Конспект методического объединения «Особенности перспективно-календарного планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГТ»
календарно-тематическое планирование по теме

 Тенькова Алена Николаевна

 

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –– отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании. Мы предлагаем вашему вниманию вариант  модели плана работы воспитателя,  ставший результатом деятельности творческой группы нашего ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mo_planir-e_2012_2.docx57.84 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение воспитателей старших групп

                                         

                                                         Начните с простого плана,

      И вы начнете не с ноля                                

                                                                      Дж. Паркинсон

Тема:  «Особенности перспективно-календарного планирования воспитательно-образовательного процесса  с учетом ФГТ»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в  процессе реализации ФГТ к  условиям реализации ООП дошкольного образования.

Задачи:

  1. Содействовать повышению профессионального уровня и развитию ключевых компетентностей педагогов в процессе планирования воспитательно-образовательного процесса с детьми.
  2. Способствовать внедрению информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
  3. Осуществлять выявление, изучение и обобщение инновационного педагогического опыта в условиях реализации ФГТ в ДОУ.
  4. Создавать условия для развития у  педагогов творчества и профессиональной активности.

Материалы и оборудование: презентация «Осуществление комплексно-тематического планирования в ДОУ», памятки «Алгоритм дня»,  «Принципы планирования», выставка методических пособий по проблеме.

Повестка дня

  1. Вступительное слово руководителя методического объединения.
  2. Просмотр и анализ непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с использованием ИКТ, воспитатель Ф. И.О.
  3. Выступления из опыта работы:
  1. Доклад-презентация «Особенности перспективно-календарного планирования воспитательно-образовательного процесса  с учетом ФГТ», старший воспитатель Ф. И. О.;
  2. Презентация «Организация планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГТ», воспитатель Ф.И.О;
  3. Сообщение «Комплексно-тематическое планирование в ДОУ», старший воспитатель Ф.И.О.
  1. Вынесение решения методического объединения.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово руководителя методического объединения.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –– отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

  1. объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  2. выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
  3. четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  4. выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
  5. не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным принципам:

  1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  2. соответствовать критериям полноты и достаточности;
  3. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  4. обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

2. Просмотр и анализ непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с использованием ИКТ.

3. Доклад-презентация «Особенности перспективно-календарного планирования воспитательно-образовательного процесса  с учетом ФГТ».

Мы предлагаем вашему вниманию вариант  модели плана работы воспитателя,  ставший результатом деятельности творческой группы нашего ДОУ. Предлагаемый вариант планирования разработан:

  1. на основе содержания деятельности, определенного примерной основной общеобразовательной программой  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  2. с учетом Федеральных государственных требований  к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, утвержденных приказом Министерством образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655;
  3. в соответствии с  Положением о перспективно-календарном планировании МБДОУ «Детский сад № 97 «Калинка» комбинированного вида», принятом на Педагогическом совете № 3, от 16.01.2012 года);
  4. а так же на основе рекомендаций Надежды Сергеевны Голициной, Ксении Юрьевны  Белой, Оксаны Алексеевны Скоролуповой и доктора педагогических наук   Т. С. Комаровой.

Данная модель плана оформляется на компьютере в табличном варианте  и состоит из трех блоков: «Общие сведения», «Перспективное планирование» и «Ежедневное календарное планирование». А  заполняют её конкретным содержанием педагоги от руки.

Первый блок    «Общие сведения».

Он представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года. Останавливаться на нем подробно мы не будем, так как в каждом детском саду он присутствует в том, или ином варианте. Перечислим только основные моменты:

  1. Воспитатели и специалисты, работающие в группе;
  2. Листок здоровья;
  3. Режим дня.   В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.
  4. Таблица обследования речи детей (для логопедических групп);
  5. Двигательный режим дня, разработанный  в соответствии с возрастными особенностями детей;
  6. Расписание организованной образовательной деятельности;
  7. Распределение детей на подгруппы для разнообразной деятельности;
  8. Годовые задачи ДОУ и приоритетных направлений деятельности педагогов группы;
  9. Алгоритм дня. Как известно, необходимым условием комплексно-тематического планирования, описанного в научной концепции В. И. Слободчикова в 2005 году, является соответствие принципу цикличности. Этим и  удобно использование алгоритма дня, который помогает воспитателю организовать в течение недели работу с детьми по реализации всех образовательных областей и основных видов детской деятельности.

План это индивидуальный документ педагога, поэтому он самостоятельно может  включать в него материалы необходимые ему для более эффективной работы. Так у нас в саду это памятки «Примерные формы организации НОД в детском саду», список методической литературы и пособий и др.

Второй блок  «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса»

В него включены те разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, которые, на наш взгляд, целесообразно планировать перспективно – на месяц или квартал: «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Художественная литература».  

