Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей интереса к предметам народного творчества; формирование обобщенных знаний о видах ДПИ, освоение изобразительных умений (характерных элементов, колорита, композиций, узоров хохломской и гжельской росписей); воспитание активности, самостоятельности, инициативы и развитие художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
«Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»
(творческий проект эстетического содержания)
Разработала:
воспитатель Зозик Людмила Владимировна
2010 – 2012 уч. г.
Паспорт проекта
- Творческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи).
- Продолжительность проекта - 2010 – 2012 уч. г.
- Участники проекта: педагог, дети, родители.
- Образовательная область – художественное творчество; интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
- Приоритетный вид деятельности – продуктивная; интеграция видов деятельности: музыкально – художественная, игровая, коммуникативная.
- Актуальность темы. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности , художественный вкус и является частью его истории .Устное народное творчество , музыкальный фольклор , народное декоративно – прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас , когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов , эстетических ценностей , представлений подрастающим поколением , то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы , обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему . В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно – прикладного искусства присущи и творчеству детей , но , в отличие от детского творчества , в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция . Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей . Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты; традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала; «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, даёт богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений!» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости . Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа , частью которой оно является. Таким образном , можно сделать вывод , что данная тема является актуальной на современном этапе . Она способствует воспитанию и развитию творческой активности детей и должна широко использоваться в воспитательно – образовательной работе ДОУ .
- Цель проекта: выявить влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческой активности детей.
- Гипотеза проекта: предполагаю, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством влияет на формирование представлений о данных видах искусства и развития творческой активности детей, а занятия по рисованию будут проходить более эффективно.
- Задачи проекта:
- уточнить интерес к декоративно – прикладному искусству;
- определить уровень восприятия и использование детьми декоративно – прикладного искусства в рисунках;
- разработать методику активизации восприятия и развития творческой активности детей средствами декоративно – прикладного искусства;
- выявить качественные изменения, произошедшие в изобразительной деятельности; проявление творчества в рисунках детей.
- Предполагаемый результат: использование критериально – ориентированной методики нетестового типа, разработанной О.А. Соломенниковой (промежуточная оценка – 1 раз в полугодие; итоговая оценка – в подготовительной группе при выпуске ребенка из ДОУ в школу).
- Предварительная работа: создание предметно-развивающей среды, включающей в себя подлинные предметы народного творчества (хохломскую и гжельскую посуду); разработка дидактического материала: художественно-развивающих игр, самодельных настольных игр, динамических таблиц с поэтапным выполнением узоров, стилизованных образцов; подбор художественно-речевого и мультимедийного материала.
- Сотрудничество с семьей:
- консультации для родителей;
- индивидуальные памятки;
- мастер-класс для родителей с оформлением фотостенда «Подари красоту всем»;
- совместный вечер развлечения на тему: «Добрым людям на загляденье».
- Взаимодействие со специалистами: музыкальный руководитель, руководитель ИЗО деятельности.
- Продукт проектной деятельности: рисунки детей, посуда, расписанная по мотивам хохломской и гжельской росписи.
План реализации проекта.
Вариативный методический комплекс.
№ п/п | Содержание педагогической деятельности | Материал, используемый педагогами МБДОУ из опыта работы | Год распростране- ния |
1 | Инновационная деятельность |
| 2010 (педсовет) 2012 2011 2012 2011 2012 |
2 | Работа с детьми по развитию художествен- ного творчества, обогащению знаний |
10. Индивидуальная работа с детьми по отработке приемов и способов рисования элементов хохломской и гжельской росписи.
| 2010 – 2012 2010 – 2012 2010 – 2012 2010 – 2012 2011 2010 – 2012 2010 – 2012 2010 – 2012 2010 – 2012 2010 – 2012 2012 |
3 | Методическое обеспечение творческого проекта |
| 2010 – 2012 2012 2010 2012 2011 – 2012 2010 – 2012 2010 |
Комплексно – тематический план работы с детьми по сообщению знаний о Гжельской и Хохломской росписям, формированию умений, навыков в рисовании элементов, характерных для данных видов.
