Главные вкладки

    Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Пискаленко Светлана Александровна

    В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких конечных продуктов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya1.docx26.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 112 Невского района Санкт-Петербурга

    Статья на тему: Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

                                              Составила: воспитатель

                                                                       Пискаленко Светлана Александровна

    Санкт-Петербург

    2021


    В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающего поколения [5]: обеспечение индивидуализации для каждого ребенка; создание условий для самоопределения и самореализации личности; право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений; ребенок – активный участник педагогического процесса; привлечение детей к занятиям без психологического принуждения, опора на их интерес к содержанию и формам деятельности, учет социального опыта детей; обеспечение эмоционально-личностного и социально-нравственного развития ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Реализация этих требования возможна только тогда, когда в процессе организации педагогического процесса в ДОУ используются наиболее эффективные средства обучения и воспитания, внедряются в педагогический процесс инновационные и альтернативные формы ведения образовательной деятельности.

    В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких конечных продуктов.

    Слово «проект» происходит оно от латинского – projectus, что в прямом переводе означает «брошенный вперед». Современный русский язык рассматривает понятие «проект» в нескольких значениях:

    – как совокупность документов (расчеты, чертежи и др.), необходимых для создания какоголибо сооружения или изделия;

    – как предварительный текст какого-либо документа;

    – как какойлибо замысел или план.


                В педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова понятие «проект» означает способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника; способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. «Проектная деятельность» – отмечает автор, представляет собой самостоятельную и совместную деятельностью взрослых и детей, направленную на планирование и организацию педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющей социально значимый результат [4]. В.Н.Журавлева также подчеркивает, что проект является продуктом сотрудничества и сотворчества воспитателя и детей [3, с. 11].

    Задача педагога при организации проектной деятельности состоит, прежде всего, в том, чтобы активизировать творческую активность ребенка, способность к самостоятельности в процессе выбора способа действий в разных ситуациях [7, с. 44]. Цель проектной деятельности в ДОУ – становление активного и любознательного, разносторонне развитого и творчески способного ребенка. Это формирование креативной личности дошкольника, способной заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду.

    Из сказанного выше мы можем говорить о том, что проектная деятельность, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру: мотив, цель, задачи, действия, операции. И может быть составляющей игровой, трудовой или учебной деятельности.

    Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет свои специфические требования.

    Среди ведущих требований к реализации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации можно отнести следующие:

    1. Наличие ценностной проблемной ситуации, содержащей возможности исследования, творчества, требующей интеграции разных областей знаний, исследовательского подхода к поиску вариантов решений.

    2. Значимость результатов на разных уровнях: теоретическом, практическом, познавательном.

    3. Возможность реализации детьми самостоятельных действий, как в группах, парно, так и индивидуально.        

    4. Четкая структура, поэтапность действий в реализации проекта, формулирование промежуточных результатов.

    5. Использование методов исследования, предполагающих некоторую этапность действий:

    - выбор проблемы и постановка задач. Здесь возможно применение «мозгового штурма»;

    - формулирование предположений, гипотез по решению поставленной проблемы;

    - обсуждение вариантов применения различных методов (наблюдения, эксперимента);

    - обсуждение вариантов представления итогов работы над проектом (проведение выставки работ, концерт для родителей и т.п.);

    - поиск, сбор информации, систематизация и анализ результатов;

    - формулирование выводов, проведение итоговой презентации результатов работы над проектом;

    - постановка перспективных задач и проблем для дальнейших исследований.

    Виды проектов в дошкольном учреждении:

    1. Творческий проект. Дети исследуют поставленную задачу, затем показывают результаты своей работы в виде театральной сценки.

    2. Информационный практико-ориентированный проект. Дети занимаются сбором информации, ориентируются на оформление группы, ее дизайн.

    3. Исследовательско-творческий проект. Детьми решается поставленная задача, представляется решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.

    4. Ролево-игровой проект. Поставленная задача решается детьми в образе персонажей сказки.

    Особенности организации проектной деятельности заключаются в следующем:

    - проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которую невозможно решить прямым действием;

    - участники проектной деятельности должны быть мотивированы;

    - проектная деятельность имеет адресный характер, т.е. продукт деятельность кому-то адресуется.

    Полноценная реализация проектной деятельности опирается на принципы и нормы, которые создают саморегулирующуюся систему деятельности от идеи до практической реализации [52, с. 65]. Основные принципы проектной деятельности представлены в Приложении 1.

    Важно отметить, что любой проект должен опираться на игровую деятельность, так как главным видом деятельности дошкольника является игра.

