Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никулина Юлия Викторовна

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_tsarstve_komnatnyh_rasteniy_st.gr_.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида

Московского района г. Санкт-Петербурга

Конспект  

интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

в старшей группе

«В царстве комнатных растений»

                                   

воспитатель

Никулина Юлия Викторовна

г. Санкт-Петербург

2022 год

Ход ОД

1. Оргмомент.

СЛАЙД 1

Воспитатель. Ребята, а вы сказки любите? Тогда сегодня я приглашаю вас в сказочное королевство. А чьё это королевство. Вы догадаетесь после игры с нашими язычками.

СЛАЙД 2

Артикуляционная сказка «Цветочек»

Жил-был на окошке цветочек. Он был вот такой. (упр. «Рупор»). Утром, когда начинало светить солнышко, цветочек распускал свои лепестки и становился вот таким. (упр. «Окошко»). А ночью, когда солнышко садилось, он закрывал свои лепестки и становился вот таким (упр. «Закрытое окошко»). 

Цветочек очень любил, когда солнышко касалось его своими лучами. От этого ему становилось радостно, и он улыбался солнышку в ответ. (упр. «Улыбка», губы сомкнуты) Наш цветочек любил поиграть с солнышком, подставляя ему свои листья, то одним боком, то другим. (Упр. «Орешки», касаемся язычком щёк) 

А ещё наш язычок каждое утро делал зарядку. То стебелёк вытянет, то опустит (упр. «Качели»). То головой покивает вправо и влево (упр. «Часики»). То развернёт листочек, то свернёт его в трубочку (Упр. «Блинчик – трубочка») После зарядки он любил принимать душ, поэтому хозяйка не забывала поливать его из ковшика (упр. «Чашечка»). Так и рос цветочек, радуя свою хозяйку.

Воспитатель. Ну как, ребята, в какое королевство мы отправимся?

2. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.

Воспитатель читает сказку, по ходу чтения показывает слайды (С.).

СЛАЙД 3

В некотором царстве, в цветочном государстве жил да был славный король Абутилон. Это был настоящий король: гордый и даже немного грозный. Он очень гордился собой и часто повторял: «Посмотрите на меня, я не похож на другие комнатные растения. (А на что похож король Абутилон?) 

СЛАЙД 4

- Я похож на настоящее дерево, у меня ствол и ветви, как у настоящего дерева.

СЛАЙД 5

- А мои листья похожи… (На что похожи листья у Абутилона? Что носят на голове короли?) на короны!

СЛАЙД 6

- А когда я зацвету, мне нет равных: все веточки мои покроются золотыми колокольчиками!» 

Так хвастался король перед своими подданными, и они гордились им. И только старая нянька короля, иногда журила его за хвастовство. (Что значит журила?) 

СЛАЙД 7

А звали её тётушка Китайская роза. Она тоже была похожа на дерево (Чем Китайская роза похожа на дерево?).

СЛАЙД 8

И ствол у неё были, и ветви, и листья, как у настоящего дерева. Но она никогда не гордилась этим, потому что знала: то, как ты выглядишь, не всегда является главным.

СЛАЙД 9

Вот, например, придворный лекарь (Лекарь – это кто? Как можно сказать по-другому?), господин Алоэ. Ну, казалось, чем ему гордиться: сухим, корявым стволом, или колючими листьями?

СЛАЙД 10

Но все знали, что никто лучше господина Алоэ не может вылечить сильный кашель или залечить рану. 

СЛАЙД 11      

У господина Алоэ был помощник, которого звали доктор Бриофиллум. Он лучше всех умел лечить насморк.

Логопед. А чтобы не было насморка, лекарь Алоэ и доктор Бриофиллум научат вас правильно дышать.

СЛАЙД 12       

Дыхательная игра «Наши алые цветки».

Наши алые цветки распускают лепестки.

Дети стоят прямо, руки в стороны. На вдох сжимают кисти рук в кулаки, на сильном выдохе произносить «ха» и с силой распрямлять пальцы.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Дети стоят прямо, руки внизу. На вдох плавно поднимают руки вперёд-вверх, на выдохе плавно опускают руки, шевеля пальцами (вдох и выдох глубокий, плавный).

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Дети стоят прямо, руки внизу. На вдох руки через стороны поднимают вверх, смыкая ладони делают резкий выдох ртом.

Головой качают, наклон головы к плечу, вдох (плечи не поднимаются)

тихо засыпают. голова прямо, выдох, закрыть глаза

Воспитатель. Как у всех настоящих королей у Абутилона была королева.  

СЛАЙД 13

А звали королеву Узамбарская фиалка.

СЛАЙД 14

Давным-давно дальние родственники королевы прибыли из жаркой Африки.

