Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»
творческая работа учащихся по рисованию на тему

Вострокнутова Светлана Павловна

Важное место в современном  воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.

Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок знакомится с жизнью. В процессе изучения декоративно прикладного искусства наших предков, ребята с удовольствием познают  историю  и самобытность  родной  культуры. Происходит понимание красоты природы,  воспитывается чувство патриотизма к своей Родине.

 Ребенок окунается в яркие узоры разных техник, которые нам передали предки. Познают историю и истоки возникновения промыслов, например

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota_po_h._e._razvit_._vostroknutova_s.p.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

на тему:

«Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

 (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»

Слушателя курсов повышения квалификации

«Реализация задач художественно-эстетического

направления в контексте ФГОС ДО»

Вострокнутовой Светланы Павловны

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

Актуальность:

Важное место в современном  воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.

Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок знакомится с жизнью. В процессе изучения декоративно прикладного искусства наших предков, ребята с удовольствием познают  историю  и самобытность  родной  культуры. Происходит понимание красоты природы,  воспитывается чувство патриотизма к своей Родине.

 Ребенок окунается в яркие узоры разных техник, которые нам передали предки. Познают историю и истоки возникновения промыслов, например

Дымковская игрушка –  На занятиях по ознакомлению, детям подробно рассказали что родом этот промысел из Дымковской слободы , которая входит сейчас в состав города Кирова (Ранее Вятка).

Дети знакомились с возможными историями возникновения этой игрушки. Одна из которых  несет мифический характер  . Эта история упирается в давние события .Напоминание этого события отображено в различных орнаментах из кружков , которые изображены на Дымковской игрушке. Элементы, которые дети видят на игрушки, простые, и легко рисуются. Потому  ребята с большим интересом   расписывали свои силуэты. Каждый видел и создавал свою , неповторимую сказку.

Вот посмотрите какое чудо  чудное Филимоновская игрушка. Детям было рассказано, что это все солярные знаки наших предков  . Расписные круги это  символы солнышка,  они несут солнечный свет . Или елочка, что означает древо жизни, образ дерева , символ плодородия. А вот и засеянные поля , точки символы зерна. Итак далее, Мы видим огромную любовь наших предков к своей земле, Видим   и понимание труда землепашца .

В воспитательном акценте было подчеркнуто что наши предки были трудолюбивы, любили землю, природу , любили добрую шутку, которая ярко отображена в Филимоновской игрушке. Эти вытянутые шеи , или головы, короткие ноги, для устойчивости самой игрушки, и конечно сами сюжеты.. Все несет задор, хорошее настроение  и добро.

 Хохлома .Дети с удовольствием слушали и рисовали хохлому.  Сколько  праздника в богатых хохломских узорах. Ребята узнали что наши предки  пользовались такой посудой, а так же расписывали и мебель и детские игрушки. Вдохновение  хохломские художники получали из красоты природы . Рисовали и ягоды, и цветы, и травку. Ребята узнали что наши предки кушали из такой яркой посуды, малыши  того времени с удовольствием играли в такие расписные ярки игрушки. Ребятам интересно узнавать, как люди жили раньше, чему радовались. Во что играли дети, что ели, что носили. Современные дети играют в сложные. Порой даже взрослый не  сразу поймет. Как играть в ту или иную игрушку. И ребята смотрели на свистульки, на веселые расписные карусельки-молоточки, и удивлялись, как отличался быт детей прошлых лет от быта детей нашего поколения ,

