Конспект занятия по окружающему миру "Кто такие геологи?" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по ранней профориентации "Кто такие геологи?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Занятие по ознакомлению с окружающим миром

                                  «Кто такие геологи?»

                                       Старшая группа

Цель: ознакомление детей с профессией геолог, с его местом работы,  атрибутами.

Задачи:

  • расширить представление детей о профессии геолога.
  • обогащать знания о полезных ископаемых (какие полезные ископаемые бывают, как использовать);
  • обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах
  • обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия;
  • обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность;
  • создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи;
  •     воспитывать уважение, доброжелательность, гордость к профессии геолог.

Материалы и оборудование:

- мультимедийная установка, компас, лупа, карта, молоток-кирка, лопатка, каменный уголь, железная руда, мел, рюкзак.

Ключевые слова: геолог, полезные ископаемые, экспедиция,  

                                       Ход  занятия

                                     Приветствие «Цепочка дружбы».

- Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями у вас маленький шарик, покатаем его!  А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони своему соседу справа! У нас получилась «цепочка дружбы»! А теперь улыбнёмся друг другу! Молодцы! Дети садятся на стульчики.

- Дети, скажите, с какими профессиями вы уже познакомились? (ответы детей) Молодцы! Сколько вы профессий много знаете.

     - Давайте мы с вами вместе соберем картинку и узнаем, с какой же профессией мы сегодня познакомимся.

                              Игра «Собери картинку».

          (Дети из частей собирают изображение геолога).

- Ребята, а вы можете назвать профессию людей, которые занимаются поиском полезных ископаемых? (ответы детей).

                                      Путь его тяжёл и долог,

                                    Ищет залежи...      (Геолог)

- Правильно, это геологи. 

                          Далее, рассказ воспитателя с показом слайдов

Слайд 1: Геолог.

- Геологи ходят в научные экспедиции и ищут залежи полезных ископаемых: золото, алмазы, нефть, воду, соль, и много другое,  которые находятся глубоко под землей, в горах, пещерах. Полезными они называются потому, что приносят пользу людям.

Слайд 2: Геолог возле палатки.

- Работа у геологов очень трудная, им приходится жить в палатках, спать в спальных мешках,  готовить пищу на костре. В наше время конечно, им помогают современные научные приборы и машины.

Слайд 3: Геолог на горе.

-  Но всё равно им приходится проходить много километров, взбираться на горы с тяжёлыми рюкзаками за спиной.

Слайд 4: Иллюстрации с предметами геолога появляются на слайде поэтапно, после того как педагог спрашивает, что изображено на картинке.

- В рюкзаках у геологов есть много оборудования. Ребята, как вы думаете,   для чего нужен этот предмет и как он называется? (ответы детей)

- Специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности, лопата, лупа.

Слайд 4: Геологи в пещере.

- Иногда полезные ископаемые находятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу.

Слайд 5: Несколько геологов.

- Ещё геолог должен быть верным другом, в любую минуту прийти на помощь своим товарищам в трудной ситуации.  Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

 - Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.

                                                    Физкультминутка

Он по тайге и в дождь,

И в зной шагает без дорог.

( дети шагают на месте)

Рюкзак несёт он за спиной,

В нём верный молоток.

( показывают как несут рюкзак)

И вдоль реки его маршрут,

И по крутым горам.

( дети шагают на месте)

Отбил кусочек камня тут,

Кусочек камня там.

( нагибаются вправо, влево)

Он камни соберёт в рюкзак,

Изучит, а потом

(показывают как собирают камни)

Приедет и доложит так:

( шаги на месте)

- Здесь золото найдём,

А здесь должно быть серебро,

Здесь надо медь искать...

( повороты вправо, влево, вниз, руки вытянуты вперед ладони соеденены вместе)

Про всё подземное добро

Он может рассказать.

Его профессия нужна,

Чтоб богатела вся страна.

( дети шагают на месте)

- Ребята, в начале занятия мы с вами поговорили, что необходимо геологу для работы, я предлагаю вам стать настоящими геологами и поиграть в игру «Собери рюкзак геолога».  

