Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»
материал

Невидицына Татьяна Алексеевна

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-prezentatsiya_rodit_sobraniya.pptx953.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Конспект «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС» Подготовил: Т.А. Невидицына социальный педагог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №7 «Сказка» комбинированного вида г.о . Звенигород 14 Ноября 2019г.

Слайд 2

«Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

Слайд 3

Актуальность Правовое воспитание детей является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, которая является платформой реализации ФГОС второго поколения, правовое воспитание является одним из приоритетных направлений. Педагоги организуя систему правового воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС должны успешно разрабатывать и реализовывать программы правового воспитания детей дошкольного возраста. В современных социально-экономических условиях возрастает роль педагогического работника как организатора правового воспитания.

Слайд 4

цели Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в области правового воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 5

задачи Рассмотрение основных законодательных актов по правам ребенка. Углубление теоретической подготовки педагогов и родителей в области правового воспитания детей дошкольного возраста. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольных образовательных организаций в области использования современных педагогических технологий при организации правового воспитания.

Слайд 6

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Слайд 7

Нормативно-правовая база

Слайд 8

Нормативно-правовая база участников образовательных отношений 1. Международный уровень 2. Федеральный уровень 3. Региональный уровень 4. Локальные акты и нормативные документы образовательной организации

Слайд 9

Международные правовые акты: Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 г. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989 г. Международный Пакт об экономических , социальных и культурных правах от 19.12.1966 г. (г. Нью-Йорк). Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод принята 19.11.1974 г. Генеральной конференцией ООН. Декларация прав ребёнка от 20.11.1959 г. принята ГА ООН.

Слайд 10

Декларация прав ребёнка от 25.11.21959 г. 1. Права должны принадлежать всем детям без дискриминации. 2. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка. 3. Право на имя и гражданство. 4.Право на надлежащее питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; так же специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. 5. Обеспечение норм инклюзивного воспитания. 6. Ребёнок воспитывается на попечении родителей в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. 7. Ребёнок имеет право на получение образования, наилучшее обеспечение интересов ребёнка. Ребёнку должна полностью обеспечена возможность игр и развлечений. 8. Ребёнок при всех обстоятельствах должен первым получать защиту и помощь. 9. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой либо форме. 10. Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания ,терпимости, дружбы между народами.

Слайд 11

Конвенция ООН о правах ребёнка Смотреть статьи №1 - 42 ; 43 -54; Ст.1 Определение ребёнка. Ст.2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Ст.3 Соблюдение интересов ребёнка. Ст.4 Реализация прав. Ст.5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Ст.6 Право на жизнь и развитие. Ст.7 Имя и гражданство. Ст.8 Сохранение индивидуальности. Ст.9 Разлучение с родителями. Ст.10 Воссоединение семьи. Ст.11 Незаконное перемещение. Ст.12 Взгляды ребёнка. Ст.13 Свобода мнения. Ст.14 Свобода мысли, совести и религии.

Слайд 12

Продолжение Ст.15 Свобода ассоциаций. Ст.16. защита права на личную жизнь. Ст.17 Доступ к необходимой информации. Ст.18 Ответственность родителей. Ст.19 Защита от злоупотреблений. Ст.20 Защита ребёнка, лишенного семьи. Ст.21 Усыновление. Ст.22 Дети-беженцы. Ст23 Дети-инвалиды. Ст.24 Здравоохранение. Ст.25 Оценка при попечении. Ст.26 Социальное обеспечение. Ст. 27 Уровень жизни. Ст.28 Образование. Ст.29 Цель образования. Ст.30 Дети. Принадлежащие к меньшинствам и коренному населению.

