Индивидуальная исследовательская работа «Микробы вокруг нас»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Фомина Оксана Ивановна

Мичурин Константин Дмитриевич, 7 лет

МБДОУ детский сад №3 село Таремское

Подготовительная к школе группа «Кораблик»

Нижегородская область, Павловский район

с. Таремское

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная исследовательская работа

«Микробы вокруг нас»

 

 

 

 

 

Руководитель: Фомина Оксана Ивановна

Воспитатель МБДОУ детский сад №3 с. Таремское

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

     Введение……………………………………………………………3 стр.

 

  1. Основная часть…………………………………………………4 стр.

 

  1.  Что я сам знаю о микробах…………………………………..4 стр.

 

  1. Спросить у взрослых, кто  такие микробы………………… 4 стр.

 

  1. Практическая часть…………………………………………… 6 стр.

   

     2.1 Эксперимент «Чужие микробы» ……………………………. 6 стр.

    

     2.2 Эксперимент «Ловим микроба»……………………………. . 6 стр.

     

     2.3 Эксперимент «Чистые ручки»………………………………...7 стр.

   

  1. Эксперимент «Чих»……………………………………………8 стр.

 

     2.5 Эксперимент «Путешествие микроба»……………………… 9 стр.

    

     2.6 Эксперимент «Микроб в ладошке…………………………… 9 стр.

    

     2.7 Эксперимент «Микробы в воде ……………………………... 10 стр.

    

     3.Заключение………………………………………………………11 стр.

 

     Литература…………………………………………………………12стр.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Мотив          

Я часто слышу от взрослых, что здоровье нужно беречь. Надо мыть руки перед едой! Не грызть ногти! Что нужно есть только чистые фрукты и овощи!»  Почему?  Мне стало интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос мама и папа ответили хором: «Можешь заболеть». Что же может вызвать болезнь? Оказывается, болезнь могут вызвать микробы, которые находятся на грязных руках, под ногтями, на немытых продуктах.

Вот я и решил побольше узнать о маленьких существах, которых мы не видим, но часто о них слышим и говорим.

    Актуальность: (от научного руководителя).

В наш быстро развивающийся век новейших технологий, исследований и разработок проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьет тревогу.

Человеческая жизнь неотделима от жизни микробов. Мы существуем бок о бок с ними, используя полезные свойства и нейтрализуя опасные микробы и вирусы.

Воспитать здорового ребенка - это самое важное, что нужно сделать персоналу детского сада и родителям. Мы должны формировать у дошкольников сознательное отношение к своему здоровью и желание вести здоровый образ жизни.

     Актуальность: (от юного исследователя).

Микробы и бактерии вокруг нас повсюду, но я мало что знаю о них. Мир микробов-часть нашей жизни. Меня также заинтересовал вопрос: «Почему нужно обязательно мыть руки с мылом после улицы, мыть фрукты и овощи перед едой. Я волнуюсь, когда мне говорят, что какие-то микробы попадут в мое тело, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Как они могут причинить мне боль? Где эти микробы, если я их вообще не вижу?» «Так ли они опасны для меня?» Мои сестра и брат тоже заинтересовались этой проблемой и были рады помочь мне найти ответы.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют

микробы и так ли уж они страшны для человека.

Гипотеза: если я выясню, кто такие микробы и как они передаются, я смогу сохранить свое здоровье.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Получить некоторые представления о микробах, об их

свойствах;

  1. Узнать, каким образом микробы могут нанести вред человеку;
  2. Доказать, действительно ли нужно мыть руки и соблюдать

правила личной гигиены, чтобы не заболеть.

     5. Провести опыты.

     6. Сделать соответствующие выводы.

     7.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью     окружающих.

 

Методы исследования:

- подумать самому, что я знаю о микробах

- спросить у взрослых, кто  такие микробы

- найти информацию о микробах в Интернете, в энциклопедии

- провести эксперимент «Чужие микробы»

- провести эксперимент «Ловим микроба»

- провести эксперимент «Чистые ручки»

- провести эксперимент «Чих»

- провести эксперимент «Путешествие микроба»

- провести эксперимент «Микроб в ладошке»

- провести эксперимент «Микробы в воде»

 

Объект исследования: микробы.

Предмет исследования: как можно защититься от микробов.

 

  1. Основная часть

 

  1. Подумать самостоятельно, что я знаю о микробах, и какие они?

 

Костя: Микробы - это такие маленькие организмы, которых мы не видим, и они вредят людям.

 

 Спросить у взрослых «Что они знают о микробах?»

 

Мы с Оксаной Ивановной решили спросить у взрослых в детском саду, что они знают о микробах?

 

Вот что мы узнали:

 

Ольга Валерьевна (воспитатель старшей группы)

 

Микробы - это такие маленькие существа, которые вредят людям. Их невозможно увидеть своими глазами, так как они очень маленькие. Мы можете увидеть их только через микроскоп.

 

Галина Евгеньевна (медсестра д/с)

Микробы – это маленькие микроорганизмы, которые мы можем увидеть только через микроскоп. Они бывают полезными и вредными (которые вызывают различные заболевания).

 

Татьяна Николаевна (младший воспитатель)

Микробы – это микроорганизмы, которые живут на нашей планете, они не видимы нашему глазу. Есть вредные микроорганизмы, а есть полезные.

 

У родителей

Микробы – это возбудители различных инфекций и заболеваний.

 

Костя: вместе с братом и сестрой я посмотрел мультфильмы «Фиксики-микробы», «Митя и Микробус», «Что умеют микробы». Мама прочитала мне книгу Флоранс Пино, Стефан Киель «Тайная война микробов». Самостоятельно я прочитал книгу «Петька – микроб».

