волки сбиваются в стаи, так легче добывать еду. Раз волк зимой в логове не живет, у нас есть возможность заглянуть внутрь. ( достаем картинки животных и пищи)
Воспитатель: Волку оказывается интересно – чем питаются зимой животные в лесу. Давайте присядем на пенек
Дети садятся за столы (пенек)
Воспитатель: Возьмите карандаши, соедините картинку животного с тем, чем он питается зимой. ( Дети соединяют картинки и проверяем и уточняем что употребляют в пищу животные)
Дети выполняют задание
Воспитатель: все справились с заданием? Давайте проверим: что ест зайчик? Кору дерева. Что ест белочка? Семена шишек. Что ест лиса? Лиса любит полевых мышей
Воспитатель: все справились с заданием, молодцы, Продолжим наше путешествие?
Дети: да
Воспитатель: дети встают, едут на лыжах до шишки). Смотрите, я нашла шишку, как вы думаете, кто ее мог здесь потерять? Кто любит шишки?
Дети: белка
Воспитатель: а Что помогает белочке пережить морозы?
Ответы детей: белочке помогают пережить морозы пушистый хвостик, она им укрывается, белочка меняет шубку, летом она рыжая, а зимой серая, еще белочка делает запасы у себя в дупле
Воспитатель: а зачем белочка меняется шубку?
Дети: чтобы маскироваться, благодаря серой ее не видно
Воспитатель: как много вы знаете о белочке, ребята!
Воспитатель: ребята, а это чей домик наверху?
Дети: это дупло белки!
Воспитатель заглянем к ней в дупло, посмотрим, что там у белочки хранится ?
Дети: шишка, орешки, сухие листья
Воспитатель: ребята, смотрите. Тут еще хвосты животных, помните, мы читали рассказ Виталия Бианки «Хвосты», там муха мечтала о хвосте ? Давайте поиграем?
Воспитатель: игра называется «Найди пару». Я каждому из вас даю либо хвостик животного, либо туловище, когда я скажу «1, 2, 3 пару найди» вам нужно будем найти пару, начинаем игру?
Дети:
Воспитатель: 1, 2, 3 пару найди!
Дети находят пары встают вместе
Воспитатель: как быстро вы нашли пару, молодцы.
Воспитатель: зачем белочке нужен такой пушистый хвостик?
Ответы детей: чтобы держать равновесие, когда прыгаешь с ветки на ветку, хвост это руль при прыжках, а зимой укрываться им
Воспитатель: а почему у зайца такой маленький хвостик
Ответы детей: длинный хвост мешал бы убегать, прыгать, за хвост поймать легче.
Воспитатель: а лисичке зачем пушистый хвостик?
Ответы детей: чтобы заметать следы
Воспитатель: а зачем оленихе такой маленький, пушистый, беленький хвостик?
Ответы детей: чтобы оленята видели олениху и не потеряли
Воспитатель: оказывается, каждому животному хвостик нужен для чего-то!
Ответы детей: а сейчас вы обменяетесь картинками и мы сыграем еще раз!
Дети меняются хвостами.
Воспитатель: 1,2,3 пару найди!
Воспитатель: вы молодцы, давайте отдохнем и присядем на снежок.
Дети присели на белые пуфики
Воспитатель: а чьи следы мы никогда встретим в лесу на снегу?
Ответы детей: медведя, барсука, ежика
Воспитатель: почему мы их не увидим?
Ответы детей: потому что они спят
Воспитатель: интересно: они спят всю зиму, а почему?
Ответы детей: да, потому что зимой им нечего есть
Воспитатель: то есть они спят всю зиму голодными?!
Ответы детей: нет, они много ели летом и осенью, накопили жир.
Воспитатель: Все крепко спят, А может все-таки, кто-нибудь просыпается?
Ответы детей: барсук может проснуться (когда наступает оттепель), перекусить и лечь дальше спать, И медведь может проснуться, если плохо поел летом (не хватит жира до весны)
Воспитатель: ребята, а как мы должны себя вести, раз некоторые животные спят?
Ответы детей: тихо, мы не должны шуметь, чтобы не разбудить животных
Воспитатель: Правильно. Вставайте с сугробов, давайте сделаем зарядку, согреемся, но тихо, чтобы не разбудить зверей?
Раз – присядка. Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
Птичка скачет, словно пляшет.
Птичка крылышками машет.
И взлетает высоко.
А лисята как проснутся,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало –
Начинаем все сначала
Воспитатель: Согрелись? Животным в лесу бывает тяжело и трудно. Есть человек, профессию которого вы мне сейчас назовете, он помогает им в трудную минуту. Как называется его профессия?
Ответы детей: егерь и лесник
Воспитатель: а как он заботится о животных и помогает им?
Ответы детей: следит, чтобы люди не охотились на животных, раскладывает соль для оленей и лосей, заготавливает веники для зайцев, спасает детенышей оставшихся без мамы, освобождает животных из капканов.
Воспитатель: Профессия егеря - лесника важна и необходима для сохранения животных и природы.
Воспитатель: Вот наше путешествие подошло к концу, пора возвращаемся в сад? Для этого надо сказать волшебные слова:
Если дружно встать на лыжи
Оттолкнуться, прыгнуть - не упасть
То и в наш любимый садик
Можно сразу же попасть
Воспитатель: вот мы и вернулись в детский сад! Ребята, что вам запомнилось из нашего путешествия? Что было самым интересным?
Ответы детей:
Воспитатель: ребята, получается, животные леса могут сами позаботиться о себе, а в трудной ситуации, например, если наступили морозы или животное ранено, то может помочь егерь. А вот в городе у нас живут наши маленькие пернатые друзья, зимующие птицы, как мы можем им помочь? Ведь зимы холодные, суровые
Ответы детей: кормить птиц, делать им кормушки
Воспитатель: а чем мы можем кормить птиц?
Ответы детей: ягодами, семечками, несоленым салом, сушеным белым хлебом, перловой или пшеной кашей
Воспитатель: ребятки, раз у нас есть возможность помочь нашим пернатым друзьям, значит, давайте так и сделаем. Я принесла корм для птичек, у нас на площадке много кормушек, мы будем туда накладывать корм, и наши зимующие птицы не будут голодать
Ответы детей:
Воспитатель: ребята, спасибо вам за занятие, вы молодцы. Давайте мы скажем «До свидания» нашим гостям и пойдем в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/27/picture-81300.jpg)
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»
Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/14/picture-633782-1655232586.jpg)
Проект по экологическому воспитанию детей в старшей группе "Покормите птиц зимой"
целью Целью проекта является закрепление представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
Экологический проект для детей старшей группы № 6 «Покормите птиц зимой»
Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы единогласно решили помочь пернатым друзьям и организовать традиционную акцию в форме педагогического проекта «Покормите птиц зимой! »....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-1069112-1539426257.jpg)
Экологическая проектная деятельность в старшей группе "Живая книга леса" (осень - зима - весна)
Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности, чувств....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1069469-1539529680.jpg)
Сценарий экологического праздника "Покормите птиц зимой" для старшей группы
Экологический праздник "Покормите птиц зимой" для старшей группы проводился в рамках проекта "Зимующие птицы Красноярского края" и явился одним из завершающих его этапов.Он с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1113844-1551007167.jpg)
Экологический проект " Покормите птиц зимой" в старшей группе
наблюдение за поведением птиц зимой,воспитывать заботливое отношение к птицам...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1207389-1579165734.jpg)
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме...