Проектно-исследовательская работа "Природа вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны - основная идея данной работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_vokrug_nas.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа

 «Природа вокруг нас: как прекрасен этот мир!»

Дата проведения работы: сентябрь 2016 года  –  февраль 2017 года;

Место проведения:  ГБОУ Школа №1125,  дошкольное отделение; 

Участники проекта: дети 5-7 лет (старшая группа); педагоги (методист, воспитатели группы); родители;

Длительность проекта: среднесрочный;

Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

 

1 этап. Подготовительный.

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы.

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

 В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Очень важно не только разбудить в детях интерес к живой природе, но и воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны  –  основная идея  данной работы.

При этом особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей необходимо сформировать  первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.  

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.    

Цель проекта: Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста,  создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи проекта:

  • формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;
  • прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
  • формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;
  • развивать эстетическое восприятие природы;

Предполагаемый результат:

• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;

• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;

• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;

• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;

• сплочение детского коллектива;

• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;

• создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;

• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• формирование осознано-правильного отношения к природе (наш общий дом) и к человеку как части природы;

• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;

• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.

Ресурсы проекта:

1.Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»; учебно-методический комплект «Юные экологи Москвы»; и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

2. Уголок природы;

3. Зеленая зона на участке детского сада.

4. Исследовательский центр в группе.

5. Природное окружение для проведения экскурсий и наблюдений: территории ДОУ  и прилегающие территории;

6. Интернет ресурсы.

7. Познавательный материал, дидактические игры, упражнения, пособия по экологии.

2 этап. Собственно исследовательский.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях детского сада и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Вопросы:  «Что такое природа?»,  «Как я могу помочь природе?»

Карта движения по проекту

Блок «Что такое природа»

Рассказ  «Наш общий дом»

Чтение художественных произведений: стихотворения : З. Александрова «Природу надо беречь», С. Есенин «Белая береза», И.Соколов-Микитов «Раннее утро»;

Беседа «Что такое природа», «Живая и неживая природа»

Плакат «Наш дом – природа»;  

Плакат «Живая и неживая природа»;

Рисование «Берегите природу»;

Конкурс чтецов «Родная природа»;

Библиотечка «Мир вокруг нас»;

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»; «Воздух, земля, вода»;

Блок «Живая природа»:

  • Наблюдения «Наш красивый сад»;
  • Беседы «Деревья нашего сада», «Красота и польза растений»;
  • Рисование  «Ветка рябины», «Лес точно терем расписной», «Кленовый лист»
  • Дидактические игры «С какой ветки детки»; «Четвертый лишний»; экологическое лото;
  • Чтение К. Ушинский «История одной яблоньки», «Птицы», Э. Шим «Береги»;
  • Подвижные игры «Птички в гнездышках», «Деревья»;
  • Конкурс поделок из природного материала;
  • Изготовление макетов деревьев;
  • Викторина «Знаем ли мы растения на территории нашего детского сада»;

Блок  «Воздух»

  • Беседа «Воздух-Невидимка», «Как защитить воздух от загрязнения»
  • Эксперименты с воздухом «Где прячется воздух»; «Как увидеть воздух?»; «Воздух-невидимка»; «Движение воздуха»;
  • Рисование «Сильный ветер»;
  • Конструирование «Вертушка» (используем силу ветра);
  • Плакат «Мы за чистый воздух»;
  • Целевая прогулка-наблюдение «Ветер, ветерок»

Блок «Вода»

  • Беседы «Вода в природе», «О роли воды в жизни человека», «Берегите воду»
  • Опыты  и эксперименты «Свойства воды», «Растения пьют воду», «Круговорот воды в природе», «Воду можно очищать»
  • Чтение Б.Заходер «Что случилось с рекой?»,  Г. Люшина «Капелька»,  Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», «Жила-была река»;
  • Рисование «Вода нужна всем»;
  • Танец «Капельки и снежинки»;
  • Конструирование, рисование «Голубая планета»;

Блоки  «Почва», «Песок», «Глина»

  • Беседа «Почва – живая земля», «Кладовая Земли»;
  • Опыты «Влияние почвы на жизнь растений»; «Свойства почвы», «Свойства песка»
  • Подвижная игра «Деревья и черви»;

Блок «Чем мы можем помочь природе

  • Беседа « Прикоснись к природе»
  • Акция «Птичья столовая»
  • Трудовой десант «Мы за чистый двор»
  • Акция « Береги природу» (изготовление листовок)

3 этап. Обобщающий

Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми:

  • Изготовление макета территории детского сада с указанием крупных объектов живой и неживой природы.  
  • Защита проекта детьми с использованием макета территории детского сада.

Продукты проекта:

Рисунки, плакаты, выставка детского творчества; экспериментально - исследовательские работы;  конкурсы; викторина; дидактические пособия; минибиблиотека; скворечники, кормушки; экологические акции, экологические макеты.

Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Изготовленный детьми и воспитателями приближенный макет природного ландшафта прилегающих территорий (территории детского сада),  позволил систематизировать экологические познания детей и предопредил желание детей поделиться своими занания с друзьями. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».

Аннотация проекта   Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...