Этот вид планирования дает педагогу больше возможность  варьировать свою деятельность в зависимости от погоды (наблюдения за конкретными природными явлениями не всегда можно запланировать заранее), настроения и состояния детей (например, инициирование сюжетно-ролевой игры не всегда может подчиниться строгому регламенту), отдельных проявлений в поведении детей (воспитание культуры поведения и положительных черт характера, которые могут возникать ситуативно) и т. д. Чтобы не переписывать многократно задачи и содержание разных форм работы с детьми, при планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, подвижных игр, составленных педагогами группы.

Планирование работы по перечисленным ранее образовательным областям осуществляется в табличном варианте, где указывается: направления работы или разделы, программное содержание и формы организации детской деятельности.

Направления

работы или разделы

Программное содержание \ задачи

Формы организации детской деятельности

Питание

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи не меняя положения вилки.

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб.

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение.                                   М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша»

Одевание-раздевание

Умывание

Содержание в порядке одежды и обуви

Например, вы планируете работу по О. О. «Здоровье», в разделе «Питание». В графе «программное содержание» вы указываете «Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи не меняя положения вилки. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб», а в графе «формы организации детской деятельности»  соответственно будет:  «Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение.   М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша»

При необходимости мы указываем здесь источник или картотеку, откуда берем материал.

Планирование по образовательной области «Здоровье» включает следующие пункты:

  1. комплексы утренней гимнастики. В нашем дошкольном учреждении на месяц мы планируется один комплекс традиционной утренней гимнастики, который проводиться по вторникам и четвергам, один комплекс игровой, проводимый  по понедельникам и средам, а по пятницам у нас  логоритмические утренние гимнастики, подчиненные комплексно-тематическому плану и проходят они  совместно с музыкальным руководителем;
  2. комплексы оздоровительных гимнастик и упражнений: дыхательной, зрительной, артикуляционной и пальчиковой гимнастик;
  3. формирование культурно-гигиенических навыков по направлениям: питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви; (Вы уже видели образец на предыдущем слайде)
  4. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Образовательная область «Безопасность»  программе «От рождения до школы» планируется на квартал по следующим разделам:

  1. раздел «Бережем свое здоровье»;
  2. раздел «Ребенок на улицах города»;
  3. раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»;
  4. раздел «Ребенок и другие люди» «Безопасный отдых на природе».

 Образовательная область «Социализация» включает:

  1. сюжетно-ролевые игры;
  2. подвижные, хороводные, народные игры;
  3. театрализованные игры;
  4. воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений. Данная работа проводиться по трем направлениям, которые отражены в названии и планируется на каждый месяц.
  5. раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»  Планируется аналогично предыдущему и представлен на слайде.

Планирование образовательной области «Труд»  тоже осуществляется на квартал и  выглядит следующим образом:

  1. поручения, дежурства, самообслуживание;
  2. хозяйственно-бытовой труд;
  3. коллективный труд;
  4. ручной труд.

Некоторые направления воспитательно-образовательного процесса, такие как:

  1. наблюдения в природе;
  2. взаимодействие с родителями;
  3. работа по приоритетному направлению;
  4. по созданию предметно-развивающей среды;
  5. культурно-досуговая деятельность,

мы предлагаем планировать на квартал, поскольку это длительная и кропотливая работа не одного дня и даже не одной недели.      

Удобным, на наш взгляд, нам кажется вариант планирования работы по ознакомлению детей с образовательной областью  «Художественная» литература», заимствованный у авторов программы «Детство» и адаптированный к нашей программе. Он позволяет соблюдать принцип систематичности и цикличности. Обратите внимание на слайд. Матрица разработана на месяц понедельно. Подбор произведений по возможности осуществляется так же на основе комплексно-тематического плана и согласно алгоритму, представленному в методических рекомендациях к основной общеобразовательной программе.  Тема недели указывается вверху. Далее по дням недели распределяются произведения рекомендованные авторами программы: понедельник – русский фольклор; вторник – фольклор народов мира; среда – поэты и писатели России; четверг – авторы разных стран; пятница – для старших дошкольников путешествие по страницам большой книги, для малышей – чтение любимых книг по желанию детей. В циклограмме отведено место для заучивания произведений, как правило, это начало недели. Поскольку в учебном плане ДОУ  в соответствии с ФГТ организованная деятельность по образовательной области «Коммуникация» в логопедических группах осуществляется специалистами, то мы выделили место в совместной деятельности для развития связной речи воспитанников: 1 неделя – составление описательных рассказов по картине, игрушке, о предмете; 2 неделя – рассказ по серии картин, схеме, модели; 3 неделя – драматизация; 4 неделя – рассказы из личного опыта, творческое рассказывание.

