КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяющие новые приоритеты его развития.

       Одним из положений федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является следующее: «программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса»

Комплексно – тематическое  планирование  — особая форма организации воспитательно — образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течении определённого промежутка времени вокруг одной темы. В основе тематического  планирования  лежит экспериментальная, практическая и игровая деятельность детей.

   Основой такого планирования по рекомендациям О.А. Скоролуповой и Н.В. Фединой могут служить - праздники, лексические темы, проекты.

 

      Начиная с текущего учебного года, требование осуществлять планирование в соответствии с ФГТ предъявлено ко всем педагогам нашего района. Поэтому передо мной встал вопрос о том, как наиболее рационально планировать деятельность детей, соблюдая все эти требования. В этом году у меня подготовительная группа. Начиная со средней группы мы с детьми занимаемся проектной деятельностью Сопоставив требования к проектной деятельности и комплексно- тематического планирования, нашла много общих позиций

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_garifzyanovoy_l.doc198.51 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяющие новые приоритеты его развития.

       Одним из положений федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является следующее: «программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» 

Комплексно – тематическое  планирование  — особая форма организации воспитательно — образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течении определённого промежутка времени вокруг одной темы. В основе тематического  планирования  лежит экспериментальная, практическая и игровая деятельность детей.

     

Основой такого планирования по рекомендациям О.А. Скоролуповой и Н.В. Фединой могут служить - праздники, лексические темы, проекты.

      Начиная с текущего учебного года, требование осуществлять планирование в соответствии с ФГТ предъявлено ко всем педагогам нашего района. Поэтому передо мной встал вопрос о том, как наиболее рационально планировать деятельность детей, соблюдая все эти требования. В этом году у меня подготовительная группа. Начиная со средней группы мы с детьми занимаемся проектной деятельностью Сопоставив требования к  проектной деятельности и комплексно- тематического планирования, нашла много общих позиций:

1. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы.

Как в проектной деятельности, так и в комплексно-тематическом планировании построение всего образовательного процесса осуществляется вокруг одной центральной темы. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Происходит  связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, то есть – интеграция, обеспечивающая целостность образовательного процесса. И происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени интегрируются и различные виды детской деятельности, предоставляя детям воз можность по-разному «проживать» полученную информацию достаточно дли тельное время, что позволяет видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциативными знаниями и передавать свое отно шение к ней.

  1. Итоговое мероприятие или продукт деятельности.

Изучение каждой темы в соответствии с комплексно-тематическим планированием должно заканчиваться итоговым мероприятием, то же самое и в проектной деятельности, в результате которой должен получится продукт. Это позволяет обобщить все полученные знания, сделать общий вывод, получить целостное законченное представление по теме.

  1. Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу

Проектный метод и комплексно-тематическое планирование предполагает активное привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу. Для родителей предлагаются краткие рекомендации о проведении наблюдений в окружающем мире, игр, домашнего чтения и тому подобное по теме проекта или недели.

  1. Организация предметно-пространственной среды под тему

Реализацию  комплексно  —  тематической  образовательной модели (как и проектной деятельности) обеспечивает насыщенная предметно — развивающая среда, которой уделяется большое внимание. Всё содержание предметно-пространственной среды оформляется  под тему проекта.

  1. Наличие плана работы.

А самое главное – к каждому проекту составляется план мероприятий по его реализации, куда вписываются различные формы работы с детьми по теме проекта. А к календарно-тематическому плану нужно написать календарный план воспитательно-образовательной работы  И я подумала, а что, если план проекта взять за основу календарного планирования. Обсудив этот вопрос с коллегами на очередной консультации по внедрению  ФГТ и получив одобрение, поставила перед собой Цель:

Использовать проектную деятельность как основу календарного планирования воспитательно-образовательного процесса.

