Главные вкладки

    Что такое проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ
    методическая разработка на тему

    Раскрывается суть использования проектной деятельности в работе с дошкольниками, дана классификация проектов

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_proektnoy_deyatelnosti.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что такое проектная деятельность в системе образования?

             Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

        Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектов возник в 1920-х годах в США. Сегодня в России ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, где воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

            Классификация проектов:

    Существуют различные классификации

    1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
    2
    . По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
    3.
    По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
    4.
    По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
    5.
    По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
    6
    . По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный 

    7.По тематике

        Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

     

        Творческие

    После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. («Театральная неделя»)

       Исследовательские

    Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок («В стране музыкальных инструментов»)

       Игровые

    Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

        Информационные

    Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)  («Музыка любимого композитора»)  практике часто эти проекты смешиваются и носят, например, информационно-творческий характер или творчески-игровой – «Театр, творчество, дети»


    Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из нескольких
    этапов.

    Первый этап – определение цели.

    На первом этапе педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

    Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

    Второй этап- разработка проекта

    На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

    Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

    Третий этап- выполнение проекта

    Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

    У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

    Четвертый этап-подведение итогов

    Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

    Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

    По материалам авторов Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ
    А. Н. Веракса, аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель факультета социальной психологии МГППУ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ

    В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....

    Методические рекомендации по применению технологии экспериментальной деятельности в образовательном процессе в ДОУ.

    Основной ожидаемый нами результат при проведении исследований и экспериментирования детьми - это развитие творческих способностей, приобретение детьми новых знаний, умений, навыков исследовательского ...

    Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

    Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

    «Организация опытно – экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ»

    Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и дошкольный ...

    Статья "Значение проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

    В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегратив...

    Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

    В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

    Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

    В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...