Исследовательская работа на тему «Кухонная лаборатория»
проект по окружающему миру

Татьяна Сергеевна Шуликова

Исследовательская работа на тему

                          «Кухонная лаборатория»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_proekt_na_temu_kuhonnaya_laboratoriya.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                                 детский сад «Улыбка»

                           Исследовательская работа на тему

                          «Кухонная лаборатория»

                  Номинация: Моё первое открытие.

                                              Выполнил: Овезов Артём, 5 лет

                                                                  воспитанник детского сада «Улыбка»

                                                                  старшая группа.

                                                                  Руководитель: Шуликова Татьяна Сергеевна

                                                          Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………….

2.Основная часть.

 а) что такое химия?........................................................................................

 б) домашняя кухня – это химическая лаборатория!.....................................

3. Эксперименты на кухне…………………………………………………..

4.Заключение

 а) показ экспериментов ребятам в детском саду……………………………

 б) изготовление книжки – малышки «Начинающему химику»……………

                                                        1. Введение

   Однажды сидя дома за телевизором, я смотрел передачу на канале «Карусель», которая называлась «Лабораториум. Маленькие исследователи». Там ребята проделывали разные интересные опыты в химических лабораториях, в которых очень много различных химических веществ и принадлежностей. И тут я подумал, а чем кухня не лаборатория? Ведь на кухне хранится очень много разных веществ, которые мы используем для приготовления разных вкусных блюд.

   Мне очень нравится наблюдать за мамой и помогать ей, когда она что-нибудь нам готовит вкусненького. А если заглянуть к ней в кухонный шкаф, то можно увидеть разные вещества в баночках, коробочках и бутылочках. Маме очень нравится готовить, у неё получаются вкусные блюда. Каждый день она делает что-то новое. Именно на кухне постоянно что-то смешивается, нагревается, кипит, охлаждается, замораживается. Можно сказать, что кухня – это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества.

   Как-то утром мама готовила завтрак, я увидел, как она добавляет в тесто что-то шипящее. Я спросил: «Мама, что это и зачем ты это положила в тесто?». Мама посмотрела на меня улыбнувшись и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория.

   А что же такое химия? Я спросил у мамы и воспитателя Татьяны Сергеевны в детском саду. И мы узнали из разных познавательных энциклопедий и интернета, что химия – это наука о разных веществах.

   В нашей группе есть центр для опытов и экспериментов «Хочу всё знать!», где собраны разные материалы. У воспитателя я узнал зачем нужны колбочки, пробирки, разные приборы.

   Хотя я ещё не хожу даже в школу, но меня эта наука очень заинтересовала. И я задался вопросом: какая связь между вкусными мамиными блюдами и химическими веществами и превращениями. Решив это выяснить, мама и Татьяна Сергеевна с радостью согласились мне в этом помочь. Так родился мой проект «Кухонная лаборатория».

   Цель: чем наша кухня похожа на химическую лабораторию

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования
  2. Узнать, что такое химия.
  3. Доказать, что домашняя кухня – это целая химическая лаборатория.
  4. Познакомить с экспериментами по исследованию химических процессов на домашней кухне.
  5. Изготовить книжку – малышку «Начинающему химику».

                                            2. Основная часть.

 Что такое химия?

   Химия – это наука, изучающая различные вещества. Вокруг нас огромное количество вредных и полезных веществ. В природе есть вещества, которые были созданы самой природой – это вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие. А есть вещества, которые создал человек – это стекло, резина, пластмасса и др..

   Химия зародилась ещё в Древнем Египте до нашей эры. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремёслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло.

   Одним из создателей современной системы представлений о строении вещества считался М.В.Ломоносов.

  Домашняя кухня – это химическая лаборатория!

   Приготовление пищи – это химический процесс.  Интересно, чем же домашняя кухня напоминает научную лабораторию?