    Как было уже сказано выше, проектный метод в ДОУ направлен на развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Метод проектной деятельности наиболее целесообразно применять в старшем дошкольном возрасте, поскольку, именно в старшем дошкольном возрасте развивается и достигает устойчивости внимание, уже вполне развита наблюдательность, сформирована способность к начальному анализу, синтезу, самооценке, стремление к совместной деятельности.

    Важно отметить, что для каждого возрастного периода дошкольного детства в рамках исследовательской деятельности характерны определенные, специфические задачи.

    Так, в младшем дошкольном возрасте в исследовательской деятельности решаются задачи вхождения детей в проблемную игровую ситуацию (при ведущей роли педагога); активизации желания поиска путей для разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом); формирования начальных предпосылок поисковой деятельности (реализация практических опытов).

    Уже в старшем дошкольном возрасте задачи сводятся к формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, чтобы решить поставленную задачу при использовании разных вариантов; формированию желания использовать специальную терминологию, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Е.С. Евдокимова считает, что развитие проектной деятельности у детей дошкольного возраста состоит из трех этапов, включающих совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих [13, c. 23].

    1 этап – Подражание - Исполнение. Прохождение этапа включает возрастной период от 3,5 до 5 лет. Характеризуя данный этап следует отметить, что дети, участвуя в проекте занимают «вторые роли», осуществляют те действия, которые предлагает выполнить взрослый или подражают действиям взрослого.

    2 этап – Развитие. Характерен для детей 5–6 лет, имеющих опыт разнообразной совместной деятельности, опыт согласования действий, оказания помощи друг другу. Действия ребенка на данном этапе более независимы от взрослого, и характеризуется самостоятельной, активной организацией совместной деятельности со сверстниками. В этот период происходит развитие самоконтроля и самооценки, объективного оценивания собственных поступков и поступков сверстников. Дошкольники уже способны принять и, даже, найти проблему, уточнить цель, выбрать нужные средства для достижения результата деятельности.

    3 этап – Творчество. Характерен для детей 6-7 лет. На этом этапе важной задачей взрослого становится поддержка творческой инициативы и активности детей, создание условий для того, чтобы дети самостоятельного определяли цель и содержание предстоящей деятельности, выбирали способы работы над проектом, возможность организации проектной деятельности [6, с. 26-28].

    Известна классификация проектной деятельности, разработанная Т.А.Данилиной, где автор описывает, что должен делать педагог, а что должны делать дети в процессе реализации проектной деятельности.

     Из классификации понятно, что педагог формулирует проблему, цель, ставит задачу, осуществляет практическую помощь в организации и планировании деятельности, следит за направленностью проекта и контролирует ход проекта, а по завершении его готовит презентацию. Деятельность детей заключается в принятии поставленной педагогом проблемы и задач проекта, во вхождении в игровую ситуацию, дополнении задач проекта; объединении в группы и распределении амплуа, формировании ЗУН, подготовке и представлении презентации.

    Эффективность реализации проектной деятельности зависит от ряда факторов:

    - От позиции педагогического коллектива и готовности педагога сопровождать образовательный процесс и управлять им, быть партнером по диалогу и общению, уметь организовывать обучение и учиться самому вместе с детьми;

    - От понимания педагогом того, что дети с самого начала проекта и на всех его этапах имеют право голоса;

    - Любой проект дает детям возможность получить опыт во всех областях знания и развивает и углубляет их базовые компетенции.

    - Необходимо сочетать различные формы организации рабочей группы в рамках работы над проектом, при этом открытая проектная деятельность – это идеал, к которому нужно стремиться.


    - Важно наличие актуальных проектов, чтобы поддерживать интерес детей как можно дольше и обеспечить интенсивное взаимодействие.

    - Проекты создают оптимальные условия для привлечения к участию в нем семьи и дают шанс для упрочения связи с родителями и образовательного сотрудничества.

    - Открытость и связи с окружением являются неотъемлемой составляющей проектной деятельности, ориентированной на связь с жизнью и сотрудничество с общественностью.

    - Проекты документируются и проходят оценку всеми участниками.

    Большое значение приобретает позиция педагога при общении с детьми и стиль поведения педагога. С точки зрения проектной деятельности это означает следующее:

    - начало, планирование и проведение проектов осуществляется совместно с детьми;

    - основная ответственность за управление и организацию проекта возложена на педагога (например, наблюдение за детьми, вовлечение их в деятельность, организация рабочих групп, управление образовательными процессами в проекте, привлечение родителей и других членов семьи, других участников со стороны, обеспечение документирования и оценки проекта).

    Важным инструментом реализации проекта являются технические средства, позволяющие осуществлять поиск информации, обмениваться мнениями, документацией, отслеживать ход учебного процесса и его результаты. Наряду со сбором информации детьми «из первых рук», происходит самостоятельное ее усвоение с помощью технических средств. В каждом проекте дети фиксируют свои наблюдения и достижения, фиксируют и документируют их. Для этого используются фотокамера, звукозаписывающие устройства, компьютер.


