дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское
рабочая программа

Терлеева Любовь Владимировна

Пояснительная записка

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и

социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Изменения в системе образования связаны с изменениями в мировом образовательном пространстве и требуют существенных преобразований, как в педагогической теории, так и в практике работы дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_terleeva_l._v._2.docx386.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

дополнительная общеразвивающая программа

«Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников»

направление: проектно - исследовательское

возраст воспитанников 3-7 лет

Воспитатель, преподаватель изобразительной деятельности

  I квалификационной категории:

Л.В. Терлеева

«Салемальский детский сад

«Золотая рыбка»

педагогический стаж работы: 15 лет

с. Салемал 2020г

Пояснительная записка

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и

социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Изменения в системе образования связаны с изменениями в мировом образовательном пространстве и требуют существенных преобразований, как в педагогической теории, так и в практике работы дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Конечно, современные дети больше информированы об окружающем мире, но как они понимают эту информацию, умеют ли пользоваться ею, искать? Как организовать жизнедеятельность ребенка, чтобы у него была возможность выбирать, необходимость договариваться, время искать и находить?

Мы привыкли, что процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Раз ребенку достаточно только повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не свое мышление и свой ум. Это обучение в большей степени репродуктивное. Педагогам легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и получения результата. Проблема заключается в том, что такое обучение не задействует, по мнению Л.С. Выготского, «зону ближайшего развития» ребенка, а значит, не решает задачи развития личности дошкольников. Поэтому в дошкольных организациях остро стоит вопрос выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, использования интерактивных технологий обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит по условиям постоянного, активного взаимодействия всех участников.

Во всех дошкольных организациях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать построение педагогического процесса на основе принципа проектной деятельности.

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредствам проектной деятельности предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (в игровой, исследовательской, проектной, познавательной) рассматривается в Стандарте в качестве условия формирования индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного образования.

Направленность данной программы – Исследовательская, позволяющая углубить знаний и умения, необходимые для проектной деятельности.

Новизна программы заключается:  В поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путём  приобретения навыков экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного добывания знаний.

Актуальность. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,  которое направленно на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Одним из требований к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО) является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности и  самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).        Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.  В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на разрешение проблемной ситуации и создание творческого продукта.      

Цель программы: Формирование креативной личности дошкольника,  способной заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду.

Задачи:

     1. Обучать дошкольников этапам исследовательской деятельности.  

2. Развивать комплексные  умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

3. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

4. Формировать активную, самостоятельную  и инициативную  позицию  детей.

 Отличительные особенности данной программы.  Проектная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я не забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. На этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.

Педагогическая целесообразность:  

 1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

2.  Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.      

Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.

Принципы работы по организации проектной деятельности

Полноценная реализация   проектной деятельности опирается на принципы и нормы, которые создают саморегулирующуюся систему деятельности от идеи до практической реализации. Можно выделить следующие основные принципы проектной деятельности:

1. Принцип абсолютно добровольного участия в проектной деятельности. Любой субъект образовательного процесса в ДОУ, как педагоги, так и воспитанники должны иметь возможность согласиться или отказаться от проектирования.

2. Принцип развития личности. Проектная деятельность направлена на личностное развитие, самоконтроль и самореализацию субъектов проектной деятельности. Ведущим элементом является изменение самого субъекта проектирования.

3. Принцип управляемости. Данный принцип сочетает целенаправленную организацию, четкую технологию и контролируемость процесса проектирования. Для реализации данного принципа необходимо понимание структуры проектной деятельности, знание этапов, отслеживание перехода на разные этапы.

4. Принцип целостности. Подразумевает взаимодействие и установление взаимосвязи компонентов и этапов проектирования.

5. Принцип культуросообразности. Данный принцип сочетает целенаправленность применения проектной технологии на удовлетворение ведущих потребностей личности в познании, общении и самореализации.

6. Принцип мультикультурности. Принцип предполагает возможности в проектировании формировать культуру познания, изобретательства, работы с информацией.

7. Принцип единства исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности. Предполагает сочетание проектировочной и исследовательской деятельности по отношению к субъекту деятельности. Сочетание данных видов деятельности во многом определяет в целом качество проекта.

8. Принцип продуктивности. Подразумевается полноценное включение детей во все процессы, объединение процессов обучения и практического использования информации. Проекты, в результате которых получают реальный продукт, помогают детям включиться в современные социокультурные условия и получать опыт.

9. Принцип завершенности. Предполагает обязательное доведение проекта до завершения, до подтверждения предположения или его опровержения.