   Раскрыв мамины шкафчики на кухне, на полочках я увидел очень много разных веществ : уксус, соду, растительное масло, соль , муку, крахмал и многое другое. Ничего химического, скажите вы, здесь нет, обычные продукты питания. Но не тут -то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых мама на кухне делает разные вкусные блюда. У этих веществ даже есть свои названия. Например соль – это хлорид натрия, сода – гидрокарбонат натрия, сахар – сахароза, уксус – уксусная кислота. Химия да и только!! И эту химию мы используем каждый день.

                                       3. Эксперименты на кухне.

   Настало время провести ряд опытов на домашней кухне. Все опыты я проводил с помощью мамы. Ну что же начинаем, как говорится, химичить!

   Опыт №1. «С молочным письмом и нагревом»

Нам понадобится. Молоко, лист бумаги, утюг, кисточка.

Описание. Налили молоко в ёмкость, взяли лист бумаги и кисточку, намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые записи. Дали высохнуть молоку на бумаге, затем прогладили лист бумаги утюгом.  В результате стала видна фраза коричневого цвета.

Вывод. Молочные буквы темнеют и становятся видны. Это происходит от того, что молоко подгарает при температуре гораздо меньшей, чем та при которой начинает гореть бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, потемнели, а сама бумага осталась светлой.

   Опыт №2. «Получение пластмассы из молока»

Нам понадобится. Молоко, уксус, маленькая кастрюля, формочка

Описание. Нагреваем молоко в кастрюле так, чтобы оно было горячим, но не кипело и не пенилось. Снимаем с плиты и добавляем немного уксуса. Получившаяся масса похожа на жидкую резину. Промываем эту массу под струёй воды, заливаем в формочки, ждём три дня. Вот и пластмасса готова!

Вывод. Все пластмассы состоят из молекул, которые соединены в длинные цепочки. При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться творожные кусочки. Происходит это потому, что изменяется кислотность молока и молекулы козеина соединяются в длинные цепочки.

   Опыт №3. «С красками и маслом растительным»

Нам понадобится. Масло растительное, вода, гуашь.

Описание. Налили в прозрачный стакан масло. С помощью пипетки накапали в масло воду, которую подкрасили синей гуашью. В масле были видны капельки воды синего цвета. Не смешавшись с маслом, они просто плавали сами по себе.

Вывод. В первую очередь я узнал, что масло и краски не смешиваются. Молекулы воды не смешиваются с молекулами масла. Это тоже самое, когда нефть разливается в море, она не смешивается с водой, а плавает на поверхности воды, так как оно легче чем вода. Кроме того, краска окрашивает только воду, а масло остаётся таким, каким было.

Опыт №4. «Зубная паста для Гулливера»

Нам понадобится. Глубокий поднос, пакетик сухих дрожжей, жидкое мыло или средство для мытья посуды, перекись водорода (лучше 6% или 8%), яркие пищевые красители, вода, ёмкость с нешироким горлышком (бутылка или высокая пробирка).

Описание. Мы поставили бутылку (1,5 литров) на поднос. Налили в неё перекись, добавили 3-4 столовых ложки мыла жидкого мыла. Добавили пищевой краситель. Отдельно в кружке перемешали 2 столовые ложки тёплой воды и 2 чайные ложки дрожжей. Вылили смесь в бутылку. Сразу из неё активно стала выползать цветная пена, напоминающая зубную пасту, как – будто её выдавливают из огромного тюбика.

Вывод. Из – за микробов, которые находятся в дрожжах, перекись водорода начинает распадаться на воду и кислород. Мыло даёт нам много пузырей. Происходит реакция с выделением тепла, из – за этого бутылка и зубная паста будут тёплые.

Опыт №5. «Резиновое яйцо».

Нам понадобится. 2 сырых яйца, 2 стакана, вода, уксус 9%.

Описание. В один стакан мы налили чистую воду и погрузили в него яйцо. Яйцо просто опустилось на дно и ничего не происходит. Во второй стакан налили уксус и опустили в него яйцо. Что- то происходит!!! Яйцо сначала опустилось на дно, но окружившие его пузырьки подняли его на поверхность. Мы оставили яйцо в уксусе примерно на сутки. Вытащили яйцо, что же с ним произошло?

