Проект на тему «Космос»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лебедева Татьяна Петровна

Проект на тему «Космос»,

посвященный 60-летию первого полета человека в космос

для детей старшего

 дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspech_proekt_kosmos.docx668.53 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

         художественно – эстетического развития воспитанников» №2 «Теремок»

п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области.

Проект на тему «Космос»,

посвященный 60-летию первого полета человека в космос

для детей старшего

 дошкольного возраста.

Подготовила Лебедева

                                                   Татьяна Петровна

                                                                           Воспитатель высшей категории

Новоорск 2021 

Тип проекта: познавательный

Сроки реализации: краткосрочный с 5.04.21 по 12.04.21г. 

Цель проекта: познакомить детей с юбилейной датой, 60-летием первого полета человека в космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин, с историей начала покорения космоса в нашей стране. Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей, педагогов и родителей.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства;
  • создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;

Развивающие:

  • обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.

совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.

Актуальность.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. 

Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.

Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи.  Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Участники: дети старшей группы «Лесная сказка», воспитатели группы, родители.

Проблема.

2021 год – юбилейный год для Российской космонавтики, отмечается 60-летие первого полета человека в космос.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

 Гипотеза.

Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

  • сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса, о первом полете космонавта, о животных, которые летали до него в космос, о человеке, который вышел первым в открытый космос Леонов А.А; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
  • развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Предполагаемый продукт деятельности:

  • Выставка творческих работ: "Ракета"
  • Стенд «Космос»
  • Обогащение РППС группы

Формы реализации проекта:

  • совместная и индивидуальная деятельность с детьми;
  • Игры;
  • Беседы.
  • практические упражнения
  • творческая мастерская 

Этапы реализации проекта:

I этап: Подготовительный.

1. Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе.

2. Информированность родителей о предстоящей деятельности.

 3.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
4. Подобрать фото - коллекцию «Космос».                                        
5. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.                 
6.  Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

7.  Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

II этап: Основной.

Беседы с использованием презентаций.

1. «Что такое космос. 8 планет и звезды».

 Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса

2.Беседа «Первые попытки покорения космоса. Животные, Юрий Гагарин, Алексей Леонов, В. Терешкова и др»

Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса. Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну. 

3.Беседа «Из истории возникновения ракеты»

Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

4. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

5. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере. . Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Рисование  «Загадочный мир космоса»

Цель: Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.

Лепка: "Космонавт"

Цель: совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян.

Оригами «Ракета»

Подвижные игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»,

«Космическая эстафета»       

«Ракетодром»
«Невесомость»                                                                         

«Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры:

" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

«Полёт в космос»

Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.

«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры:

- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее» 
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»

«Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема  «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- индивидуальная работа по развитию речи  игра “ Скажи наоборот”  

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в познавательном развитии ребёнка»

Рубрика для родителей: «12 апреля 2021 г. 60-летие первого полета космонавта»

III этапЗаключительный.

1. Презентация проекта

2.Оформление выставки творческих работ

3. Занятие по окружающему миру на тему «Космос»

5. Презентация проекта на педсовете ДОУ

Предварительная работа:

  • Составление рекомендаций для родителей
  • Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
  • Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. Нарисовать картины по теме космос.

Вывод:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Используемая литература:

  1. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)
  2. (3). Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г. Бондаренко Т.М.
  3. Серия «Грамматика в играх и картинках» Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  4. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  6.  Носов Н. Незнайка на луне. - М.: РОСМЭН, 1996г

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на

 тему «Космос»

Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.

Задачи

  1.  Активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы
  2.  Вызвать интерес к космическому пространству.
  3. Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных;
  4. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта; прививать любовь к стране, к космосу.
  5. Научить делать ракету оригами.

Словарная работа: небо, звездное небо, комета; звезда, планета, галактика, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр.

Материалконверт, карточки с вопросами для игры; портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина; иллюстрации о космосе, картинка первого спутника, корабль «Восток»; картина «Солнечная система», «Звездное небо».

Ход занятия

Приглашаю детей в мини музей «Космос».

           

Дети садятся полукругом, я задаю ребятам вопросы, а они отвечают:

1. Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем – Земля. Земля круглой формы…)

2. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда…)

3. Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе…)

4. Какие животные полетели первыми в космос? (собаки Белка и Стрелка…)

Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин…)

5.Каких женщин космонавтов ты знаешь?(В. Терешкова, С. Савицкая…)

6.Когда наша страна отмечает день космонавтики? (12 апреля.)
7.Как называется дом космонавтов? (орбитальная станция.)
8.Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль.)
9.Как называется костюм космонавта? (Скафандр.)
10.Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
11.Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.)

12.Какими качествами должен обладать космонавт?(Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным)

13.Что такое комета? (Обычное небесное тело, покрытое толстым слоем льда…)

14.Какой прибор приближает то, что находится вдали от наблюдателя? (Телескоп ).

- Молодцы, ребята все вы правильно ответили на вопросы.

Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь на какой – ни будь планете? Есть ли воздух на других планетах, как на планете Земля?

Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показываю портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой – ни будь планеты. Циолковский проводил расчеты. Делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить.

Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора), изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно (показываю картинку первого спутника).

Ребята, а кто первым отправился к звездам, в космос?

Я с вами согласна, что космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показываю портрет) впервые в мире успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показываю картинку корабль «Восток»). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты с восторгом торжественно приветствовали первого космонавта.

 

- А вот и перед вами звездное небо (на доске картина звездного неба).

- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно…)

- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце…)

- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.

Ученые определили, что в нашей Солнечной системе 9 планет..

планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам) Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
Физминутка

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу

Им – им – им, на ракете полетим.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Игра антонимы: планеты бывают разные:

Далекие и близкие

Холодные и теплые

Большие и маленькие

Твердые и мягкие

Тяжелые — легкие

Воспитатель. Давайте, проведем опыт.

Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,

А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Солнце притягивает планеты и другие небесные тела, не давая им разлететься в космосе, а планеты не сталкиваются друг с другом. т к.  движутся каждая со   своей скоростью и по своему пути. орбите. Чем дальше планета от солнца, тем длиннее ее орбита Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение

- Ребята, посмотрите на картину, в центре нашей г расположена самая большая звезда -Солнце.

1. Ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета, ее поверхность каменная и пустынная, на планете нет воды и воздуха. Она называется – Меркурий.

2. А эта планета затянута облаками, на ней очень жарко. Это Венера.

3. Третья планета от Солнца, окрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Это планета – Земля.

4. Четвертая планета – красная планета, на ее поверхности углубления, похожие на пересохшие каналы. Это Марс.

5. Следующая планета самая большая, она состоит из жидкости и газа. Она называется – Юпитер.

6. А эта планета окружена кольцами. Называется она Сатурн.

7. Эта единственная планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета» - Уран.

8. Эта планета холодная и синяя. Это огромный шар, состоящий из газа и жидкости – Нептун.

9. Очень холодная, так как находится далеко от Солнца – Плутон.

- А чтобы запомнить названия планет и очередь нам поможет «Астрономическая считалка». Назовет любой из вас:
Раз – Меркурий
Два –Венера
Три –Земля
Четыре –Марс
Пять –Юпитер
Шесть –Сатурн
Семь –Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием – Плутон.

Д/Игра «Дополни предложение словом».

1) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный … (телескоп).

2) На корабле воздушном, Космическом, послушном Мы, обгоняя ветер, несемся на … (ракете).

3) У ракеты есть водитель – Невесомости любитель. По-английски «астронавт», а по-русски - … (космонавт).

4) Самый первый в космосе летел с огромной скоростью. Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин).

5) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят – ей не до сна. В небе светит нам … (Луна).

6) Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя. Она моя. А называется - … (Земля).

7) Он дружит с ветром и водой. Она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться Медведь с Большой … (Медведицей).

8) Специальный космический есть аппарат. Сигналы на землю он шлет всем подряд. И как одинокий путник, летит по орбите … (спутник).

9)В космосе сквозь толщу лет, ледяной летит объект. Хвост его – полоска света. А зовут объект - … (комета).

10)Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце)

-А теперь послушайте загадку: Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост И поднимется до звезд! Что это, ребята?

Дети: Ракета! Воспитатель: Правильно! Так на чем же полетим в космос?

На ракете А почему именно ракета? (ответ детей) Давайте узнаем сколько-ступенчатая наша ракета. Чтобы узнать надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов? (3 слога).

- Так давайте теперь сделаем ракету оригами ракету.

 А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт». Ну, что же, постараемся, чтобы наше путешествие было неутомительным и увлекательным. Отряд космонавтов к полету в космос готов? (Готов) Обратный счет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 пуск

Видеопрезентация «Космос»

Рефлексия.

Где находится планета Земля? (планета Земля - это третья планета Солнечной системы)

Какой формы планета Земля? (шар, сфера)

Есть ли у планеты Земля спутник? (да, Луна)

Какой формы Луна? (шар, сфера)

Что такое Солнце?  (звезда)

Сколько всего планет Солнечной системе (9)

Какие планеты соседи планеты Земля? (Венера, Марс)

Какая планета следует за планетой Юпитер? (Сатурн)

Какая планета предыдущая планете Нептун? (Уран).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Космос"

Познакомить детей с всемирным праздником - День космонавтики и создать условия для обогащения детей знаниями о космосе....

Проект на тему: «Космос нас зовет»

Данный проект проводился нами в апреле 2016 года.Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности,вызывает интерес у детей и дает возможн...

ПРОЕКТ на тему: «Космос».

Задачи:1.Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об истории освоения космоса, интересных фактах и событиях.2. Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным....

Проект на тему: "Космос"

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

Проект на тему :"Космос :далёкий и близкий""

Ознакомление детей с окружающим миром.....