10. Принцип открытости. Данный принцип предполагает возможность продолжения проекта или изучение других объектов в рамках той же тематики.

Признавая ценность вышеуказанных принципов, необходимо подчеркнуть, что ведущим для проектирования в ДОУ называют принцип социальной востребованности. Данный принцип предусматривает включение дошкольников в решение проблемных ситуаций, которые касаются не только жизни детей, но и значимы для всего общества.

Проекты классифицируются:

- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;

- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Типы проектов в ДОУ:

1. Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

2. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

3. Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

4. Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст)

Этапы проектов:

Первый этап – «Выбор темы» (разработка проектного замысла)

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»:

• Что знаю?;

• Чего хочу узнать?;

• Как узнать?.

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области  познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – Подведение итогов проектной деятельности.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:

  • Метод наблюдения  – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

  • Игровой метод
  • Опыт  

Из словесных методов использовали следующие:

  • Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
  • Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно - речевых умений детей. Художественное слово, загадки,  напоминание о последовательности работы, совет, беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Информационно-коммуникативные технологии:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  принтер, видеокамера, фотоаппарат.

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Формы реализации программы:

-целевые экскурсии;

-чтение художественной литературы;

 -конкурсы и викторины;

-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

Организация предметно-развивающей  среды  проектной деятельности:

- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;

 - уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники;

 - библиотека детской познавательной и художественной литературы в группах в соответствии с возрастными особенностями детей;

- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности;

- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

- коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы-помощники:  лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм;

Природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена…и т.д.;
Утилизированный материал:  проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
Разные виды бумаги;
Красители: гуашь, акварельные краски;
Медицинские материалы:  пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
Прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, карточки - схемы проведения экспериментов.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми  проектной деятельности

Программу по проектной деятельности в образовательном процессе дошкольников можно использовать во всех возрастных группах детского сада

    Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по проектно-исследовательской деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.    

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» -  приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.

Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада (на примере бразовательных областей «Здоровье» и «Безопасность»).

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно действенного мышления;

-возникновение новых социальных мотивов - войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними

как взрослые;

-образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно - манипулятивная.

Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

  • Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
  • Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
  • Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой).
  • Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб).
  • Зонты и зонтики.
  • Варежки, перчатки.
  • Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
  • Такая разная обувь.
  • Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
  • Я катаюсь на качелях.
  • Любимая еда в детском саду и дома.
  • Фрукты.
  • Овощи.
  • Аккуратно, мебель!

Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей - предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско - родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: 

  • освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие способности к замещению и пространственному моделированию;
  • развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).

Примерная тематика проектов:

  • Идем к врачу.
  • Как проверить и сохранить слух.
  •  Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядки, прием пищи).
  • Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.
  • Полезно-вредно для наших зубов.
  •  Опасно-безопасно.
  • Книга здоровья нашей группы.
  • Острые предметы в наших руках: будь осторожен!
  • Правила поведения в автобусе.
  • Мы — пешеходы.

Старшая и подготовительная к школе группы

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание);

  • стремление к разностороннему общению;
  • развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;
  • компетентность;
  • освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность, учебная и исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов:

  • Что внутри у человека? (Создание буклета или дидактического плаката).
  • Азбука здоровья.
  • Зимние и летние виды игр, или Во что поиграть зимой и летом? (Картотека игр).
  • Как увидеть красивые сны?
  • Хочу быть спортсменом.
  • Энциклопедия спорта.
  • Чистота в нашей группе.
  • Осторожно, незнакомец!
  • Ядовитые растения и ягоды (создание дидактической игры).
  • Стоп: крыши, деревья, люки! (Создание правил безопасного поведения).
  • Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды.
  • Правила катания на велосипеде, роликах, самокате.
  • Знаки дорожного движения (изготовление знаков дорожного движения).
  • Осторожно, пешеход.
  • Что и как мы едим?
  • Создаем меню для малышей.
  • Наши друзья — витамины.
  • Где искать витамин С?
  • Накорми меня правильно, или Книга полезных советов.
  • Сладкое и полезное (выпуск стенгазеты).

В условиях проекта «Сладкое и полезное» у дошкольников развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека, применять имеющиеся знания в практических житейских ситуациях (например, при приготовлении блюд). Проект предполагает организацию следующих видов деятельности: беседы «Полезная и вредная пища», «Бывает ли сладкое полезным?»; чтение художественной литературы (Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Г. Ладонщиков «Лето в разгаре», Ф. Алхазова «Ягоды»); дидактическая игра «Витаминная семейка»; подготовка презентации (подбор стихотворения, составление сценария); оформление «Книги рецептов»; приготовление салатов из сладких блюд; работа в практических тетрадях («Определи составные продукты для салата здоровья»); дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка; фотовыставка «С мамой вместе»; выполнение домашнего задания; встреча с поваром.