А вот и сударыня гжель. Много историй возникновения гжели в таком вот сине белом виде, для меня очень близкой стала одна, я с удовольствием рассказываю ребятам .Эту историю  подчеркнула много лет назад , когда училась на курсах по  декоративной росписи . Вот такую историю нам поведала преподаватель Марина Владимировна  Русинова : «Давно это было, жил был мастер  , и делал он глиняную посуду, была цветная посуда, рисунки достаточно сложные , но понятные каждому  кто покупал ее . Лепил из белой глины, которую  находил в данной местности. И конечно мастер делая и расписывая свою посуду с любовью, тем самым не только радовал покупателей но и  кормил свою семью, а жили они бедно, и только благодаря его золотым рукам дети были накормлены и одеты. Вот раз зашёл в свою в мастерскую мастер , и увидел что краски то закончились, остались только белая и синяя краска. А скоро весенняя ярмарка, и если ему нечего будет везти на продажу, то и нечем  будет кормить семью. Приуныл художник, опечалился, взял кисть, обмакнул с одной стороны по ворсу кисти в белую краску, с другой в синюю. Стыком двух красок дотронулся до кувшина . и полилась песня из узоров. Все тоже самое, сетки. Цветы, сюжеты. Но в бело сине голубом исполнение . А когда привез на весеннюю ярмарку, то всю посуду скупила местная знать. Да еще и заказы получил художник.»

Ребята с удовольствием слушали , понимали, как сложно жилось нашим предкам, как много они работали, как любили и заботились о своих близких.

Городецкая роспись, очень яркое и самобытное явление русской народной живописи. Дети узнали что зародился Городец в Нижегородской области в Городце . Расписывали мастера  и мебель и кухонную утварь . Рисовали цветы , птиц, животных, людей , сюжетные темы, которые подчеркивали из своего окружения. Рисовали яркими красками .

И конечно всегда можно расширить ознакомительный перечень декоративного творчества. Все это будет очень актуально и своевременно, особенно сейчас, когда Россию, и нашу историю некоторые страны стараются втоптать в грязь, навязывают нам другие качества, и тем самым хотят что бы мы славяне разучились ценить свою богатую культуру.

Участники :

В различных творческих проектах по ознакомлению с народным творчеством принимали активное участие воспитанники  разного возраста ДОУ, воспитатели и родители.

Реализация ознакомления с декоративно прикладным искусством :

Для наглядности ознакомления с Дымковской игрушкой, была организована выставка настоящей Дымковской игрушки(лошадки, барыни, водоноски, кормилица, козлики…) Ребята с большим удовольствием рассматривали , трогали, держали в руках настоящее Дымковское чудо.

На занятиях по лепке, ребята лепили лошадку, которую раскрашивали и расписывали дымковским орнаментом.

Так же детям было предложено заучить и рассказать стихи по данной теме.

Знакомить с Хохломской росписью было не так сложно, предметы быта(ложки, чашки, блюда….мебель , стулья, столы) до сих пор актуальны. В нашем музыкальном зале, дети сидят на хохломском стульчике, есть столы с росписью. За обедом на столе у ребят стаканчики с салфетками, расписаны причудливой хохломой. На большом блюде в мини музее по народному творчеству в группе, по центру лежит большое и красочное блюдо. Ну и конечно хохломские ложки, дети их используют на муз занятиях как музыкальные инструменты.

Как уже указывалось, в группе организован мини музей по народному творчеству.

При работе с родителями, было предложено посетить  специализированые магазины, выставки, музеи, где ребята смогли бы наглядно ознакомиться с различными народными атрибутами.

На познавательных занятиях  детям были показаны презентации, фильмы со слайдами по данной теме.

Ну и конечно , как закрепление по каждой творческой теме, проведено занятие по рисованию. На занятиях дети расписывали силуэты, рисовали орнаменты. Хочется отметить, что наши ребята очень любят эти занятия, и что это самые мои продолжительные занятия, юных художников не остановить, это как уже сформированный народный танец, который придумали наши предки, и который создается только кисточкой и красками и несет огромный творческий и интеллектуальный заряд!!!

В рамках по ознакомлению с Филимоновской игрушкой, было проведено ряд творческих занятий. Как педагог дополнительного образования, я провела такие занятия в разных возрастных группах, отличались они только степенью сложности.

В группе, как воспитатель я тоже провела  занятие . Мы с детьми расписывали силуэт Филимоновской лошадки.