Таким образом, приведенное в перспективном плане содержание может быть впоследствии дифференцировано в календарном плане в соответствии с основными видами детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

Подробное перспективное планирование на основе содержания определенного разными комплексными программами с учетом ФГТ представлено в пособии Надежды Сергеевны Голицыной  «Перспективное планирование в детском саду» для всех возрастных групп. Мы оставим электронный вариант, если есть необходимость, можете воспользоваться.

Третий блок  «Календарное  планирование воспитательно-образовательного процесса»

Содержание образовательных областей «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Познание» целесообразно планировать календарно.

Календарное планирование осуществляется педагогами понедельно так же в табличном варианте, рекомендованном Оксаной Алексеевной Скоролуповой, и включает в себя: сетку организованной образовательной деятельности на месяц (с указанием  образовательной области, номера НОД, темы и  программного содержания), здесь все традиционно, и ежедневное планирование, включающее:

  1. тему недели, название, цель, дату проведения и ответственных за итоговое мероприятие;
  2. указание режимных моментов и интеграцию образовательных областей в процессе реализации этих режимных моментов;
  3. совместную деятельность взрослых и детей (индивидуальную, подгрупповую, групповую, образовательную деятельность в режимных моментах;
  4. организацию развивающей среды;
  5. взаимодействие с родителями и социальными партнерами в рамках реализации темы недели, согласно ФГТ.

Плюсы такой формы планирования:

  1. в использовании информационно-коммуникационных технологий – это комплекс таблиц, набранных на компьютере,  распечатанных и  сброшюрованных, что значительно сокращает время написания плана;
  2. в использовании картотек различных форм детской деятельности, что позволяет не переписывать содержание образовательного материала на каждый день в план, а подготовить для работы набор карточек с играми, физминутками, схем, произведений и картин, номера  и источники которых указаны в плане.

Важно отметить, что педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. Предложенная модель также может использоваться воспитателями при составлении собственного плана. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

4. Презентация «Организация планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГТ».

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса с  учётом требований ФГТ

             В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

           Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ».

         Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Педагог становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в дошкольных учреждениях в настоящее время

Три модели организации образовательного процесса в ДОУ

1. Учебная модель

2. Комплексно-тематическая модель  

3. Предметно-средовая модель

           Особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели

  1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
  2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
  3. Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  4. Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы. Сегодня вашему вниманию я представляю модель планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ, которая отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение  ФГТ, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

В проектирование деятельности включились все специалисты МАДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники проектного совета учреждении. На правах партнеров они вносили предложения содержательного и организационного характера.

Суть тематического планирования  заключается в следующем:

– определяется тема недели, месяца которая называется и первоначально рассматривается в НОД в области «Познание» по ознакомлению с окружающим миром,  которое проводится в первый день недели

– вся остальная деятельность (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;

– для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:

1) Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2) Принцип последовательности.

3) Принцип систематичности.

4) Принцип повторности.

В нашем МАДОУ  комплексно-тематический подход применяется уже пятый год.   За это время мы убедились в том, что его использование позволяет значительно сократить время НОД, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  1. объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  2. выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в МАДОУ;
  3. четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  4. выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы МАДОУ является учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов. Проектный совет нашего МАДОУ составил комплексно-тематическое планирование, соответствующее нашей образовательной программе дошкольного образования. В его составлении приняли участие все специалисты МАДОУ и воспитатели. Нами были изучены  варианты комплексно-тематического планирования календарных планов различных авторов, в частности Скоролуповой О.А.

Модель планирования воспитательно-образовательной деятельности в календарном плане  составлена с учётом ФГТ.

  1. Планирование осуществляется  с учётом комплексно- тематического подхода (Нами было разработано 2 тематических планирования НОД по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим миром) для 1-2 младших групп и для средней и подготовительной  группы с усложнением содержания и учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
  2. Взаимодействие со специалистами по тематическому планированию (По этому планированию работают все специалисты в ДОУ)
  3. Разработана своя модель планирования календарного плана с учётом ФГТ. Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса.

Вашему вниманию мы представляем вариант календарного плана, который  применяется в нашем МАДОУ. Все календарные планы мы составляем и печатаем на компьютере. Это очень удобно, экономит много времени, и имеет достойный современный вид.

Организационная модель комплексно-тематического планирования

Тема недели: «Откуда пришел хлеб» (выбирается на неделю и планируется из перспективно-тематического плана ДОУ».

Дата,

день недели

Непосредственно-

образовательная

деятельность

(НОД)

Интеграция

(образовательные

области)

Образовательная

деятельность,

осуществляемая

в режимных

моментах

Индивидуальная, коррекционная деятельность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

5.       Сообщение «Комплексно-тематическое планирование в ДОУ».

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее - ФГТ) планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

Как мы понимаем «комплексно-тематическое планирование  образовательного процесса»? В первую очередь тематическое планирование – это планирование в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям ("Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка").