При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети выпускают стенгазету или тематический номер газеты.

Ожидаемый  результат.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, объединяя педагогов,  детей   и  родителей.          

Внедрение  программы по проектной деятельности в образовательный процесс  дошкольной образовательной организации будет способствовать расширению  знания детей об окружающем мире,  развитию  у  детей способности экспериментировать, синтезировать полученные знания, формированию творческих способностей и коммуникативных навыков, умению  детей  планировать и решать  поставленные  проблемы,  приобретению   навыка  публичного изложения своих мыслей, развитию критического и творческого мышления у детей, оцениванию  результативности предпринятых действий, формированию  навыков исследовательской деятельности, развитию познавательной активности, самостоятельность,  умению работать в коллективе, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Использование технологии по  проектной деятельности,  способствует   формированию субъектной позиции у ребёнка, раскрытию его индивидуальности, реализации интересов и потребностей, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

 Программа по проектной деятельности способствует повышению  профессиональной компетентности  педагога, активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителей воспитанников и организации социума,  что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.      

Методическое обеспечение программы

Методические пособия:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» – № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – С.48.

4. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

5. И.А. Иванова Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

6.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего

дошкольного возраста. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – С. 208

7. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 2010. – №1.

8. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.

10. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". – М. – 2011. – С.224.

11. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.

Наглядно-дидактические пособия

1. Серия «Беседы с ребенком»: «Береги здоровье» - М. ТЦ СФЕРА КАРАПУЗ.

2. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Азбука здоровья», «Как устроен человек» ООО «Маленький Гений-Пресс».

3. Комплект тематических наглядных материалов «Виды спорта» - М.: СФЕРА

4. Тематический словарь в картинках. «Мир человека. Гигиена и здоровье». М. Школьная пресса.

5. Атлас. «Организм человека и охрана здоровья». СПб. Издательский дом «Нева».

6. Энциклопедия «Как устроено тело человека». Диагностики.

7. Полная энциклопедия «Человек». М. Издательство «Эксмо», 2007г.

8. Рассказы по картинкам «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Распорядок дня» М. Издательство «Мозаика-Синтез».

9. Дидактический материал «Окружающий мир. Зимние виды спорта». Екатеринбург. Издательство «Страна Фантазий».

10. «Культурно-гигиенические и трудовые навыки. Алгоритм в картинках. 5-6 лет».

Педагогическое обследование

Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.

Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».

Обследование проводится два раза в год (сентябрь, май) по следующим показателям:

1.        Интеллектуальная инициативность.

2.        Настойчивость.

3.        Познавательный интерес.

При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей. Педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.).

Результаты оформляются в таблицу

Учебный год

Всего обследовано детей

Высокий %

Средний %

Низкий %

Диагностика  развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности. /По Поздняк Л. В./

Фамилия, имя

ребенка

Показатели и уровни развития

Интеллектуальная инициативность

Настойчивость.

Познавательный интерес

Итого

Проявляет инициативу в формировании вопроса

Не испытывает затруднений в формулировке вопроса

Часто задает вопросы

Спрашивает о непонятном

Способность доводить начатое дело до завершения

С интересом воспринимает новую информацию.

Проявляет самостоятельность в решении задач.

Умеет рассказывать, обсуждать.

1.

Группа________________________      Дата _______________________    Воспитатель ________________

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

                

   Заключение.  Использование программы  «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников»  приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень

Литература

1. Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. С. 58–63.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. С. 108– 127.

3. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. С. 9–15.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2005.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.

7. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

C:\Users\HP\Desktop\рецензия\Page1.jpg

C:\Users\HP\Desktop\рецензия\Page2.jpg

        C:\Users\HP\Desktop\рецензия\Page3.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного о...

Что такое проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ

Раскрывается суть использования проектной деятельности в работе с дошкольниками, дана классификация проектов...

«Организация проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.»

Проект-это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко обозначенной цели, в течение заданного периода времени.В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО по взаимодействию воспитателя и ПДО, как средство реализации ФГОС.

В нашем детском саду имеется педагог английского языка. Взаимодействие воспитателя с педагогами повышает качество образовательного процесса, повышает уровень престижа детского сада, а также  удов...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...