№ п/п | Вид деятельности | Цель | Организация занятий |
1 | Выставка Гжельской посуды. Беседа с детьми о данном виде росписи. | Познакомить детей с традициями, русским художественным промыслом «Гжельская керамика», с историей его создания . | Рассматривание раз личных образцов по суды, выделение основных элементов, характерных цветов. |
2 | Использование художественного слова. Праздничное блюдо . | Освоение простого Гжельского орнамента –сеточка. Научить детей расположению орнамента на блюде. Нанесение орнамента рисунка сразу кистью. | Рассматривание блюда и посуды, выделение основного узора орнамента, характерных цветов. |
3 | Индивидуальная работа с детьми . Рисование орнамента на полосе . | Освоение традиционных форм Гжельской росписи в полосе . | Краткий рассказ педагога обращает внимание детей на гармоничное сочетание посудной формы и скульптуры Гжельской художественной майолики. |
4 | « Капелька » | Познакомить детей с традиционными элементами Гжельской росписи «капелька». | Рассматривание данного мазка в росписи, где мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки . |
5 | Индивидуальная работа с детьми . Блюдце . | Освоить простейшие виды растительных орнаментов . | Знакомство с простым орнаментом в розетке с использованием мазков «капелька». |
6 | Бордюры | Освоение традиционных Гжельских орнаментов и бордюров . | Рассматривание образцов орнаментов в народном искусстве . |
7 | Чайник | Освоить традиционные мотивы Гжельской мазковой росписи – цветка. | Рассматривание раз личных типов цветов в изделиях Гжельских мастеров. |
8 | Терем | Осваивать технику Гжельского письма – мазок с тенями . | Знакомство детей с тонами Гжельских мастеров по росписи посуды с изображением: храмов, избы, мосты, дворцы . |
9 | « Синяя птица ». | Освоение главного мотива Гжельского народного промысла – птица . | Краткий рассказ детям о роли птиц в русской мифологии, о символики и суевериях, связанных с птицами . |
10 | Рисование на силуэте «Маслёнка». | Учить рассматривать элементы украшения Гжельских узоров, составлять орнамент на силуэте из узких и широких, завитков и капелек . | Развивать художественный вкус, рисовать кайму по мотивам Гжельской росписи: точек, мазков, пружинок . |
№ п/п | Виды деятельности |
Цель | Организация занятий |
1 | Выставка Хохлом –ской посуды . Бесе-да с детьми о данном виде рос –писи . Использова –ние художествен –ного слова. | Познакомить детей с традициями древне –русским художествен –ным промыслом « Хо –хломская » роспись , с историей его создания. | Рассматривание раз –личных образцов по - суды , выделение основных элементов , характерных цветов . |
2 | « Подарок для Мишутки ». | Освоить от простого к сложному элементу «травки » , « капелек», «усиков » , « завитков». | Рассматривание с детьми чашку с трав- ным узором , выпол–ненную мастером . |
3 | « Узор травка ». | Освоение простых эле - ментов травного орнамента . | Знакомство с эле –ментами Хохломской росписи : «травка » -- осочки , травинки , капельки . |
4 | Узор « ягодка ». | На учить рисовать узо-ры кистью и печат –кой – тычком . | Рассматриваем изде –лия Хохломских ма – стеров , красоту рас – тительно – травного орнамента . |
5 | Вазочка для цветов. | Освоение Хохломской росписи : ветка спелых ягод обвивает поверх –ность изделия , создавая непрерывную полоску орнамента . | Рассматривание ва –зочки , расписанной мастером , обратить внимание на узоры и формы предмета . |
6 | Индивидуальная работа с детьми . Орнамент с «ягод- ками » и « листоч –ками ». | Использовать Хохлом –ской орнамент с эле – ментами « ягодки » и «листочки » . | Рассматривание орнамента с разно –образными Хохлом –скими узорами . |
7 | Роспись Салфетницы. | Учить выделять новые элементы Хохломского узора ( ягоды , листья ) , чередование одного из фрагментов на завитке . | Рассматривание ра –боты мастеров , обратить внимание детей на расположе – ние травинки , рес – нички , усики и яго –ды . |
8 | Рисование узора на круге « Ложка ». | На учить располагать завиток и украшение : ягоды , листья , травин – ки ; рисуем концом кисти травинки и всей кистью ягоды , листья на Хохломской ложке | Рассматривание Хох – ломской ложки , вы –делять узор на круге, чередование на основном завитке элементов росписи . |
9 | Индивидуальная работа с детьми. Рисование « Кустиков ». | Освоение Хохломских узоров, выделяя в нём элемент « кустик » , составлять узор на по – лосе , украшая завиток ресничками , травинка – ми , усиками , соединяя их в кустики . | Знакомство с Хох – ломской росписью , её колоритом , рас – тительно – травным орнаментом . |
10 | Панно «Золотая рыбка ». | Познакомить детей с изделиями мастеров Хохломы , их цветовой гаммой , основными элементами росписи ( « травка » , завитки ) и способами их выпол –нения. | Вспомнить отрывок из сказки А.С. Пуш – кина и предложить нарисовать золотую рыбку в манере Хох -ломских мастеров . |
11 | Экскурсия на вы –ставку изделий Хохломской рос – писи в музей. | Обобщить и расширить знания детей о Хох –ломской росписи, воспитать художестве –нный и эстетический вкус. | Рассматривание Хох – ломских изделий, слайды, иллюстрации. |
- Оформление конечных результатов: презентация проекта, творческий отчет, просмотр интегрированных занятий, проведение дней открытых дверей; сбор, систематизация и анализ полученных данных; распространение педагогического опыта.
- Условия реализации проекта:
- интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активное включение детей в различные виды деятельности: музыкально – художественную, продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
- отбор художественного материала по различным видам народного искусства в соответствии с возрастными возможностями детей;
- учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
- использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
- бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
- создание эстетически-развивающей среды, оформление и проведение праздников и досугов.
Список используемых источников
Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Гуреева И.В. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.
Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.
Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. – М., 2009.
Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.
Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.
Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.
Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.
Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»
Отчет по творческому проекту эстетического содержания на тему:...
Проект «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».
Тема проекта: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».Проект разработан: Алексеенко Галина Михайловна, воспитательП...
Проект «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"
Развитие творческих способностей детей требует обновления содержания образовательной деятельности, поиска новых подходов. Актуализируется проблема создания дополнительных условий для адапт...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Представлена статья по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...
Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»
Важное место в современном воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...
Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Паспорт проектаТворческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (г...
«Русское народное декоративно-прикладное искусство в развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»
ПРОЕКТ Тема: «Русское народноедекоративно-прикладное искусство в развитиехудожественного творчествадетей старшего дошкольного возраста»...