Слайд 13

продолжение Ст. 31 Отдых и досуг. Ст. 32 Детский труд. Ст. 33 Незаконное употребление наркотических средств. Ст. 34 Сексуальная эксплуатация. Ст. 35 Торговля, контрабанда и похищение. Ст. 36 Иные формы эксплуатации. Ст. 38 Вооруженные конфликты. Ст. 39 Восстановительный период. Ст. 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Ст. 41 Применение наивысших норм. Ст. 42 Соблюдение и вступление в силу. Ст. 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Слайд 14

Федеральные : Конституция РФ от12.12.1993 г. ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г от 01.06.2012 г. №761 ФЗ «О защите детей от информации причиняющей вред здоровью и развитию» от 20.12. 2010 г. №436-ФЗ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.07.1998 г. №120-ФЗ Семейный кодекс РФ (СК) №223 -ФЗ от 29.12.1995 г., измен. от 25.11.2013 г. Гражданский кодекс РФ Уголовный кодекс РФ (УК)от 13.06.1996г. №63-ФЗ Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)от 30.12.2001 №197-ФЗ Указ Президента РФ» Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» от 01.09.2009 №986

Слайд 15

Региональные : Закон Московской области «Об образовании» №94 /2003 от 27.07.2013. Закон Московской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области от 30ю12.2005 №273/2005-ОЗ. Постановление правительства Московской области « О мерах по предупреждению и причинению вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» от 04.12.2009 г. №148/2009-03.

Слайд 16

локальные Устав дошкольной образовательной организации Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса. Договор дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) Трудовое договор с педагогами дошкольной образовательной организации Другие нормативные документы дошкольной образовательной организаци и

Слайд 17

ФЗ «об образовании» ОТ 12.12.2012 Г. 1.Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется ФГОС . Дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми , что значительно расширяет возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг. 2.Для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения , где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование. 3.Отдельным пунктом прописано в законе понятие «Инклюзивного образования. Это позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов , школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающим тяжелыми недугами.

Слайд 18

Дошкольное образование Ст. 64 1.Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных , эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 2.Образовательные программы дошкольного образования направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития , необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. 3.Родители(законные представители)несовершеннолетних обучающихся , обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической , диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Слайд 19

Участники образовательных отношений Дети Родители Педагоги

Слайд 20

Права и обязанности родителей ст.44 Родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Родители(законные представители) несовершеннолетних имеют право: 1. выбирать организацию, осуществляющую образовательную деятельность. 2. дать ребёнку дошкольное образование и ребёнок может получить образование в семье. 3. знакомиться с документами образовательной организации (лицензия, Устав…). 4. знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса 5. защищать права и законные интересы своих детей. 6. получать информацию о всяких видах планируемых обследований. 7. принимать участие в управлении образовательной организацией, в форме , определяемой Уставом этой организации. 8. присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией. Высказывать своё мнение.

Слайд 21

Родители ст.44 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1.обеспечить получение детьми общего образования; 2.соблюдать правила внутреннего распорядка организации; 3.уважать честь и достоинство воспитанников и участников образовательного процесса. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором (при его наличии ).

Слайд 22

Права педагогических работников ст.47 Педагогические работники пользуются следующими правами и свободами: свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода в использовании форм, методов и приёмов обучения; право на творческую инициативу; право на выбор учебных пособий; право на участие в разработке образовательных программ; право на участие в научных экспериментах, на разработку и внедрение инноваций; право на бесплатное пользование библиотечными и информационными ресурсами; право на участие в управлении образовательной организацией; право на обращение в комиссию по урегулированию конфликтов; право на защиту профессиональной чести и достоинства;

Слайд 23

Обязанности педагогических работников ст.48 Педагогические работники обязаны: 1.Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; 2. Обеспечивать в полном объёме реализацию образовательной программы; 3. Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 4. Развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; 5.Формировать гражданскую позицию применять педагогически обоснованные формы и методы воспитания, обеспечивающие высокое качество образования; 6.Учитывать психофизические особенности обучающихся воспитанников; 7. Повышать свой профессиональный уровень; 8. Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; 9. В соответствии с трудовым законодательством проходить медицинские осмотры; 10. Соблюдать Устав образовательной организации; 11. Уважать честь и достоинство участников образовательного процесса.