 

Вывод: Я узнал от взрослых и из детской энциклопедии, что микробы - это крошечные живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставлять нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену.

По форме микробы делят на шаровидные, палочковидные и извитые. Микробы бывают полезные и вредные. С помощью особых пищевых бактерий получают кисломолочные продукты. А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых. Хлеб, пироги, булочки невозможно испечь без дрожжей, в которых работают полезные бактерии.
Вредные микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами.
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается целая колония микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека.

Я посмотрел фотографии разных микробов. У некоторых есть хвосты, которые по-научному называются жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер вертолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мяч, который мы ударяем ладонью по земле.

 

 

 

 

2. Практическая часть.

    

Из разговора с родителями и другими взрослыми я узнал, что микробы очень маленькие и их можно увидеть только в микроскоп.

 

 

2.1 Опыт №1. 

«Чужие микробы»

Цель: увидеть, как передаются чужие микробы

Микробы у всех разные и Ани свои, у Кирилла свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то, когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, я проверил с помощью воды разного цвета.

Материал: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

 

Ход эксперимента: Каждый из нас держал свой стаканчик. По очереди мы переливали в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета. Вывод: Таким образом, наши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к нам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

 

 

 

2.2 Опыт №2

«Ловим микроба»

Цель: увидеть микробы с помощью утюга

Материал: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход эксперимента: Проводил опасный эксперимент. Я взял лист белой бумаги.  На ней не было никаких следов. Я опустил руки в стаканчик с водой, встряхнул, а потом прижимал к листу бумаги.  Мама включила утюг, и я начал гладить наш чистый, белый лист, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы, которые сидели по всей ладошке. Но я их поймал.
Как же микробы попадают в наш организм?

Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки.

 

 

 

 

2.3 Опыт №3

«Чистые ручки»

Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.

Материалы: мука, мыло.

Ход эксперимента: чтобы представить себе микробы на человеческих руках, которых мы не можем видеть, я посыпал руки мукой и показал, как микробы "передаются" от человека к человеку, оседают на обычных предметах, игрушках.

Вывод: для профилактики различных заболеваний необходимо содержать руки в чистоте, тщательно мыть руки с мылом.

Микробы также легко передаются от человека к человеку при чихании или кашле.

 

                                                              

                  

2.4 Опыт №4

«Чих» 

Цель: наглядно увидеть распространение микробов.

Материалы: пульверизатор, вода.

                                                          

Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрирую», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают людей.

 

Вывод: когда человек болеет, чихает, микробы "летают" повсюду. Как только микробы попадают в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится нехорошо, он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому человеку. Чтобы этого не произошло, нужно прикрыть рот рукой или воспользоваться носовым платком.

 

 

2.5 Опыт № 5

 «Путешествие микроба»    

Цель: увидеть микробов с помощью зеркала             

Материал: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

 

Ход эксперимента: Рассмотрел зеркало. Какое оно? Далее я на зеркало дышал, братик кашлял, а сестренка чихала, близко приставив зеркало ко рту. Проверили чистое ли зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А я уже знаю, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (я поднес пульверизатор близко ко рту и брызгал вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания.

 

 

 

2.6 Опыт № 6


«Микроб в ладошке»

Цель: увидеть, как передаются микробы с помощью мишуры
Материал: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

 

Ход эксперимента: Я опустил руки в чашу и перемешал мишуру. А потом пожал руки брату, а он –сестре. Руки стали красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда мы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

 

 

 

 

2.7 Опыт № 7

«Микробы в воде»                                                   

Цель: увидеть микробы с помощью микроскопа.

Материал: микроскоп, пипетка и талая вода (снег).

                                                            

Ход эксперимента: Изучение капли воды под микроскопом.

Я взял талую снежную воду и с помощью пипетки поместил каплю

воды на стекло под микроскопом. С помощью микроскопа я увидел, что

там нет ни микробов, ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Это просто мячи или

палки. Но они такие же, как мы: они едят, дышат, двигаются.

Вывод: Я увидел, что даже в маленькой капле воды живет много микробов, поэтому пить неочищенную воду нельзя.

 

 

   

 

3.Заключение:

В ходе исследований я выяснил, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное - быть сильным, крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и холоду, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Тогда никакие микробы не страшны, даже если их вокруг много. Тело всегда справится с ними, если его научат, как это делать.

Я поделился своими знаниями о микробах с ребятами из моей группы.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998.

2.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»,2016,-64с.

3.Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.

4.Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова «Развиваем способности дошкольников».

5.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledniy_variant_kostya.docx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "Природа вокруг нас"

Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны - основная идея данной работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней....

Научно-исследовательская работа «Микробы вокруг нас»

Научно-исследовательская работа    «Микробы вокруг нас» подготовительная группа...

исследовательская работа "Микробы вокруг нас"

  В последнее время взрослые постоянно  говорят о коронавирусе.  Каждый день мы слышим: «Мойте руки с мылом! На грязных руках микробы, бактерии, которые проникают в организ...

ll Конференция проектных и исследовательских работ «Мир вокруг нас»

В апреле на базе  ГБОУ школа 2051 прошла 2 Конференция проектных и исследовательских работ «Мир вокруг нас»! В группе «Звездочки» было сразу два участника-Семченков Тихон ...

lll Конференция проектных и исследовательских работ "Мир вокруг нас".

Исследовательски-творческая работа воспитанников (подготовительная группа)...

Исследовательский проект «Микробы вокруг нас» для детей старшей группы

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей судьбы. Формирование здоров...