Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
статья

Колмогорцева Мария Анатольевна

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающего поколения: обеспечение индивидуализации для каждого ребенка; создание условий для самоопределения и самореализации личности; право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений; ребенок – активный участник педагогического процесса; привлечение детей к занятиям без психологического принуждения, опора на их интерес к содержанию и формам деятельности, учет социального опыта детей; обеспечение эмоционально-личностного и социально-нравственного развития ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей.

Реализация этих требования возможна только тогда, когда в процессе организации педагогического процесса в ДОУ используются наиболее эффективные средства обучения и воспитания, внедряются в педагогический процесс инновационные и альтернативные формы ведения образовательной деятельности.

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких конечных продуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2021.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

        

Автор: Колмогорцева М.А

Санкт-Петербург

2021

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающего поколения: обеспечение индивидуализации для каждого ребенка; создание условий для самоопределения и самореализации личности; право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений; ребенок – активный участник педагогического процесса; привлечение детей к занятиям без психологического принуждения, опора на их интерес к содержанию и формам деятельности, учет социального опыта детей; обеспечение эмоционально-личностного и социально-нравственного развития ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей.

Реализация этих требования возможна только тогда, когда в процессе организации педагогического процесса в ДОУ используются наиболее эффективные средства обучения и воспитания, внедряются в педагогический процесс инновационные и альтернативные формы ведения образовательной деятельности.

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких конечных продуктов.

Задача педагога при организации проектной деятельности состоит, прежде всего, в том, чтобы активизировать творческую активность ребенка, способность к самостоятельности в процессе выбора способа действий в разных ситуациях.

Цель проектной деятельности в ДОУ – становление активного и любознательного, разносторонне развитого и творчески способного ребенка. Это формирование креативной личности дошкольника, способной заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду.

Из сказанного выше мы можем говорить о том, что проектная деятельность, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру: мотив, цель, задачи, действия, операции. И может быть составляющей игровой, трудовой или учебной деятельности.

Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет свои специфические требования.

Среди ведущих требований к реализации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации можно отнести следующие:

1)        Наличие ценностной проблемной ситуации, содержащей возможности исследования, творчества, требующей интеграции разных областей знаний, исследовательского подхода к поиску вариантов решений.

2)        Значимость результатов на разных уровнях: теоретическом, практическом, познавательном.

3)        Возможность реализации детьми самостоятельных действий, как в группах, парно, так и индивидуально.

4)        Четкая структура, поэтапность действий в реализации проекта, формулирование промежуточных результатов.

5)        Использование методов исследования, предполагающих некоторую этапность действий:

  • выбор проблемы и постановка задач. Здесь возможно применение «мозгового штурма»;
  • формулирование предположений, гипотез по решению поставленной проблемы;
  • обсуждение вариантов применения различных методов (наблюдения, эксперимента);
  • обсуждение вариантов представления итогов работы над проектом (проведение выставки работ, концерт для родителей и т.п.);
  • поиск, сбор информации, систематизация и анализ результатов;
  • формулирование выводов, проведение итоговой презентации результатов работы над проектом;
  • постановка перспективных задач и проблем для дальнейших исследований.

Виды проектов в дошкольном учреждении:

1.        Творческий проект. Дети исследуют поставленную задачу, затем показывают результаты своей работы в виде театральной сценки.

2.        Информационный практико-ориентированный проект. Дети занимаются сбором информации, ориентируются на оформление группы, ее дизайн.

3.        Исследовательско-творческий проект. Детьми решается поставленная задача, представляется решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.

4.        Ролево-игровой проект. Поставленная задача решается детьми в образе персонажей сказки.

Особенности организации проектной деятельности заключаются в следующем:

  • проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которую невозможно решить прямым действием;
  • участники проектной деятельности должны быть мотивированы;
  • проектная деятельность имеет адресный характер, т.е. продукт деятельность кому-то адресуется.

Важно отметить, что любой проект должен опираться на игровую деятельность, так как главным видом деятельности дошкольника является игра.