СЛАЙД 15

Поэтому королева очень боялась холода и кутала свои листья в мягкую и нежную серебристую шубку. 

СЛАЙД 16

Она очень гордилась своей необыкновенной шубкой, и когда Хозяйка приближалась к ней с лейкой, она вздрагивала и шептала: «Прошу Вас, осторожно! Не капайте водой на мою шубку, она может испортиться и покрыться пятнами, лейте воду только под корешок!»

СЛАЙД 17

У короля была приёмная дочь: принцесса Традесканция. Она была прекрасной девушкой с необыкновенно добрым сердцем. Все любили её и восхищались её необыкновенными косами.

Многим нравилась Традесканция, и многие мечтали жениться на юной принцессе. Но Традесканция ждала своего единственного принца.

Воспитатель. Традесканция была совсем еще юной девушкой и любила играть со своей подружкой Розой в подвижные игры. Поиграем вместе с принцессой?

СЛАЙД 18

Подвижная игра «Роза».

Я роза -  (Показывают на себя)

Красива, чиста и душиста.

Бываю высокой,   (Поднимают руки вверх, встать на носочки)

Бываю и низкой,   (Присесть)

Бываю я красной,  (Загибают пальцы на руке)

Бываю бордовой,                          

Оранжевой, желтой и даже зеленой.    

На стебле моём  (Показывают ладони с разжатыми пальцами)

Есть колючки - шипы,     

Поэтому лучше меня ты не рви. (Грозят пальцем)

Сорвёшь -  (Имитируют действие)

В вазе быстро я завяну,  (Опустить голову, плечи, руки вниз, расслабиться, грустное выражение лица) 

Красивой, душистой  (Повороты туловища из стороны в сторону, красуясь)

Я быть перестану. (Обнять себя руками)

Но если оставишь меня ты расти, (Поднимают руки и тянутся вверх)

То долго, красиво я буду цвести. (Опускают руки до уровня плеча, ладонями вверх, улыбаются)

СЛАЙД 19   

Воспитатель. У каждого Короля должен быть советник, вот и у нашего короля Абутилона первым советником короля был господин Кактус. Он был известным ворчуном и всегда старался заметить в других недостатки.

(Советник – это кто? Как вы думаете, Кактус был хорошим советником?)

Господин Кактус никогда ни с кем не соглашался. И если кто-то говорил «белое», то господин Кактус утверждал, что «чёрное». Любимой игрой господина Кактуса была игра «Скажи наоборот».

СЛАЙД 20

Д. И. «Скажи наоборот» 

большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий, гладкий – шероховатый, яркий – бледный, тёмный – светлый, крупный – мелкий (цветы на соцветии), свет – тень, влажно – сухо, высокий – низкий, твёрдый – мягкий.

Воспитатель. В нашем цветочном царстве у всех жителей было много дел, но больше всего приходилось трудиться слугам короля. «Мне жарко!» – мог заявить он ни с того ни с сего.

СЛАЙД 21

И тут же, его слуга, Фикус, расправлял над Абутилоном свои огромные листья и, как зонтиками, прикрывал его от ярких солнечных лучей.

Про верного своего слугу Король Абутилон даже сочинил игру.

СЛАЙД 22       

Пальчиковая игра «ФИКУС»

Ну-ка, фикус, похвались -                           Хлопки

Вот какой огромный лист!                          Растопырить пальцы рук

Сделан будто бы из кожи,                           Потереть ладони

Фикус, мы тебе поможем:                           Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист                  Прижать ладони друг к другу

Вымоем старательно.                                   Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись                                   Хлопки

Ростом - с воспитателя!                               Потянуться, руки поднять вверх

СЛАЙД 23

Наша королева, обожала наряжаться и украшать себя. Иногда она не знала меры, и вся была усыпана цветами. Но цветы, к сожалению, совсем не пахли. И это огорчало королеву.

СЛАЙД 24

От огорчения настроение у Королевы портилось, и она заявляла королю Абутилону: «Я не приду сегодня на ваш бал! Какой может быть бал, если у меня нет духов!»

А король обожал балы и поэтому, как мог, пытался уговорить королеву. Он утешал её и говорил: «Ну, что Вы так расстраиваетесь из-за пустяков?! Я сейчас же вызову придворного парфюмера и велю наполнить зал прекрасным ароматом». (Парфюмер – это кто? Из чего можно делать духи?)

СЛАЙД 25

А придворным парфюмером была у короля уважаемая Герань. Как вы думаете, почему её назначили главным парфюмером цветочного царства? (ответы детей). Да очень просто: стоит только прикоснуться к её листочкам, как вы тут же почувствуете прекрасный аромат. (дать понюхать детям герань) 

СЛАЙД 26       

Её сестра, Герань Душистая, тоже служила королю, – она была помощницей королевского лекаря, господина Алоэ. Все знали её, как целительницу (Что значит «целительница»?). Она могла быстро избавлять от боли в ухе.