Слайд 24

Права детей-выписка из устава доо 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТ И УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5.1. Участниками образовательного процесса Учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники. 5.2. Взаимоотношения между Учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в Учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в Учреждении. 5.3. Каждый ребенок имеет право: - на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; - на удовлетворение потребностей в эмоциональном общении; - на развитие своих творческих потребностей и интересов; - на защиту своего достоинства; - на защиту от всех форм психического и физического насилия

Слайд 25

Права детей ст.34 1.Выбор образовательной организации. 2.Право перевода в другую образовательную организацию. 3.Образовательная организация должна иметь лицензию и аккредитацию. 4.Форма образовательной деятельности может быть в форме «Семейного образования». 5.Защита от всех форм физического и психического насилия. 6. Обучающиеся вправе выражать свои взгляды. 7. Воспитанники бесплатно пользуются объектами культуры и спорта образовательной организации. 8. Воспитанникам предоставляется право развития творческих способностей и интересов. 9. Поощрение воспитанников за успехи. 10. Воспитанники имеют право на свободное посещение мероприятий не входящих в учебный план (в школе). 11. Воспитанников нельзя принуждать к труду, если этого нет в учебном плане.

Слайд 26

Обязанности детей ст.43 1. Добросовестно осваивать образовательную программу. Выполнять учебный план. 2. Выполнять требования Устава образовательной организации. 3. Выполнять правила внутреннего распорядка. 4. Заботиться о своём здоровье. 5. Стремиться к духовно-нравственному и физическому совершенству, 6. Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений 7. Бережно относиться к имуществу образовательной организации. 8. Меры дисциплинарного воздействия в ДОО не применяются, только с возраста 14 лет и в не жесткой форме.

Слайд 27

Детство Это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность.

Слайд 28

Актуальность Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту .

Слайд 29

Правовое воспитание Это воспитание правового сознания и поведения юного гражданина, которое определяется характером и политикой государства, и тесно связано с гражданским воспитанием. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычку выполнять правовые предписания.

Слайд 30

Цели правового воспитания детей в дошкольном возрасте Логико-нормативная (понимание социально-одобряемых правил поведения, правовая информированность). Эмоционально-образная (субъективное отношение ребёнка к правилам поведения, ценное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения. Волевая (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально-одобряемыми правилами поведения, соблюдением запретов и исполнением обязанностей).

Слайд 31

задачи 1.Формирование у детей правовой компетентности, понимание и осознание своих прав и свобод. 2.Ознакомление детей с соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения. 3.Формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать своё поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения. 4.Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям, независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личности и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков. 5.Формирование у детей чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов. 6.Воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека. 7.Повышение уровня правовой культуры педагогического состава дошкольной образовательной организации. 8.Повышение уровня социально-правовой защищённости детей дошкольной образовательной организации. 9.Процесс правового воспитания должен строиться на позициях партнёрства, сотрудничества.

Слайд 32

Формы и методы правового воспитания Формы: занятия, правовые кружки, выставки детского художественного творчества, выставки детской литературы на правовую тематику и др. Методы: рассказ, объяснение, разъяснение, упражнение, беседы, дискуссии, диспут, пример, приучение, требование, поручение, воспитывающие ситуации, поощрение, сюжетно-ролевые игры и др.

Слайд 33

Правовое воспитание - 1. происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов , что делает этот процесс личностно-значимым. 2. на занятиях целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п. 3. использование педагогом художественной литературы социально-нравственного содержания: русские народные сказки, авторские произведения В.Осеевой , Л. Толстого, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина и др., пословиц и поговорок о доброте, честности, преданности Родине .

Слайд 34

Конечная цель Дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей должны превратиться в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах и поступках

Слайд 35

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Конспект родительского собрания на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.                    ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Конспект родительского собрания на тему: "Ребенок как участник дорожного движения"

Причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети. Случается это из-за незнания ими правил дорожного движения или неумения быть на улице дисциплинированными. Как показыва...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Статья "Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, технология его организации"

Статья "Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, технология его организации"...