Участники :

Воспитанники средней группы, воспитатель.

Предварительная работа:

1)Познавательная деятельность 

Рассматривание глиняных игрушек, в уголке познания, папка с фотографиями филимоновских игрушек .

Беседа о народной игрушке , сравнивание Филимоновской игрушки с Дымковской игрушкой. Акцент на различии в исполнении незамысловатых орнаментов.

2) Постановка проблемы, «что мы хотим узнать?»

Где и когда зародилась Филимоновская игрушка?

Из чего делали мастера Филимоновскую игрушку?

Как украшали игрушку?

Где и как использовались Филимоновские игрушки?

«как мы это можем сделать?»

Спросить у взрослых (родителей, воспитателей)

Чтение познавательной литературы

Рассматривание иллюстраций с изображением различных народных игрушек

Дидактическая игра « собери игрушку»

Как мы будем делать Филимоновскую игрушку ?

Учимся раскрашивать силуэт Филимоновской игрушки цветными карандашами, восковыми мелками.

Красками на листе А4 рисуем Филимоновский орнамент.

Планируемые результаты :

Дети узнают Филимоновскую игрушку, среди других народных игрушек.

Расширение кругозора ребят. Расширение понимания и интереса  к нашей истории, понимание жизни и характера людей которые жили очень давно.

Заинтересованность детей к творческим замыслам по народным мотивам .

Воспитываем чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №125 Невского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная

деятельность с детьми среднего дошкольного возраста

«Филимоновская лошадка»

Воспитатель :

                 Вострокнутова Светлана Павловна

Санкт – Петербург

2018

Цель:

Расширять и закреплять  представление детей о многообразии филимоновской игрушки, показать особенности выполнения росписи на бумажном силуэте.

 Задачи:

Образовательные:

Формировать умение детей украшать филимоновским узором бумажный силуэт.

Закреплять навыки построения композиции узора для украшения силуэта, используя для этого знакомые элементы филимоновской росписи;

Закрепить цветосочетание, характерное для филимоновской росписи.

Воспитательные: Продолжать воспитывать самостоятельность и аккуратность . Учить  добиваться нужного результата в поставленной творческой задаче.

Воспитывать интерес к народным промыслам. Развивать  интерес к истории русского народа . Воспитывать чувства патриотизма.

Развивающие:

Закреплять умение расписывать заготовку концом кисти. Развивать мелкую моторику руки. Развивать речь, учить отвечать на вопросы, высказывать свою мысль, используя спектр мыслительных операций с помощью анализа и синтеза . Развивать мышление, продолжать учить проявлять инициативу в составлении своего узора  росписи опираясь на правильную постановку цвета и  элементов узора филимоновского мотива.

Материалы: Мультимедийное оборудование, шаблоны-силуэты филимоновской лошадки на каждого ребенка.

Гуашевые краски трех  цветов (зеленый, красный, желтый,  баночка для воды, салфетки.

Иллюстрации и фигурки филимоновских игрушек, плакат с элементами росписи.

Методы и приемы:

1. Информативно – рецептивный

-образец воспитателя – роспись филимоновских игрушек;

-показ воспитателем техники выполнения отдельных элементов росписи, композиционного построения

2. Словесный:

- художественное слово.

3. Репродуктивный метод

-выполнение формообразующих движений рукой.

4. Эвристический метод

-самостоятельное выполнение части работы: украшение элементами росписи силуэта лошадки.

Индивидуальная работа:

Закрепление с детьми технических умений и навыков: держать правильно кисть, проводить тонкие линии кончиком кисти непрерывно.

Дифференцированный подход:

В. У. Поощрение к самостоятельному композиционному построению вариативность в расположении полосок: вертикально или горизонтально, комбинация из нескольких элементов.

С. У. Поощрение к самостоятельному композиционному построению вариативность в расположении полосок: вертикально или горизонтально, комбинация из одного знакомого элемента.

