Картотека опытов
картотека по окружающему миру

Гильфанова Ирина Робертовна

Картотека опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx95.66 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

ПЕСОК

Опыт № 1

Цель: познакомить детей со свойством песка - сыпучестью.

Оборудование: песок (чистый), большой лоток, лупа, листы бумаги.

Ход: чистый песок насыпать в большой лоток. Поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок». Вместе с детьми через лупу рассмотреть песчинки. Песчинки не одинаковые по размерам (крупные, мелкие), по цвету (темные, светлые), по степени блеска (одни песчинки блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные песчинки. Подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги.

Вывод: песок обладает свойством сыпучести

Опыт № 2

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка (мокрый песок тяжелее сухого)

Оборудование: небольшие ведерки, наполненные сухим песком, стакан с водой.

Ход: дети сравнивают песок в ведерках (повесу, по цвету). Добавить в одно ведерко с песком стакан воды (полить песок). Мокрый песок стал тяжелее. Почему? К весу сухого песка добавился вес воды из стакана.

Вывод: сырой песок тяжелее сухого.

Опыт № 3

Цель: изменение свойств песка в зависимости от его влажности.

Оборудование: мокрый песок, сухой песок.

Ход: мокрый песок не сыплется струйкой на ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга. Предложить детям слепить несложные фигурки из мокрого песка. Сравнить цвет сухого и мокрого песка.

Вывод: мокрый песок темнее сухого, не обладает свойством сыпучести, из мокрого песка можно лепить фигурки.

https://images.kz.prom.st/95319919_w640_h640_igrushki-dlya-pesochnitsy.jpg

Опыт № 4

Цель: показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.

Оборудование: 2 банки: одна с водой, другая с глиной, сосуд с водой.

Ход: налить в банки одинаковое количество воды. Вода сразу проходит через песок, и не проходит через глину.

Вывод: песок водопроницаем (песчинки не скреплены друг с другом, поэтому вода спокойно сквозь них проходит); глина обладает свойством не пропускать воду (главная особенность глины – частички ее связаны, скреплены между собой, поэтому вода сквозь них не проходит).

Опыт № 5

Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Оборудование: Сухой песок и мокрый песок, сито, два тазика, тяжелый стальной брусок, маркер.

Ход: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и

также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Опыт №6.

Цель: ознакомить с назначением песочных часов.

Оборудование: песочные часы.

Ход: Проследить за тем, как сыплется песок, ощутить длительность минуты. Песок пересыпается за определенное время (несколько минут).

Вывод. Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах

Опыт №7

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка, смешивая его с гуашью.

Оборудование: песок, гуашь; небольшие емкости; палочка или ложка для перемешивания песка;- бумага для просушки песка.

Ход: Для окрашивания гуашью сначала намочим песок, а затем добавим в него краску. После этого тщательно перемешиваем смесь, равномерно распределяя красящий пигмент в песочной массе. Смешивая

ингредиенты в баночке или миске, используйте палочку или ложку. После смешивания песка с красками высыпаем окрашенный песок на листы бумаги тонким слоем и просушите в течение суток.

Вывод: Песок можно красить в разноцветные тона.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

ГЛИНА

Опыт № 1

Цель: познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость.

Оборудование: сухая глина, деревянная дощечка, молоток.

Ход: положить глину на дощечку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой. Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Опыт № 3

Цель: познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду.

Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.

Ход: предложить детям слепить из глины стаканчик, чашку, миску.

Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b9cd789b97fd327d08964c0131038493&n=33&w=109&h=164

Опыт № 4

Цель: показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

Оборудование: различные глиняные фигурки (не разрисованные), образец готовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой.

Ход: показать, что фигурку из глины можно расписать красками. Обратить внимание детей на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину, предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец.

Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

СРАВНЕНИЕ ГЛИНЫ

И ПЕСКА

Опыт № 1

Цель: сравнить свойства песка (рыхлый) и глины (сухая, твёрдая)

Оборудование: глина, песок.

Ход: У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с глиной и два

«деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с глиной, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево.

Вывод: глина сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.

http://cdn01.ru/files/users/images/c6/11/c611c37ace4e710f1226c1be6b2888f1.jpghttp://cdn01.ru/files/users/images/c6/11/c611c37ace4e710f1226c1be6b2888f1.jpg

Опыт № 2

Цель: определить свойства песка (быстро впитывает воду) и глины (медленно впитывает воду).

Оборудование: вода, банка с песком и банка с глиной.

Ход: Дети наливают воду в стеклянную банку с песком; обсуждают, каким стал песок, предполагают, куда исчезла вода. Затем то же самое проводят с глиной. Наблюдают, как глина впитывает воду (очень медленно), вся ли вода впиталась.

Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Опыт № 3

Цель: сравнить свойства песка (сухой — рассыпается, мокрый — лепится) и глины (мокрая — лепится, высыхая, сохраняет форму).

Оборудование: влажные глина и песок

Ход: Дети лепят «колбаски», «бублики» и «колобки» из влажной глины, а затем из влажного песка. Через некоторое время дети сравнивают результаты. Из глины: «колбаски», «бублики» и «колобки» не

рассыпались, сохранили свою форму, получились твёрдые и прочные, а из песка — высохли и рассыпались.

Вывод: глина твёрдая, прочная, лепится, сохраняет свою форму, а песок — рассыпается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...