Как было уже сказано выше, проектный метод в ДОУ направлен на развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Метод проектной деятельности наиболее целесообразно применять в старшем дошкольном возрасте, поскольку, именно в старшем дошкольном возрасте развивается и достигает устойчивости внимание, уже вполне развита наблюдательность, сформирована способность к начальному анализу, синтезу, самооценке, стремление к совместной деятельности.

Важно отметить, что для каждого возрастного периода дошкольного детства в рамках исследовательской деятельности характерны определенные, специфические задачи.

Так, в младшем дошкольном возрасте в исследовательской деятельности решаются задачи вхождения детей в проблемную игровую ситуацию (при ведущей роли педагога); активизации желания поиска путей для разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом); формирования начальных предпосылок поисковой деятельности (реализация практических опытов).

Уже в старшем дошкольном возрасте задачи сводятся к формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, чтобы решить поставленную задачу при использовании разных вариантов; формированию желания использовать специальную терминологию, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Е.С. Евдокимова считает, что развитие проектной деятельности у детей дошкольного возраста состоит из трех этапов, включающих совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

1 этап – Подражание - Исполнение. Прохождение этапа включает возрастной период от 3,5 до 5 лет. Характеризуя данный этап следует отметить, что дети, участвуя в проекте занимают «вторые роли», осуществляют те действия, которые предлагает выполнить взрослый или подражают действиям взрослого.

2 этап – Развитие. Характерен для детей 5–6 лет, имеющих опыт разнообразной совместной деятельности, опыт согласования действий, оказания помощи друг другу. Действия ребенка на данном этапе более независимы от взрослого, и характеризуется самостоятельной, активной организацией совместной деятельности со сверстниками. В этот период происходит развитие самоконтроля и самооценки, объективного оценивания собственных поступков и поступков сверстников. Дошкольники уже способны принять и, даже, найти проблему, уточнить цель, выбрать нужные средства для достижения результата деятельности.

3 этап – Творчество. Характерен для детей 6-7 лет. На этом этапе важной задачей взрослого становится поддержка творческой инициативы и активности детей, создание условий для того, чтобы дети самостоятельного определяли цель и содержание предстоящей деятельности, выбирали способы работы над проектом, возможность организации проектной деятельности.

Эффективность реализации проектной деятельности зависит от ряда факторов:

  • От позиции педагогического коллектива и готовности педагога сопровождать образовательный процесс и управлять им, быть партнером по диалогу и общению, уметь организовывать обучение и учиться самому вместе с детьми.
  • От понимания педагогом того, что дети с самого начала проекта и на всех его этапах имеют право голоса.
  • Проекты создают оптимальные условия для привлечения к участию в нем семьи и дают шанс для упрочения связи с родителями и образовательного сотрудничества.
  • Открытость и связи с окружением являются неотъемлемой составляющей проектной деятельности, ориентированной на связь с жизнью и сотрудничество с общественностью.
  • Проекты документируются и проходят оценку всеми участниками.

Большое значение приобретает позиция педагога при общении с детьми и стиль поведения педагога. С точки зрения проектной деятельности это означает следующее:

•        начало, планирование и проведение проектов осуществляется совместно с детьми;

•        основная ответственность за управление и организацию проекта возложена на педагога (например, наблюдение за детьми, вовлечение их в деятельность, организация рабочих групп, управление образовательными процессами в проекте, привлечение родителей и других членов семьи, других участников со стороны, обеспечение документирования и оценки проекта).

Важным инструментом реализации проекта являются технические средства, позволяющие осуществлять поиск информации, обмениваться мнениями, документацией, отслеживать ход учебного процесса и его результаты. Наряду со сбором информации детьми «из первых рук», происходит самостоятельное ее усвоение с помощью технических средств. В каждом проекте дети фиксируют свои наблюдения и достижения, фиксируют и документируют их. Для этого используются фотокамера, звукозаписывающие устройства, компьютер.

В каждом проекте дети обмениваются информацией друг с другом, рассказывают и представляют другим свои знания и обсуждают их. При этом технические средства оказывают большую помощь – например, демонстрация сделанных детьми плакатов с фотографиями, презентация с помощью проектора, воспроизведение звукозаписей.