Вывод. Произошла химическая реакция. Кальций, содержащийся в яичной скорлупе, начал распадаться, но совсем не растворился. Невредимой осталась плёнка между скорлупой и яйцом.   Само яйцо увеличилось в размерах, напитавшись уксусом. Яйцо стало резиновым, как мячик. Но плёнка тонкая и поэтому с таким яйцом нужно быть осторожным.

Опыт №6. «Апельсин – поплавок»

Нам понадобится. Ёмкость с водой (небольшой тазик), 2 апельсина (можно мандарина).

Описание. Итак, мы бросили один апельсин в воду и увидели, что апельсин не утонул. Второй апельсин мы очистили от кожуры и тоже опустили в воду. И что мы видим? Неочищенный апельсин плавает, а очищенный утонул!!! Почему так происходит?

Вывод. Первый апельсин не утонул благодаря своей кожуре! Если внимательно рассмотреть кожуру, то мы увидим, что она пористая, шероховатая. И поры заполнены воздухом. Поэтому делаем вывод, воздух легче воды. Благодаря этому факту неочищенный апельсин плавал как поплавок, а очищенный утонул.

                                                    4.Заключение.

   Мне очень понравилось проводить опыты вместе с мамой. И поэтому, не останавливаясь на этом, я решил показать эти опыты ребятам в моей группе. Придя в детский сад, я сказал об этом моей воспитательнице Татьяне Сергеевне. Она конечно же была не против. Назначив день, Татьяна Сергеевна принесла всё необходимое для опытов и помогла мне в демонстрации экспериментов. Восторгу не было предела! Всем очень понравилось!

   Вместе с воспитателем и мамой я познакомился с разными энциклопедиями и проделав опыты, я убедился в том, что все процессы, происходящие на кухне – это химические явления. Все продукты и всё в этом мире состоит из химических элементов. Но чтобы стать настоящим поваром, нужно многое знать и уметь!

   В процессе моей деятельности у меня получилось выполнить все поставленные задачи. Я узнал, что такое химия и химические вещества. Провёл химические опыты с разными пищевыми веществами. Тем самым доказал, что кухня – это химическая лаборатория!

   В своей работе я увлёкся химией на кухне. И вместе с мамой изготовил книжку- малышку, которая называется «Начинающему химику».

   В мире много ещё интересного, поэтому в дальнейшем продолжу изучать химию и проводить различные интересные эксперименты.

       Литература.

1.Качур Е. «Увлекательная химия» - М.: Детство, 2017г.

2.Леокум А. «Детская энциклопедия. Скажи мне, почему?»-М: Москва «Багира»,1994г.

3.Паркер С., Стил Ф. «Детская энциклопедия от А до Я»-М: РОСМЭН, 2015г.

4.Франкель Хаузер Джилл «Играет в науку»-М: Интеллектуальная Литература , 2017г.

5.Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»- М: Речь, 2013г.

6.Опыты на кухне. Весело и интересно! Эксмо, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...

Исследовательская работа в лаборатории (подготовительная группа) «Какую воду можно пить?»

Программное содержание:  закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды. Опытным путём показать значения водя для жизни человека и всего живого на земле. Формировать у детей научные пре...

Исследовательская работа «Формирование представлений о космосе у старших дошкольников посредством цифровой лаборатории».

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы  предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими ге...

Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии» Модуль «Кислотность» Исследовательская работа

Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии»Модуль «Кислотность»Исследовательская работаТема «Определение кислотности разных видов свежеприготовленно...

Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии» Модуль «Электричество» Исследовательская работа

Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии»Модуль «Электричество»Исследовательская работаТема «Электроплоды. Есть ли электричество в овощах и фрукта...

Исследовательская работа "В маминой лаборатории"

Естественнонаучная проектная работа "В маминой лаборатории"...