Сформулировала задачи

Планирование содержания работы  представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемое явление (тему), освоение заданного содер жания на организованных занятиях и создание условий для деятельности вне занятий. Занятия выстраиваются таким образом, чтобы каждое последующее обогащало имеющиеся представления, позволяло по-новому взглянуть на дан ное событие, явление, а продуктивная деятельность позволяла воплощать име ющиеся знания, умения и использовать их в уже имеющемся у детей опыте. Такой подход создает условия для возникновения у детей ассоциаций, глубокого и творческого освоения ими окружающего мира, воплощения их в игре и пере носа знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщения, в результате чего и развивается ребенок.

 Для написания плана на основе рекомендаций К.Ю. Белой, разработала определённый алгоритм, именно он помогает мне в планировании – обратите на него внимание

Темы для планирования мы  берём из календарно-тематичекского плана, который находится в основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада.

Практическое осуществление календарного планирования предлагаю рассмотреть на проекте «Мой дом».

 Например тема двух текущих недель– «ДОМ».  Определила  тему проекта «Мой дом».

Цель и задачи проекта также взяла из календарно-тематического плана. (на слайде)

Основные  задачи:

  1. Формировать  у  детей понятие о  доме;
  2. Закрепить знания о строительных профессиях.
  3. Познакомить  детей с образом  жизни человека в древности, с  условиями  изменения быта;
  4. Познакомить с условиями жизни в разных странах;
  5. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых;
  6. Воспитывать  интерес  к истории русского народа.

 

После постановки цели определилась с итоговым мероприятием, то есть с тем к чему надо подвести детей, что они должны получить в ходе проекта– Изготовление макетов своих квартир (домов).

Далее подобрала проблемную ситуацию, какую поставлю перед детьми для того, чтобы поднять у них интерес к теме.

Составила для себя план мероприятий по реализации проекта (посмотрите лист №1), которые затем в соответствии с расписанием непосредственно-образовательной деятельности и циклограммой планирования разнесла по дням недели, то есть план мероприятий проекта стал основой ежедневного планирования.

Основой разработки темы является раздел образовательной области  Познание – Расширение кругозора – мероприятия этого вида несут основную информационную нагрузку.  Вокруг  этой деятельности формируются все остальные образовательные области и виды деятельности, которые продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.

Возьмите, предложенные вам распечатки плана, по ним вы сможете проследить всю работу. В плане мероприятий и в календарном плане мероприятия каждого дня отмечены маркером одного цвета.

Мне легче за основу брать занятия. Поэтому я сначала набираю темы занятий в соответствии с расписанием непосредственно-образовательной деятельности. Затем уже вокруг них продумываю мероприятия в режимных моментах. При этом очень важно помнить, что, объединяя тематически разные виды детской деятельности, необходимо сохранить возможность каждого из них ре шать специфические, обучающие и развивающие задачи, постепенность и по следовательность их усложнения.

ПОНЕДЕЛЬНИК. (организационный  этап проекта, постановка проблемы, введение в ситуацию)

Проблемная ситуация создавалась утром в понедельник: в предыдущие недели мы знакомились с жизнью диких животных. Поэтому утром предложила вниманию детей презентацию «Дома животных». После просмотра презентации вывела детей на проблему: чем дома людей отличаются от домов животных. На занятии по развитию речи  «Как Ёжик шубу менял», закрепили представления о домах животных

В этот же день начали читать книгу Е. Нефёдовой «Дом» Главу «Какие дома у животных», мы читали главы из этой книги на протяжении двух недель, по ней составили вопросы для викторины.

 На прогулке  играли в подвижную  игру «Бездомный заяц». А в  вечернее время предложила нарисовать домики для бездомных зверей,   также дети с удовольствием играли в настольно-печатную игру «Кто где живет»,  и дидактическую игру на грамматический строй речи «Чей дом».  В течении дня мы со всех сторон изучали жильё животных: где оно находится из чего сделано, какие условия в них созданы для жизни животных. Вечером я предложила детям найти сказки, в которых есть различные дома.