В каждом проекте дети обсуждают друг с другом пути получения знаний и совместно их анализируют. При этом они понимают, как они получают знания и развивают учебно-методическую компетенцию. Технические средства помогают такому обмену информацией и собственно рефлексии: когда дети фиксируют свои достижения и демонстрируют их другим людям с помощью технических средств, перед ними стоит задача выбрать достижения, которые они хотят представить. При этом они анализируют не только содержание, но и важные этапы и процессы, которые привели к этим достижениям.

Проекты являются идеальной предпосылкой для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. Проектная деятельность стимулирует сотрудничество с родителями и семьями.

Рассмотрим, как же можно привлечь родителей к участию в проектной деятельности на разных этапах.

1. Наглядность: создание стенда проекта с информацией (плакат, протокол, фотоматериалы, списки помощников, изготовление папок по теме проекта, подготовка презентации);

2. Выбор темы: родители узнают, интересно их детям, предлагают темы для обсуждения в детском саду; родители сами предлагают идею проекта;

3. Планирование проекта: информирование родителей о начале нового проекта, проведение опроса о теме проекта;

4. Реализация проекта: Родители помогают детям в сборе материалов, предметов, информации по проекту; вместе с детьми делают предметы для проекта, оформляют помещение для проекта; привлекают бабушек и дедушек с их богатым жизненным опытом и знаниями; посещение родителей на работе, рассказы родителей о своей профессии в детском саду; привлечение и сопровождение родителей на экскурсиях, в походах, поездках;

5. Документирование проекта: родители помогают снять фильм, написать статью для общественности; помогают собрать портфолио ребенку;

6. Итоговая презентация: родители помогают в организации завершающей части проекта (собирают, записывают и прячут в лесу, например, вопросы для детей, приносят необходимое оборудование для пикника, помогают провести родительское собрание с видео и иллюстративным материалом;

7. Оценка проекта: родители отвечают на вопросы опросника, оставляют отзывы и предложения по проекту и дальнейшим перспективам будущих проектов.

Проектная деятельность в последние годы претерпела значительные изменения в положительную сторону, учитывая новые подходы к образованию, ориентированные на компетенции. Образовательные программы подчеркивают необходимость проектной деятельности, так как с помощью проектов детям предоставляется возможность в одновременном применении и развитии социальных, предметных, интеллектуальных, межкультурных и личностных компетенций. Проектная деятельность в рамках образовательного процесса способствует формированию межпредметных связей и развитию компетенции в комплексе. Кроме того, в проектной деятельности максимально активно задействованы одновременно дети, родители и общественность.

Список литературы

1)        Белова, E. H. К вопросу об использовании метода проектов в ДОУ / E. H. Белова, С. Ю. Чурбакова .// Проблемы дошкольного образования на современном этапе : в 6 вып. Вып. б, ч. I / сост. О. В. Дыбина, O. A. Еник. – Тольятти : Форум, 2008. – С. 67-73.

2)        Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкол. учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

3)        Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: опыт творчес. проектирования / Е. С. Евдокимова. – Волгоград : Перемена, 2001. – 83 с.

4)        Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдоки-мова. – Москва : Сфера, 2006. – 64 с.

5)        Захарова, М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети / М. А. Захарова, Е. В. Костина. – Москва : Школ. Пресса, 2010.

9)        Проектная деятельность в детском саду: наука и пед. практика / сост. Т. В. Меркулова [и др.]. – Москва: Школ. Пресса, 2010. – 63 с.

10)        Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 214 с.

11)        Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для рук. и практ. работников ДОУ / авт.-сост. Л. C. Киселева [и др.]. – Москва : АРКТИ, 2005. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Сертификаты «Проектная деятельность как форма работы дошкольной образовательной организации с семьей»

Сертификаты «Проектная деятельность как форма работы дошкольной образовательной организации с семьей»...

Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образов...

Статья "Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, технология его организации"

Статья "Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, технология его организации"...