Н. У. Поощрение к творчекскому подходу составления узора.

Образовательные области: художественно – эстетическая, познавательная, социально – коммуникативная .

Использование современных образовательных технологий :ИКТ.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня к нам пришли гости, им интересно то чем мы сегодня будем заниматься.

Воспитатель: Давайте дружно поздороваемся (ребята хором здороваются)

2.Основная часть

Воспитатель: Ребята , посмотрите какая поляна, сколько здесь много цветов. Интересно , откуда они?

Воспитатель: Ой, на этом цветочке написано  письмо, интересно, от кого оно? Да   тут еще и электронное послание , сейчас я  передам его Наталье Александровне, она поможет нам посмотреть ,то что нам прислали.

Воспитатель читает письмо:

 «Здравствуйте ребята! Я художник Филимон!  Живу в деревне Филимоново. Наша деревня очень необычная. В ней живут яркие и интересные герои. Вот посмотрите как они выглядят.

Воспитатель: Ребята, как называются эти игрушки?

(Филимоновские)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки?

(из глины)

Воспитатель: какие цвета используют художники в своей росписи? ( желтый, красный, зеленый)

Воспитатель: А какие элементы узора использованы в этой игрушке?(солнышки, цветочки, полоски, елочки)

Воспитатель: правда веселая получается игрушка?

Воспитатель: А у этой игрушки есть небольшой секрет , кто вспомнит, что это за секрет?  (Филимоновские игрушки это веселые свистульки)

И правда, необычные жители живут в деревне Филимоново.

Воспитатель: Ребята, давайте дальше читать , что нам пишет художник Филимон

«….Этих жителей я создал сам. Мне очень хотелось, что бы дети с удовольствием играли с моими игрушками…Я много лепил  и рисовал. Наша деревня совсем стала большая и яркая…И вот осталось раскрасить несколько лошадок…Но краски вдруг закончились. И кони загрустили. Конечно я куплю новые краски,  но мне так хочется, что бы уже сейчас они стали веселыми и яркими. Я узнал что  в вашем 125 садике дети знают нашу игрушку, и даже умеют ее расписывать. Вот прошу , помогите и распишите лошадок, которых я вам высылаю. Спасибо заранее! Художник Филимон.

Воспитатель: ребята, мы ведь знаем как нужно раскрасить лошадок, что бы они превратились в настоящих- Филимоновских.

Но вначале, давайте немножко подготовим наши руки, наши мысли для творческой работы.

Физминутка:

Раз два три четыре пять

Будем рисовать опять

Руки дружно мы встряхнем

Голову—влево, вправо повернем

Филимоновское чудо

Удлиненный силуэт

Мы потянемся немного

Повернемся вокруг себя

Раз два три четыре пять

Приступаем рисовать

3.Самостоятельная работа

Воспитатель: Сейчас , каждый из вас сам придумает свою филимоновскую лошадку

Вспомните как чередуются полоски.Подумайте  как расписать  голову, шею, гриву…еще раз посмотрите на чудо игрушки художника Филимона.

Дети рисуют……

4.Обсуждение результата

Воспитатель: Ну, что же поработали вы на славу. Попробовали себя в роли настоящих Филимоновских мастеров .Вы сегодня сами придумали узор для филимоновской лошадки. Еще раз вспомнили какие элементы филимоновского узора можно нарисовать. Вспомнили все цвета, которые используют филимоновские художники. Так же напомнили про все особенности изготовления филимоновской игрушки, что она лепится из глины, и превращается мастерами в веселую свистульку.

Ребята, я  вижу еще один волшебный цветок., и под ним лежит еще что-то..

(Воспитатель приподнимает цветочек, достает коробочку с угощениями и записку )

Воспитатель:Ребята , да тут вам в благодарность за помощь еще одна посылка от художника Филимона.

«Есть под Тулой деревенька,  Филимоново зовут.  И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Угощенье принимайте, Филимона не забывайте. Ждите от меня письмо , я  приеду к вам еще!»

