Речевые игры по теме "Домашние животные"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Красикова Елена Владимировна

Картотека речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр на тему: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ в старшей группе.

Задачи:

  • Закрепить в активном словаре названия домашних животных, их детенышей.
  •  Называть особенности внешнего вида, части их тела.
  • Знать способы питания, передвижения, место обитания, приспособления к условиям, жизни, их повадки, голоса, отличительные признаки, какую пользу приносят.
  • Знать профессии людей, которые ухаживают за животными, как люди заботятся о них.
  • Обогащение представлений об образе жизни домашних животных.
  • Учить устанавливать сходство и различие домашних животных.

Содержание:

 
1. Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»

«Пошёл котик на торжок»

Пошёл котик на торжок, (Показать «ушки» над головой.)

Купил котик пирожок. (Прихлопывать левую ладошку сверху правой, затем поменять руки.)

Пошёл котик на улочку, (Показать «ушки» над головой.)

Купил котик булочку. (Прихлопывать левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки.)

Самому ли съесть (Ребёнок пожимает плечиками.)

Или заиньке снесть? (Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки. Пальчики можно сгибать.)

Я и сам укушу (Ребёнок пожимает плечиками.)

Да и заиньке снесу. (Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки.)

«Выйдет котя»

Выйдет котя в огород, (Все пальчики сжаты в кулак, средний и указательный «идут» по столу.)

Всполошится весь народ. (Развести руки в стороны и пожать плечиками.)

И петух, и курица (Большой и указательный пальцы соединены – «клювик», остальные согнуты – «гребешок».)

С деревенской улицы. (Затем присоединить к большому пальцы средний, безымянный, мизинец – маленький «гребешок».)

Станут котю в гости звать, (Показать «ушки» над головой.)

Станут котю угощать. (Показать ручки – ладошки вверх.)

«Котик»

Беленький, пушистый котик

Моет язычком животик. (Ребёнок поглаживает правой ладонью левую ладонь.)

Моет ушки, моет лапки, (Ребёнок поглаживает левой ладонью правую ладонь.)

А на лапках цап-царапки. (Ребёнок сцепляет по очереди указательные, средние, безымянные, мизинчики и тянет руки в разные стороны по 2раза.)

«Коза»

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая. (Пальцы в кулак, вперёд вытянуты указательный и мизинчик. Поворачивать руку в запястье.)

Ножками: топ! топ! (Потопать ножками.)

Глазками: хлоп! хлоп! (Похлопать глазками.)

Кто кашки не ест, (Ребёнок поворачивает голову влево-вправо.)

Кто молока не пьёт, (Пожимает плечиками.)

Того забодает, забодает. (Пальцы в кулак, вперёд вытянуты указательный и мизинчик. Поворачивать руку в запястье.)

«Две свинки»

Две свинки в загоне у фермера жили

И между собою толстушки дружили. (Пальцы сжаты в кулак, показать большие пальцы.)

У каждой росло по четыре ребёнка,

Четыре весёлых смешных поросёнка. (Положить пальцы ладонью вниз на стол.)

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать. (Большие пальцы спрятаны, а остальные пальцы ладонью вниз лежат на столе.)

А вечер настанет – и к мамам бегут,

Улягутся тесно и вместе заснут. (Пальцы на обеих руках сжаты в кулак.)

 

 2. Игры и упражнения

· «У кого – что?»

 Цель: сравнение частей тела человека, животного.

 У животных – пасть, а у людей…(рот).
Шерсть - ….(волосы),
лапы – …,(ноги) 
клыки – …,(зубы)
морда – …,(лицо)
когти – …,(ногти) 
уши – …,(уши)
глаза – …, (глаза)
хвост – …, (у человека нет хвоста)
нос – ….(нос)

 Упражнение «Кто у кого?».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.

у кошки - котята, котенок
у собаки-щенки, щенок
у коровы - телята, теленок
у овцы - ягнята, ягненок
у козы - Козлята, козленок
у кролика - крольчата, крольченок
у свиньи - поросята, поросенок

 «Один – много»

Цель: Согласование числительных ОДИН, МНОГО с существительными. Образование существительных множественного числа.
 

кошка - кошки, много кошек,  котенок-  котята
 собака-собаки, много собак,     щенок - щенки
 корова -коровы, много коров,   теленок - телят
 овца - овцы. много овец,             ягненок- ягнята
 коза -  козы, много коз,             козленок - козлята
 кролик - ролики, много кроликов, крольченок - крольчата
 свинья - свиньи, много свиней, поросенок поросята


  «Чей хвост, чья голова?»
Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных.
На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных.
Кто-либо из детей выбирает картинку с головой животного, а затем находит соответствующий хвост.
Ответ: «Это кошачья голова, это кошачий хвост».

 «Путаница».
Цель: практическое усвоение в речи детей притяжательных прилагательных.
Картинки детям раздаются парами: голова одного животного, а хвост другого.  

Образец: «У меня голова коровья, а хвост кошачий. Дайте мне кошачью голову и коровий
 хвост.

"Кто какой?"

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли животных: кошки, собаки, лошади.
Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер.
Дети отвечают на вопросы:
- Какая кошка? (ласковая, хитрая, пушистая).
- Какая корова? (рогатая, большая, добрая) и т.д.


« Сосчитай до пяти.»    

Цель:  Согласование существительных с числительным в роде, числе 

Один кот, два кота... пять котов.
 Одна кошка... 
Одна собака... 
Одна лошадь... 
Одна овца... 

 «Кто как ест?»
кошка – лакает;
собака – грызёт;
корова – жуёт и.д.

 Кто что делает?»
Педагог называет действия, свойственные данному животному, а дети его отгадывают.

Сторожит, грызёт, лает - …
Мяукает, лакает, царапается - …
Хрюкает, роет - …
Ржёт, скачет - …
Блеет, бодается - …
Мычит, жуёт - …

 «Предложение договори и его ты повтори». 

Цель:  Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных 

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием игровых технологий (дидактическая, пальчиковая и словесная игра) Тема: "Дикие животные наших лесов"

Думаю, кому-нибудь может быть интересна моя разработка, где я использую интеграцию игровой деятельности в речевом развитии младших дошкольников....

Речевая игра "Как говорят животные"

Речевая игра "Как говорят животные"...

Пиктограммы для речевой игры "Расскажи о животном"

Пиктограммы облегчают детям овладение связной речью, т.к. облегчают запоминание и увеличивают объем памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей.Пиктограммы используют естественные м...

Презентация речевой игры "Посели животных в домики".

Презентация "Посели животных в домики" она преднозначена для развитие речи детей, а так же чтобы дети учились отвечать полным ответом на поставленный им вопрос одновременно вспоминая прочита...

Презентация Речевые игры и упражнения по теме Животный мир

Материал, содержащийся в презентации, имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитиефонематического восприятия, произносител...

Развивающие речевые игры "Животные севера"

Развивающие речевые игры "Животные севера"...