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый - принцип тематического планирования - предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной образовательной программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдения, экскурсия, беседа и т. д.).

Принцип рациональности - понимается, как умение определять такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат-усвоение воспитанниками материала.

Выбранная тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. В ней интегрируются цели и задачи из разных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира.

ФГТ предусматривают реализацию задач развития ребенка по следующим направлениям:

  1. формирование круга предметных знаний;
  2. универсальных учебных действий ("умение учиться");
  3. формирование и развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Все эти задачи должны быть реализованы посредством интеграции образовательных областей, формирования и развития интегративных качеств личности ребенка.

Любая из примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования предполагает усвоение предметных знаний о природе, своем организме, правилах безопасного поведения, формирование математических представлений, развитие речи и т. д. Например, в программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы) эти знания формируют образовательные области. Объем знаний регулируется возрастными возможностями детского организма и «зонами актуального и ближайшего развития» каждого ребенка и группы в целом.

Развитие интегративных качеств ребенка и расширение его знаний об окружающем мире и мире взрослых в форме занятий, экскурсий, проектной и продуктивной деятельности, викторин и т. д. является целью непосредственно образовательной деятельности, специально спланированной педагогом. При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности (НОД) необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91.

Таким образом, в образовательном процессе выделяется два основных блока:

  1. совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  2. свободная самостоятельная деятельность детей.

В образовательной программе ДОУ может быть спроектирована модель образовательного процесса и представлено перспективное планирование на учебный год по каждой возрастной группе.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", "Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т.д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми и в соответствии с  программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве -столице России, ее истории", или"формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отображать содержание образовательного материала  согласно образовательной программе.

Продумать формы методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т. д.).

Большое значение имеют также вопросы организации, проведения и отслеживание результатов обучения в рамках тематической недели.

Алгоритм действий педагога по этим направлениям может быть следующим:

  1. выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
  2. отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
  3. выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности;
  4. формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
  5. отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
  6. практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
  7. продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
  8. фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического процесса

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя, оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку - событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В то же время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель - это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.

В качестве примера в приложении представлено перспективное планирование тематических недель на учебный год.

Комплексно-тематическое планирование в старшей  группе

на 2012-2013 учебный год

Месяц ___________

17-21 сентября

Тема: «Детский сад»

Направления развития

Интеграция образовательных

областей

«Здоровье»

Физическое развитие

«Физическая культура»

«Социализация»

Социально-личностное развитие

«Труд»

«Безопасность»

«Познание»

Познавательно-речевое развитие

«Коммуникация»

«Чтение худ. литературы»

«Художественное творчество»

Художественно-эстетическое развитие

«Музыка»

Задачи

Обогащение предметно-развивающей среды

Работа

с

родителями

Тема: «Детский сад»

НОД

Виды деят-ти

Формы работы

Содержание

Игровая

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Пальчиковые игры и игры с речевым сопровождением

Двигательная

Подвижные игры, народные, хороводные

Игровые упражнения

Спортивные игры, упражнения, соревнования

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование, исследования

Реализация проектов

Экскурсии, целевые прогулки

Коллекционирование

Конструирование

Интеллектуальные игры (головоломки, кроссворды…)

Чтение худ.

литературы

Чтение, обсуждение

Заучивание, Рассказывание

Рассматривание иллюстраций, альбомов

Коммуникативная

Беседы

Ситуативный разговор, речевые ситуации

Составление и отгадывание загадок

Игры-драмматизации, этюды и постановки

Логоритмика

Продук-тивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Организация выставок, мини-музеев

Трудовая

Дежурство, поручения, задания, самообслуживание,

Совместные действия

Итоговое мероприятие

6. Вынесение решения методического объединения.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

  1. Продолжить работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, в методической работе, а так же при организации взаимодействия с родителями воспитанников.
  2. Признать опыт работы педагогов  в области планирования воспитательно-образовательного процесса положительным и рекомендовать к распространению среди педагогов города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Принципы построения и особенности планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС»

Материал содержит практические рекомендаци по планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.   Тема:  «Ра...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.  Тема:  1 неделя Декабр...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. – 11.02.18г. Тема: февраль 2 неделя. «Знакомство с русским народными сказками

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. с 9.04.18 – 15.04.18 года (2 неделя). 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Одежда людей весной».

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.  с 9.04.18 – 15.04.18 года (2 неделя). 1 группа раннего возраста; 2 г...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. С 23.04.18 – 29.04.18 года (4 неделя). Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: «Знакомство с некоторыми особенностями поведени

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ. С  23.04.18 – 29.04.18 года (4 неделя).Группа: 2 группа раннего возраста....


 

Комментарии

 Тенькова Алена Николаевна

Начните с простого плана и вы начнете не с нуля
Дж. Паркенсон