Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

Алькинская Анфиса Габтелахатовна

Аннотация проекта

   Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире. Задача взрослых помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.                     

   Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. В современном мире оно должно стать неотъемлемой характеристикой личности, дающий представление о профессионализме человека в самых различных сферах его деятельности. Поэтому важнейшей задачей современного образования должна стать целенаправленная подготовка ребенка с самого раннего возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поведения.

   Так важно воспитать в ребенке личность, суметь посеять знание, добро.

   Заставить думать, размышлять и верить, ведь воспитателю другого не дано.

                                                                                                               (В.Черная)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_anfisa.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация проекта

   Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире. Задача взрослых помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.                      

   Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. В современном мире оно должно стать неотъемлемой характеристикой личности, дающий представление о профессионализме человека в самых различных сферах его деятельности. Поэтому важнейшей задачей современного образования должна стать целенаправленная подготовка ребенка с самого раннего возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поведения.

   Так важно воспитать в ребенке личность, суметь посеять знание, добро.

   Заставить думать, размышлять и верить, ведь воспитателю другого не дано.

                                                                                                               (В.Черная)

   Тема проектно-исследовательской деятельности: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».

   Тип проекта: исследовательский.

   Участники: дети подготовительной к школе группы.

   Цель проекта: Способствовать формированию представления об измерении длины, массы, объема, площади с помощью мерки. Содействовать развитию понимания зависимости результата измерения от величины меры.

   Задачи проекта: 

  1. познакомить детей с историей возникновения единиц измерения;
  2. развивать практические навыки: измерять длины, массы, объема, площади заданной меркой и сравнение предметов по длине, массе, объему, площади;
  3. научить кратко излагать результаты исследования;
  4. стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности;
  5. воспитать интерес к естественным наукам.

   Продолжительность проекта: Три недели.

   Дети отвечали себе и другим на вопрос о том, зачем им необходимо проводить исследования. Для решения поставленной проблемы требуется гипотеза – предположение. Дошкольники постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. В работе с детьми важно стимулировать их к созданию гипотез по принципу «чем больше, тем лучше». Здесь годятся даже фантастические идеи. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить им вопросы и искать на них ответы разными способами.

   Возникли проблемные вопросы: Зачем надо все измерять? Как и с помощью чего можно измерять? Что такое  мерка? Кто придумал их? Что можно узнать больше об условных мерках?

   Гипотеза: Можем ли мы сами ввести свою мерку.

   Совместно с детьми определили какими методами нам необходимо воспользоваться при решении нашей проблемы. Для дошкольника доступны следующие методы исследования:

  1. подумать самостоятельно;
  2. посмотреть книги, энциклопедии по интересующему вопросу;
  3. обратиться к компьютеру;
  4. понаблюдать;
  5. провести эксперимент.

   Детьми были выбраны темы индивидуальных исследований: Куклина Юлия (7 лет) – «Измерение длины площади», Ганеев Ян (7 лет) – «Измерение объема и массы».

   Пути реализации проекта: 

  1. Узнать как можно больше о единицах измерения с помощью взрослых (в энциклопедиях, справочниках и т.п).
  2. Знакомство с работой закройщиков в ателье, продавцов в магазине.
  3. Систематизация и конкретизация полученных знаний.
  4. Проведение опытов и экспериментов с целью осознания зависимости результата измерения от величины меры.
  5. Мастер-класс для детей младших групп.
  6. Введение новой мерки.

   Распределение работы по этапам проекта:

   1 этап – мотивационно-ориентировочный (подготовительный).

   Мотивом для поисковой, творческой, учебно-познавательной деятельности дошкольника для нас, педагогов, является учебная или воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

   2 этап – поисковый.

   В результате вопросно-ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по каждой теме исследования. В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на которые ребенку нужно ответить. Но зачастую детям бывает необходимо определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется. На этом этапе задание и разные виды работ стараемся распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями, приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы (выдвижение множества гипотез-догадок это попытки предугадать ожидаемые результаты) и составляются планы-действий, которые мы стараемся сделать наглядными. Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить проблему своей работы.

   3 этап – практический.

   Согласно плану-действий вместе с детьми выбираем разные формы работы. Стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре. А так же не отступать от намеченного плана. Предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным (быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота); как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?

   4 этап – рефлексивный (обобщение и систематизация знаний).

   На этом этапе учим детей осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие. Предлагаем юным исследователям вопросы формирующие навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:

- Как ты задумал выполнить работу? Как действовал? Почему?

- Расскажи все по порядку.

- Оцени свою работу. Что ты можешь сказать?

- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с этой работой?

- Что у тебя получилось лучше (хуже) всего?

- Что было в твоей работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

- Какие знания и умения пригодились тебе, чтобы справиться?

- Что ты узнал нового, чему научился?

   Обращение к рефлексивным заданиям происходит систематически. Таким образом, мы предлагаем ребенку осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе работы и увидеть его пути.

   5 этап – заключительный (презентация проекта).

   Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Без него исследование не может считаться завершенным. Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Такое представление достаточно сложно для дошкольника. Возникшее волнение может помешать изложить итоги своей работы, выслушать вопросы и отреагировать на суждения присутствующих. Способность представить свою работу публично важна как свидетельство уровня развития эмоционального интеллекта ребенка. Дети представили слайд-шоу и доклад, стенд с фотографиями.

   Проектная деятельность обеспечивает развивающее воздействие обучения за счет постепенного увеличения доли самостоятельности детей в каждом виде деятельности. Для популяризации детских проектов был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные задания и вопросы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проекта были составлены и проведены консультации с родителями. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнение домашних заданий.

   Наши юные исследователи преодолевают разные преграды на своем пути. Самое главное – они верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся к ней, невзирая на трудности. Верят в то, что они – настоящие исследователи! А мы, взрослые, стараемся подвести детей к их самостоятельным открытиям новых знаний.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское игровое экспериментирование – первая ступень проектно- исследовательской деятельности". Авторы: Зотова М.В., Сиркина А.И.

«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игры»....

Проектно-исследовательская работа "Природа вокруг нас"

Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны - основная идея данной работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней....

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

3.6. Участие в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной, научной и другой деятельности (в том числе в Интернет - проектах, конференциях, конкурсах с указанием адреса сайтов, веб-страниц)

В соответствии с муниципальной программой «Развитие образования в городе Ярославле» на 2015-2020 годы, наше ДО имеет  статус муниципальной инновационной площадки. по приказу департаме...

Проектно-исследовательская деятельность в первой младшей группе «День космонавтики»

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю. А. ГагаринымЗадачи:1. Дать знания детям о российском празднике - День космо...

Проектно-исследовательская деятельность "Собака - друг человека"

Поектная работа "Собака - друг человека" . В этой работе мы попытались выяснить, почему собак называют друзьями человека?...