                                       Игра «Собери рюкзак геолога»

                                                ( деление на команды) 

- Выиграет та команда, которая правильно и быстро соберет свой рюкзак. Команды подходят к своим столам, на них лежат рюкзак и  разные предметы: лупа, компас, сковородка,  карта, молоток - кирка, кружка, мягкая игрушка, фонарик, бинокль, мячик, краски - гуашь, отвёртка, чашка, лопата и др.

                                    Дети собирают в рюкзак предметы.

- А теперь я попрошу вас рассказать, для чего нужен тот или иной предмет, который вы положили в рюкзак  геологу. ( Дети отвечают, педагог обобщает)

-   компас - для определения направления, карта – ориентировка на местности, молоток – для добычи природных богатств, кружка – для питья, чашка – для еды, фонарик – источник света, бинокль – для наблюдения отдалённых предметов, котелок – полевая, походная посуда для приготовления пищи, лупа - для увеличения и наблюдения мелких предметов.

- Молодцы, ребята! Все команды справились с заданием. 

(Дети садятся на свои места. На столах лежат образцы минералов: железная руда, каменный уголь, известняк (мел).

-  Дети, что это у вас лежит на столах? (полезные ископаемые). А почему  их так называют? (Полезными они называются потому, что приносят пользу людям). Кто знает как они называются? ( уголь, железная руда, мел). Исследовательская деятельность.

- Рассмотрите, какого цвета уголь, мел, железная руда? (ответы детей).

- Как вы думаете, какое ископаемое самое прочное? (железная руда) 

                                               «Свойства железа»

-  Ребята возьмите кусочек руды в руки и попробуйте его сломать.

-Получается?

- Какой мы сделаем вывод?

- Опустите кусочек руды в воду, что с ним произойдет?

- Поднесите к руде магнит, что происходит?

Дети проводят эксперименты и приходят к выводу,  что железная руда — это твердый металл, потому что его нельзя сломать, тяжелый потому, что он тонет в воде, и имеет свойство притягиваться с помощью магнита.

- Ребята, для чего нам нужна железная руда? (Дети отвечают, воспитатель обобщает ответы детей). Аналогичным образом воспитатель спрашивает про каменный уголь и мел.

- Железная руда - ценная находка для геолога. Из неё выплавляют металлы для производства станков и машин, самолётов и инструментов. Из металла делают оружие, посуду и украшения.

- Каменный уголь - топливо, с помощью которого люди отапливают и освещают свои дома. А также, это полезное ископаемое используется при производстве красок, лекарств и многих других нужных людям веществ.

- Известняк (мел) - это не только мелки, которыми вы любите рисовать. Мел широко применяют в строительстве, при изготовлении посуды и лекарств.

- Какие ещё полезные ископаемые вы знаете? Как они используются людьми? (Ответы детей.)

                                     Задание в рабочей тетради                                  

 - Ребята, я предлагаю вам поработать в тетради. Соедините с картинкой геолога нужные предметы.                               

- Ребята! О какой профессии вы сегодня узнали? (О профессии геолога.)


Что делает геолог? (
Ищет полезные ископаемые).

Для чего он это делает? (Потому что полезные ископаемые приносят пользу людям.)

- Какие полезные ископаемые ищут геологи?

- Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

- В каких условиях они живут?

- Хотели бы вы стать геологом?

Молодцы! Интересно вам было узнать, кто такие геологи и чем они занимаются?

                                             

                                                 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дед Мороз у нас в гостях летом.конспект занятия по окружающему миру в средней группе

1.Уточнить и закрепить знание детей по пдд. 2.познакомить с дорожными знаками....

Дед Мороз у нас в гостях летом.конспект занятия по окружающему миру в средней группе

1.Уточнить и закрепить знание детей по пдд. 2.познакомить с дорожными знаками....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

Конспект занятия по окружающему миру (1 младшая группа)*.

Конспект занятия по окружающему миру (1 младшая группа)*. «Кого мы встретили в лесу?»...

Конспект занятия по окружающему миру (1 младшая группа)*.

Конспект занятия по окружающему миру (1 младшая группа)*. «Кого мы встретили в лесу?»...

Что такое климат.Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе.

Что такое климат.Климат – это среднее многолетнее состояние атмосферы, которое характерное для данной местности.В разных местах нашей Земли всегда разная погода. Например, вблизи экватора всегда ...