СЛАЙД 27

Итак, по королевству пронеслась весть: «Бал состоится!» Все только и говорили об этом, и обсуждали, в каких нарядах стоит появиться во дворце, чтобы привлечь внимание короля и королевы.

Воспитатель. В радостном ожидании бала и в приятных хлопотах придворные весело проводили время, играя в свои увлекательные игры.

СЛАЙД 28     

Игра «Один-много» (фиалка - фиалки, фикус - фикусы, фуксия - фуксии, кактус - кактусы, папоротник - папоротники, корень - корни, стебель - стебли, лист - листья, бутон - бутоны, лепесток - лепестки, цветок - цветки, лейка -лейки, подоконник – подоконники, горшок – горшки, стрелка - стрелки).

СЛАЙД 29   

Воспитатель. Госпожа Фуксия все свои веточки украсила ярко-розовыми цветами-серёжками.

СЛАЙД 30        

А лилия Эухарис выбросила длинную «стрелку», на которой распустила два белых ароматных цветка.

СЛАЙД 31     

«Чем я хуже?» – сказал господин Амариллис и тоже выбросил вверх толстую длинную «стрелку», но потом подумал и добавил еще одну, украсив их шестью огромными красно-оранжевыми цветками.

Все придворные старались украсить себя цветами, но не всем они были нужны.

СЛАЙД 32  

Вот, например, госпожа Маранта и господин Колеус могли похвастаться не пышными цветами, а великолепными, яркими листьями, каждый из которых стоил целого цветка.

СЛАЙД 33

Начальник королевских стражников – генерал Ирис, тоже собирался на бал. Он расправил листья (На что похожи листья у Ириса? На мечи) и имел грозный вид, когда осматривал своё войско.

СЛАЙД 34

А войско генерала ириса состояло из смелых и выносливых Хлорофитумов. Их листья похожи на острые шпаги, и они готовы прийти на помощь королю в любую минуту.

СЛАЙД 35

Логопед. Итак, бал начался! Повсюду прекрасные цветы и листья, всё сверкает и благоухает. Давайте посчитаем, сколько же гостей пришло на бал.

СЛАЙД 36

Игра «1-2-3-4-5»

СЛАЙД 37

Воспитатель. На балу в центре внимания – король Абутилон и его королева. Принцесса Традесканция тоже здесь, но куда это она так пристально смотрит? Что это за чудесный цветок, скромно стоящий в стороне от всех?

СЛАЙД 38

«Это Бальзамин», – сказала Кислица, встряхнув своими листочками (Сравните листья Кислицы с листьями других цветов. Какой они формы?). Наша Кислица всегда всё про всех знала. «Говорят, что он прибыл к нам из какой-то далекой восточной страны, поэтому его еще называют султанским,» – прошептала Кислица принцессе.

СЛАЙД 39

«Как он прекрасен!» – подумала Традесканция.

А, что же Бальзамин? Он тоже не сводил глаз с юной красавицы. Его блестящие зелёные листочки трепетали, а розовые цветы, щедро усыпающие его полупрозрачные стебли, кажется, стали ещё ярче.

Воспитатель. Весь вечер проговорили Бальзамин и Традесканция. О чем?! Да, разве это важно? Важно то, что они, наконец, встретили друг друга! И так им было хорошо вместе, что всё вокруг они называли ласково.

СЛАЙД 40

Игра «Назови ласково»

Фиалка — фиалочка,

герань — геранька,

кактус — кактусик,

корешок — корешочек,

стебель — стебелёк,

лист — листок (листик, листочек),

бутон — бутончик,

отросток — отросточек,

цветок — цветочек,

земля — землица,

вода — водичка (водица),

солнце — солнышко,

горшок - горшочек.

СЛАЙД 40

А вот что было дальше. Придумайте сами.

3. Рефлексивный анализ.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Вы догадались, кем были герои сказки? Вспомните, как звали героев сказки? Кто, по вашему мнению, был положительным героем, а кто отрицательным? Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему? Как вы думаете, принцесса Традесканция выйдет замуж за Бальзамина? А у нас в группе есть герои этой сказки? Кого бы вы хотели увидеть у нас в гостях из героев сказки?

После занятия с детьми можно провести игру «Найди героя сказки в группе» или провести экскурсию по всем группам детского сада в поисках героев сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «В гости к Берендею»

Конспект занятия   «В гости к Берендею» для детей подготовительной  к школе  группы.  Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание  по  лексической...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу».

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие учителя-дефектолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР.Тема — Продукты питания. Витамины...