Воспитатель: Занятие закончено, но наши молодые художники хотят  рассказать стихотворения  об умельцах нашего русского народа

1.Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

2.Филимоновское чудо-

Вот игрушка хороша!

Красотой своей пленяет,  

Добротой поет душа!

3.Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

4.Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Список использованной литературы

  1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству через ознакомление с народной игрушкой [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2012. - № 3. - С.23 - 27.
  2. Алексо, В.А. Роль народной игрушки в сенсорном воспитании детей раннего возраста [Текст] //European Social Science Journal. - 2012. - № 7. - С.43 - 47.
  3. Анисимова, Н.Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре [Текст] //Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 9. – С.89 – 92.
  4. Ахтян, А.Г. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста на основе ознакомления с народной культурой [Текст] //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. - № 2. – С.88 – 91.
  5. Баран, Н.Ю. Формирование целостного эстетического представления об окружающем мире [Текст] //Начальная школа. – 2014. - № 7. – С.57 - 61.
  6. Баранов, С.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие для пед. колледжей – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 368 с.
  7. Берко, А.М., Космина, О.Н. Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - № 19. – С.145 – 146.
  8. Блинова, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: рассказы о народной игрушке [Текст]. – М.: Детская литература, 1987. – 189 с.
  9. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст]. – М.: Искусство, 2005. – 168 с.
  10. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования художественно-эстетического восприятия детей раннего возраста [Текст] //Психологический журнал. – 2011. - № 5. – С.49 - 58.
  11. Боровцова, Л.А. Устное народное творчество как средство развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2014. - № 40. – С.149 – 154.
  12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей раннего возраста [Текст]. – М.: Владос, 2012. - 164 с.
  13. Виноградов, Г.С. Страна детей: избранные труды по этнографии детства [Текст]. – СПб. Питер, 2008. – 214 с.
  14. Гилева, И.В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2014. – №3. – С.6 – 8.
  15. Гончаров, М. Матрешка в жизни ребенка [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6. – С.23 – 26.
  16. Горская, К. Веселая горница [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С.9 – 12.
  17. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2007. – 344 с.
  18. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С.57 – 59.
  19. Демочко, Л.Ю. Использование нетрадиционной техники декупажа в художественной деятельности детей при ознакомлении с народной игрушкой [Текст] //Дошкольная педагогика. – 2014. - № 5. – С.41 – 43.
  20. Деньшин, А.И. Русская народная игрушка [Текст]. – М.: Просвещение, 1993. – 109 с.
  21. Детство: примерная общеобразовательная программа [Текст] \под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулихт, Н.А. Ноткиной в соответствии с ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 207 с.
  22. Жданова, Н.С. Многофункциональность игрушки – как фактор активного использования ее в процессе обучения и развития [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С.5 – 8.
  23. Захарюта, Н. Развиваем творческие способности детей раннего возраста [Текст] //Начальная школа. – 2013. - № 6. – С.8 - 13.
  24. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми раннего возраста [Текст]: методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 137 с.
  25. Каравашкина, М.Е. Народная игрушка как копилка народной памяти [Текст] //Приволжский научный журнал. – 2013. - №2. – С.268 – 271.
  26. Каракотова, С.А., Лайпанова, И.Б. Проблема приобщения детей раннего возраста к народной культуре в учебно-образовательном процессе [Текст] //Фундаментальные исследования. – 2014. – №7. – С.157 – 159.
  27. Князева, О.Л. Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры [Текст]: учеб.- метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 176 с.
  28. Колякина, В.И. Игрушка как памятник духовно-материальной культуры народа [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С.8 – 11.
  29. Красношлык, З.П. Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] //Обучение и воспитание: методика и практика. – 2014. - №5. – С.111 – 115.
  30. Кузан, Н.И. Народная игрушка как средство воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям [Текст] //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - №1. – С.87 – 91.
  31. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций – 4-е изд. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 607 с.
