Дидактический материал. Коллаж "История хохломской росписи"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Вередин Наталья Валерьевна

«Хохлома»

“Хохломская роспись” П.Синявский.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

 

Наша хохлома!

     Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино и городе Семёнове Нижегородской губернии). Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия.  Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей.  Народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

     Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия, — липа и осина. Прежде, чем они попадут к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, древесину сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности можно увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую. Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши - петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы построения ладной, красивой формы. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование. Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "белье". 

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, а кисти для росписи мастера делали сами из беличьих хвостиков «ляпушки».  Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая, желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать. Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

     Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_hohlomy.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

“Хохломская роспись” П.Синявский.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

«Хохлома»

     Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино и городе Семёнове Нижегородской губернии). Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия.  Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей.  Народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

     Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия, — липа и осина. Прежде, чем они попадут к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, древесину сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности можно увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую. Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши - петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы построения ладной, красивой формы. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование. Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "белье"

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, а кисти для росписи мастера делали сами из беличьих хвостиков «ляпушки».  Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая, желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать. Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

     Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка - передвижка "Знакомство детей с хохломской росписью"

Предлагаю материалы из опыта работы по изобразительной деятельности, папки-передвижки для стендов....

Конспект интегрированного занятия с использованием современных образовательных технологий на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»

Формировать у детей представления, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Познакомить с харак...

Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)

Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Роспись подноса, используя элементы хохломской росписи"

Как дети учились расписывать поднос, используя элементы хохломской росписи....

Дидактические игры на закрепление знаний о хохломской росписи (приложение к проекту "Золотая Хохлома")

В материале представлены игры, позволяющие более полно познакомиться с элементами хохломской росписи...