Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
    статья по теме

    Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

    Представлена статья по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_sredstvami_dpi2.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:

      Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

                                                                       Выполнен: воспитателем

                                                                       Сайфутдиновой Э.Н.

                                                                                     

                                                                       

                                                                                   

                                                                     

                                                                           

                                                 

                                                                                   

                                                 


    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………..

    1. Психолого-педагогические аспекты проблемы творчества………………………………………………………………..
    2. Условия развития детского изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Методы и формы ознакомления с декоративно- прикладным искусством…………………………………

    1.3. Характеристика народных росписей как доступного для дошкольников вида декоративно-прикладного искусства……………………………………

    Заключение………………………………………………………………………..

    Список литературы…………………………………………………………........


    Введение

            В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной среде вносят корректировки в само понятие «творческая личность», которая в современной психолого-педагогической литературе трактуется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений поставленных задач.

    Данная проблема характерна для всех звеньев образования, и в первую очередь - дошкольного. Отечественные психологи и педагоги (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) подчеркивают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве, и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей именно дошкольного возраста. Одним из таких средств мы рассматриваем народное декоративно-прикладное искусство.

    Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

    Известные исследователи народного декоративно-прикладного искусства B.C. Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков.


    1. Психолого-педагогические аспекты проблемы творчества

    Проблема детского творчества приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребенка - как итог его творческого самоопределения в мире культуры.

    Отечественные психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового (Л.С. Выготский). Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

    В психологических исследованиях проблема детского творчества рассматривается разносторонне. Говоря о продукте творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.

    Изучение творческого процесса в исследованиях психологов отличается фрагментарным и отрывочным характером. Он рассматривается как потребность в новизне, как проблемная ситуация, требующая от субъекта «открытия» нового способа, действия или знания, которые обеспечивают решение поставленной задачи. Также психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Существующие психологические исследования ориентированы на оценку конечного продукта. Но отслеживание последовательности действий ребенка еще мало изучено. Б.Г. Урмурзина отмечает, что понимание детского творчества как процесса предполагает нечто большее, а  именно – выявление механизмов порождения и развития созидательных возможностей ребенка в ходе решения им тех или иных задач.

    Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых - Г. В. Латунской, B. C. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной – формулирует художественное творчество детей дошкольного возраста как:  создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.


    1.2. Методы и формы ознакомления с декоративно - прикладным искусством

    Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним можно отнести методы и приёмы, рекомендованные Р.М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи.    

    • Метод вызывания адекватных эмоций.
    • Тактильно-чувственный метод.
    • Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов».
    • Метод музыкального сопровождения.

            Кроме того, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством можно осуществлять через другие комплексы методов и приемов:

    • Объяснительно-иллюстративные
    • Репродуктивные методы
    • Частично-поисковые методы

     Используются приемы:

    - создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами ее завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его);

    - коллективное обсуждение (демонстрируют эскиз росписи, принимаются высказывания об ее изменении – что можно добавить для улучшения результата).

    При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:

    1. Экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.

    2. Беседы по ознакомлению с искусством.

    3. Образовательная деятельность по декоративному рисованию, лепке и аппликации.

    4. Проведение праздников и досугов.

    5. Метод тематических творческих заданий        

      Таким образом, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством осуществляется через демонстрацию образцов, беседы с педагогом, экскурсии, творческую деятельность, игровые приемы, участие в выставках рисунков и поделок.


    1.3. Характеристика народных росписей как доступного для дошкольников вида декоративно-прикладного искусства

    В силу простоты. лаконичности, красочности, яркости народная роспись является наиболее доступным видом декоративно-прикладного искусства для детей старшего дошкольного возраста. Они могут различать своеобразие народных росписей (хохломской, городецкой. полхов-майданской и т.д.). создавать узоры по мотивам разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи: колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал. Дошкольники нуждаются в том. чтобы результат их деятельности созданное ими изображение прежде всего удовлетворял их самих, а также вызывал бы одобрение сверстников и взрослых. Это возможно при условии систематического и последовательного усвоения знаний, навыков и умений, необходимых для занятий художественной деятельностью. С этой точки зрения использование народной росписи является наиболее доступным видом декоративно-прикладного искусства для детей старше го дошкольного возраста.

    Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида, находящегося в определённых связях с коллектив- ным опытом народа. Нужно, чтобы дети овладевали приемами художественной деятельности на основе понимания коллективного сознания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов - повтора, вариации, импровизации. Овладение необходимыми навыками и изучение типов разных школ народного мастерства должно привести к умению создавать художественный образ, выражать своё собственное отношение к искусству и действительности.

    Хохломская роспись возникла на территории современного Ковернинскою района Горьковской области; название промыслу дало торговое село Хохлома. Традиционными элементами росписи являются красные ягоды рябины и земляники, цветы, ветки, птицы, рыбы и звери. Для хохломской росписи характерно сочетание красного, черного, золотистого цветов. Распространены следующие типы росписи «верховая»(красным и черным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

    Городецкая роспись возникла в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах речки Узоры. Сюжетами являются изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. Основные элементы круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Основной

     колорит состоит из следующих цветов красный, желтый, зеленый, светлая охра, светло-голубой, синий, черный.

    Полхов – майдановская роспись возникла сравнительно недавно в Вознесенском районе  Горьковской области, где в 1920-е годы было налажено производство расписных, выточенных на токарных станках игрушек - свистулек, матрешек, бочат, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков, которые были весело и ласково названы «таратушками. В их росписи используются разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Для данной росписи характерен яркий колорит, сочетание контрастных цветов - красного, желтого, зеленого, черного.

            Дымковская роспись возникла в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки (Киров), где теперь находится фабрика по производству дымковской игрушки. Персонажи глиняных игрушек: барыни, водоноски, няньки, доярки, птичницы, животные – свистульки, кони, козлики, барашки, олени, собачки, индюки, петухи. Характерны сюжетные изображения – народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники и др.  Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие украшают крупные - кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Колорит росписи яркий, контрастный (красный-зеленый, синий - оранжевый, желтый- синий, черный для украшения из точек).

            Филимоновская роспись возникла в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек разнообразны: барыни, солдаты, всадники, животные. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головой. В украшениях фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, веточки, звездчатые розетки. Колорит росписи: белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим, фиолетовым.

            Гжельская роспись возникла в Раменском районе Московской области.

    Предметы создаются из белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Гжельские изделия разнообразны: посуда (иногда сосуду придается форма животного, а изделия украшаются скульптурами), скульптуры с изображением народных сюжетов. Орнамент узоров растительный: цветы, трилистники, пышные травки, листики, тонкие стебли, бусинки-ягоды. Цветы собраны в букет или крупный цветок, от которого отходит веточка с бутоном, листьями.         


    Заключение

    При использовании систематичной работы, творческого подхода педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, использование разнообразных методов и приемов способствует развитию художественного творчества у детей дошкольного возраста.

    Занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми, и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

    В творческой деятельности видится задача не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.


    Список литературы:

    1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст].- СПб., Союз, 1997.
    2. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / авт-сост Гаврилова В.В, Артемьева Л.А.- Волгоград, Учитель, 2011г.- 143 с.
    3. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством / Ребенок в детском саду, 2006- № 6. – С. 48-50.
    4. Доронова Т. Образовательная область «Художественное творчество»  программе «Успех»/Дошкольное воспитание, 2011- № 6. – С. 22-32.
    5. Иткулова А.Б. Секреты народных мастеров / Ребенок в детском саду, 2006- № 5.- С.55-57.
    6. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим стоит понимать/ Дошкольное воспитание 2005-№ 2. – С. 80-86.
    7. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст].- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 120с.
    8. Качанова И.А. История народной игрушки / Цветной мир 2009 – № 1-с. 3-5.
    9. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: пособие для педагогов ИЗО.- М.: АРКТИ, 2008.- 24 с.
    10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 177 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)

    Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитодизайна

    Актуальность и новизна предлагаемого проекта велика.•      Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере пограничных с биологией прикладных, художес...

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

    Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

    Проект «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».

    Тема проекта:  «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».Проект разработан: Алексеенко Галина Михайловна, воспитательП...