ВТОРНИК. (основной этап, начинается деятельность по теме проекта)

Мою просьбу выполнили почти все ребята, мы создали  большую библиотеку сказок, мы прочитали сказку «Три поросёнка», при обсуждении обратили внимание на то, что в сказках у животных дома бывают как у людей, и что дом должен нести основную функцию - защищать своих жильцов.  А вечером дети мастерили различные дома из  коробочек и бросового материала. Детям эта работа очень понравилась и некоторые из них уже дома вечером изготовили домики для трёх поросят для настольного театра.

СРЕДА

На занятии «Семья Ивановых» мы знакомились  с понятием, что такое дом, что дом – это не только строение, но и люди живущие в нём, то есть семья.

На прогулке дети построили снежный домик и Дарина  задала вопрос: «А на Севере люди живут в таких  домах?».  Её интерес способствовал теме следующего дня.  После прогулки мы рассмотрели книжку  «Жилища народов мира», несколько детей вызвались узнать об этом ещё  самостоятельно, вечером провела беседу «Мой дом – моя крепость», где познакомила детей правом на жильё и его неприкосновенность.

В ЧЕТВЕРГ мы с ребятами отправились на экскурсию по городу, я обратила внимание детей на дома, спросила, все ли они одинаковые, чем отличаются. Дети очень эмоционально  живо обсуждали отличия и по высоте, изготовлены из разного материала, по количеству этажей и др. Моё внимание привлек спор двух девочек чей дом лучше-индивидуальный  Эли или многоквартирный Аделины. Я предложила разобраться – попросила родителей девочек  сфотографировать дома.

Родители и дети  очень серьезно подошли к заданиям. Вместе с детьми  подготовили презентацию «Национальные жилища» - задачей которой является воспитание  интереса  к истории народов России и мира. Детям, подготовившим сообщения, было очень интересно выступать перед сверстниками, слушателям не менее интересно их слушать.

Вечером  была проведена  командная  эстафета «Кто построит домик выше?»-ребята строили дома из модулей. Игра проходила очень весело, всем хотелось победить,  поэтому дома постоянно падали. Тогда я задала вопрос, а почему наши дома не падают и кто их строит - ребята начали предлагать разные варианты…

ПЯТНИЦА  Я предложила посмотреть презентацию «Как построить дом», где дети  узнали о строительных профессиях, обратила внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Комплекс утренней зарядки на следующей неделе «Строим дом» помог закрепить полученные знания,

Вечером мы смотрели фотографии жилья детей и находили отличия частных домов от благоустроенных квартир.

На выходные родителям было предложено  изготовить макеты своих квартир или комнаты ребенка по желанию.

В течение следующей недели рассматривали вопросы освещения и отопления домов, для обобщения знаний детей провели викторину «Дом. Какой он?». Дети с удовольствием отвечали на вопросы викторины  и показали знания о домах животных, сказочных домах, строительстве дома, строительных профессиях и др.

В пятницу второй недели (заключительный этап) провели итоговое мероприятие презентацию «Мой дом». Дети проводили  «экскурсию» по своей квартире, рассказывали о комнатах, мебели  в них по макетам, которые получились маленькими оригиналами их квартир и комнат.

Я рассказала только об основных мероприятиях, остальное можно  увидеть в плане.

Параллельно шла работа с родителями, которую я уже частично осветила. Они активно принимали участие в проекте. На стенде для них была информация о каждом дне проекта, одни родители помогали детям изготовить макеты домиков трех поросят для настольного театра. Другие подбирали материал по теме «Национальные жилища»,  и готовили выступления детей. Все фотографировали свои дома и квартиры, делали макеты, составляли вместе с детьми рассказы. А Лия, вместе с мамой, специально сочинили стихотворение о своём доме.

Специально для этой тематики была организована предметно-пространственная среда-

  1. В книжный уголок выставлялись книги по теме и устраивались тематические выставки, туда же помещали альбомы.
  2. в уголке ИЗО были помещены раскраски по данной тематике,
  3. в игровом уголке дети играли в сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Строим дом», различные дидактические игры.