    В каждом проекте дети обмениваются информацией друг с другом, рассказывают и представляют другим свои знания и обсуждают их. При этом технические средства оказывают большую помощь – например, демонстрация сделанных детьми плакатов с фотографиями, презентация с помощью проектора, воспроизведение звукозаписей.

    В каждом проекте дети обсуждают друг с другом пути получения знаний и совместно их анализируют. При этом они понимают, как они получают знания и развивают учебно-методическую компетенцию. Технические средства помогают такому обмену информацией и собственно рефлексии: когда дети фиксируют свои достижения и демонстрируют их другим людям с помощью технических средств, перед ними стоит задача выбрать достижения, которые они хотят представить. При этом они анализируют не только содержание, но и важные этапы и процессы, которые привели к этим достижениям.

    Проекты являются идеальной предпосылкой для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. Проектная деятельность стимулирует сотрудничество с родителями и семьями.

    Рассмотрим, как же можно привлечь родителей к участию в проектной деятельности на разных этапах

    1. Наглядность: создание стенда проекта с информацией (плакат, протокол, фотоматериалы, списки помощников, изготовление папок по теме проекта, подготовка презентации);

    2. Выбор темы: родители узнают, интересно их детям, предлагают темы для обсуждения в детском саду; родители сами предлагают идею проекта;

    3. Планирование проекта: информирование родителей о начале нового проекта, проведение опроса о теме проекта;


    4. Реализация проекта: Родители помогают детям в сборе материалов, предметов, информации по проекту; вместе с детьми делают предметы для проекта, оформляют помещение для проекта; привлекают бабушек и дедушек с их богатым жизненным опытом и знаниями; посещение родителей на работе, рассказы родителей о своей профессии в детском саду; привлечение и сопровождение родителей на экскурсиях, в походах, поездках;

    5. Документирование проекта: родители помогают снять фильм, написать статью для общественности; помогают собрать портфолио ребенку;

    6. Итоговая презентация: родители помогают в организации завершающей части проекта (собирают, записывают и прячут в лесу, например, вопросы для детей, приносят необходимое оборудование для пикника, помогают провести родительское собрание с видео и иллюстративным материалом;

    7. Оценка проекта: родители отвечают на вопросы опросника, оставляют отзывы и предложения по проекту и дальнейшим перспективам будущих проектов.

    Проектная деятельность в последние годы претерпела значительные изменения в положительную сторону, учитывая новые подходы к образованию, ориентированные на компетенции. Образовательные программы подчеркивают необходимость проектной деятельности, так как с помощью проектов детям предоставляется возможность в одновременном применении и развитии социальных, предметных, интеллектуальных, межкультурных и личностных компетенций. Проектная деятельность в рамках образовательного процесса способствует формированию межпредметных связей и развитию компетенции в комплексе. Кроме того, в проектной деятельности максимально активно задействованы одновременно дети, родители и общественность.

    Список литературы

    1. Белова, E. H. К вопросу об использовании метода проектов в ДОУ / E. H. Белова, С. Ю. Чурбакова .// Проблемы дошкольного образования на современном этапе : в 6 вып. Вып. б, ч. I / сост. О. В. Дыбина, O. A. Еник. – Тольятти : Форум, 2008. – С. 67-73.
    2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкол. учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
    3. Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада : опыт творчес. проектирования / Е. С. Евдокимова. – Волгоград : Перемена, 2001. – 83 с.
    4. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдоки-мова. – Москва : Сфера, 2006. – 64 с.
    5. Захарова, М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети / М. А. Захарова, Е. В. Костина. – Москва : Школ. Пресса, 2010.
    6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Академия, 2005. – 175 с.
    7. Морозова, Л. Д. Что такое «детское проектирование?» / Л. Д. Моро-зова // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 5. – С. 9-11.
    8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2007. – 640 с.
    9. Проектная деятельность в детском саду: наука и пед. практика / сост. Т. В. Меркулова [и др.]. – Москва : Школ. Пресса, 2010. – 63 с.
    10. Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В. Н. Жура-влева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 214 с.
    11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для рук. и практ. работников ДОУ / авт.-сост. Л. C. Киселева [и др.]. – Москва : АРКТИ, 2005. – 96 с.

    1. Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная методика для педагогов дошкольных организаций : проф. стандарты и практ. советы / Е. Райхерт-Гаршхаммер ; пер. с нем. С. А. Жезлова. – Москва : Нац. образование, 2015. – 128 с.

    1. Хабарова, Т. Г. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. Г.Хабарова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

    В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

    В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

    Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»

    Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»...

    Статья "Значение проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

    В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегратив...

    Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

    Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...

    Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

    В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...