  32. Лыкова, И.А. Цветные ладошки: программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 – 7 лет [Текст]. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 196 с.
  33. Макарова, Т.А. Роль народных игр и игрушек в нравственно-духовном воспитании детей раннего возраста народа САХА [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2012. - №14. – С.88 – 96.
  34. Медкова, Е. Как разбудить в ребенке художника [Текст] //Искусство. – 2009. - № 18. – С.5 - 7.
  35. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 2-3 лет [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 128 с.
  36. Народное искусство в воспитании детей [Текст] \под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 256 с.
  37. Нетрадиционные техники изодеятельности, помощь учителю: курс лекций, конспекты занятий [Текст] /под ред. В.Л Стрелкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 89 с.
  38. Нудженко, Т.В. Возможности народной игрушки в развитии ребенка раннего возраста [Текст] //Народное творчество. – 2013. - №8. – С.25 – 31.
  39. Нысвятыпаско, А.С. Значимость народной игрушки в развитии и образовании детей [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2014. - №21. – С.78 – 81.
  40. Олесина, Е. Народное творчество в нашей жизни [Текст] //Искусство. – 2006. - № 13. – С.5 - 6.
  41. Орлова, О.В. Роспись пальцем [Текст] //Начальная школа. – 2011. - № 4. – С.47 - 49.
  42. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 236 с.
  43. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2009. –176 с.
  44. Парфенова, О.В. Использование двухцветного фланелографа при обучении детей композиции [Текст] //Начальная школа. – 2012. - № 4. – С.93 - 96.
  45. Педагогика [Текст]: учебн. пособие для студ. ВУЗов /под ред. Л.Р. Болотиной. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
  46. Писарева, А.Е., Уткина, В.В. Живем в Ладу: патриотическое воспитание в ДОУ [Текст]: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  47. Погодина, С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 9. – С.74 - 80.
  48. Попова, М.В. Психология растущего человека [Текст]: краткий курс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  49. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  50. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей раннего возраста [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Т.С. Комарова. – М.: Дашков и К., 2008. – 156 с.
  51. Русакова, Т.В. Сказка-игра на уроке ИЗО [Текст] //Начальная школа. – 2014. - № 5. – С.59 - 64.
  52. Рысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций. – М.: Омега–Л, 2012. – 336 с.
  53. Сидорчук, Т.А. Я познаю мир: методический комплекс для работы с дошкольниками [Текст]. – Ульяновск, Вектор-С, 2014. – 97 с.
  54. Соломенникова, О.А. О парциальных программах по художественно-эстетическому развитию дошкольников [Текст] //Дошкольное воспитание. - №2. – 2014. – С.9 – 13.
  55. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности детей раннего возраста [Текст] //Начальная школа. – 2013. - № 3. – С.9 - 12.
  56. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет: Ранняя диагностика умственного развития [Текст]. – М.: Компания Петит, 2009. – 187 с.
  57. Усова, А.П. Устное народное творчество в детском саду [Текст]: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012. – 117 с.
  58. Ушакова, Н.В. Влияние народной игрушки на уверенность в себе ребенка раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] //Сборник конференций НИЦ. Социосфера. – 2013. - № 9. – С.46 – 50.
  59. Широкова, Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) [Текст]. – СПб.: Речь, 2008. – 167 с.
  60. Шулика, М.В. Значение народной игрушки в жизни детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Вестник томского государственного университета. – 2013. - №6. – С.82 – 85.
  61. Щербакова, А.А., Барышева, Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста [Текст]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 263 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)

Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...

Проект «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».

Тема проекта:  «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».Проект разработан: Алексеенко Галина Михайловна, воспитательП...

Проект «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"

Развитие творческих способностей  детей требует обновления содержания образовательной деятельности, поиска новых подходов. Актуализируется проблема  создания дополнительных условий для адапт...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Представлена статья по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...

Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Паспорт проектаТворческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (г...