Работаю в  тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре, поэтому они также подбирали материал к своим занятиям по данной теме.

\

В общем, в течение двух недель дети получили максимальное количество информации о доме, целостное понятие по теме, конечно, всё это мы изучали и раньше, но материал был разбросан по разным месяцам. Считаю, что именно проект позволяет собрать всю информацию компактно и логично. В проекте ставится проблема, которая помогает мотивировать детей на предстоящую деятельность, позволяет повысить интерес детей к теме.  Если планировать просто по теме, то получается случайный набор мероприятий. А как  вы уже, наверное, заметили из моего рассказа, у нас последующий день вытекал из предыдущего, я старалась так организовать деятельность детей, чтобы они сами захотели узнать что-нибудь ёщё, развивая тему. Наблюдая за детьми со стороны я заметила живой интерес к данной теме, почувствовала активность детей, желание получать новые, более углубленные знания, заинтересованность родителей, так как они сами являются участниками проекта.

В процессе проекта были  изготовлены альбомы: «Жилища народов мира», «Строим дом», «Строительная техника», сделаны макеты сказочных домов, макеты своих квартир.

Проверить знания детей помогли диагностические материалы Е. Нефёдовой  «Знания о доме» в начале и в конце работы над проектом, мы получили следующие результаты: увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем знаний и уменьшилось с низким.

Заниматься работой по данному направлению очень интересно и увлекательно. Конечно, как и во всякой работе имеются свои трудности   и сложности

1. это подбор материала по теме, воспитателю  нужно знать очень много сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, наблюдений на прогулке – поэтому благодаря Интернету создала картотеки, которые мне очень помогают.

2.дефицит времени. С этой трудностью мне тоже помогает справиться ноутбук,  план печатать гораздо быстрее, чем писать его, тем более все вспомогательные материалы есть в компьютерном варианте.

3.жесткое расписание непосредственно-образовательной деятельности (иногда, последовательность занятий хочется поменять, но нельзя).

4. сложно подобрать задачи по интеграции образовательных областей

Не смотря на то, что мой опыт работы по написанию календарного плана в соответствии с ФГТ   меньше года считаю, что достигла неплохих результатов

  1. Разработала способ календарного планирования на основе проектной деятельности (также можно писать план, используя лексические темы, или праздники). Более подробно я об этом расскажу на мастер-классе.
  2. Ещё одной особенностью моей работы является то, что я работаю по УМК «Предшкола нового поколения» и мне нужно при планировании это учитывать.
  3. Пишу план с использованием информационных технологий, это помогает экономить время, план выглядит эстетичней, в него быстро можно вносить изменения.

Перспектива:

Подводя итоги проделанной работы, вижу, что она даёт положительные результаты. Разработанный комплексно-тематический план  на год  позволяет в дальнейшем заниматься данной деятельностью. До конца запланированы проекты: «Военные профессии», «Наши мамы», «Космос» и так далее, в ходе выполнения которых ещё могут возникнуть мини-проекты предложенные детьми. Я не думаю, что предложенные вам планы идеальны, так как работа только началась, может быть и имеются какие-то недоработки, но в процессе дальнейшей работы они будут устранены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методического объединения «Особенности перспективно-календарного планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГТ»

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –– отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к...

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе на тему "Моя страна. Герб, флаг, гимн"

Цель календарного планирование по теме "Родная страна. Герб. флаг. гимн": закрепить знания о России, государственной символике - гербе, флаге, гимне, формировать у детей любовь к своей родной стране....

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Расписание организованной образовательной деятельности на 2014-2015 учебный  ...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Расписание организованной образовательной деятельностистаршей группы № 4 Дни неделиОрганизованная образовательная деятельность   Понедельник1.Развитие речи 2.Музыка...

календарное планирование воспитательно - образовательного процесса с детьми по теме "Осень" во 2 младшей группе

Календарный план содержит подробное описание работы с детьми на протяжении всего дня ( совместная образовательная деятельность взрослого и детей, режимные моменты, создание условий для самостоятельной...