Центр детской активности "Патриотический центр"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Татьяна Михайловна

В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного заведения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в центре, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022tsentr_detskoy_aktivnosti_patrioticheskiy_tsentr.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 157»

Центр детской активности

«Патриотический центр»

\

Выполнила:

воспитатель высшей кв. категории

Макарова Татьяна Михайловна

г. Оренбург, 2022 г.

Центр детской активности «Патриотический центр»

Выполнила: Макарова Т. М.

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями могут оформить патриотические центры в детском саду своими руками.

Задачи воспитателя в развитии патриотизма у детей

Патриотические центры в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.

Цели и задачи создания «Патриотического центра»

В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного заведения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в центре, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Принципы организации «Патриотического центра».

1.      Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).

2.      Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).

3.      Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).

4.      Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).

5.      Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).  

Образовательный материал «Патриотического центра»

1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).

2.  Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).

3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская -народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).

4. Ознакомление с Родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).

5. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности) 

Главные атрибуты «Патриотического центра»

Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.

Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.

Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.

Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке. Правильно оформленные патриотические центра в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями

Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»          

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю

  1. Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
  2. Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
  3. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
  4. Родная страна – карта России, природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика (герб, флаг, гимн, портрет президента)
  5. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.)
  6. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
  7. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православных праздниках.
  8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
  9. Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
  10. Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны

Особенности работы с детьми в центре

Мы, воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, делим материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия». Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок. Работа в центре ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (город, страна). После ознакомления с материалами в центре с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину. Только постоянная и планомерная совместная работа работников ДОО и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.

Наполняемость нашего «Патриотического центра»

Глобус, физическая карта мира

Флажки России – на каждого ребенка

Кремль

Панно «День Победы», «Танки»

Лэпбуки: «Русская изба», «Культура и быт русского народа», «Сказки А. С. Пушкина», «Масленица широкая»

Демонстрационный материал «Солдаты правопорядка», «Защитники Отечества», «Хлеб -всему голова», «Москва», «Символы России», «Достопримечательности России»

Альбомы «День Победы», «Праздник – День защитника Отечества», «Флора и фауна Оренбуржья», «Оренбург», «Наша родина – Россия» (на липучках)

Книги о родном городе, стране: «Родная страна», «Защитники Отечества», «Праздники и знаменательные даты России», «День защитника Отечества»

Российская символика

Портрет президента

Иллюстрации военной техники, с изображением родов войск, вооружение и доспехи древних русских воинов

Набор открыток про Оренбург

Дидактические игры: «Одень куклу», «Флаг России», «Герб города», «Где находится памятник?», «Знаешь ли ты?», пазлы «Народные промыслы», «Народы мира», мемо «Военная техника», «Заплатки», «Логический ряд», «Военное лото», «Собери русскую избу»

С. Ульева Путешествие. Познаю мир»

Тематический альбом на липучках «Моя родина – Россия»

      Альбомы на липучках – это реальное новшество, маленькая революция в производстве развивающих пособий для детей.

Развивающие игры на липучках – прекрасный вариант для развития познавательных интересов дошкольников. Ненавязчивое и интересное обучение поможет детям быстрее познавать мир, способствует развитию социальных навыков. Яркий альбом будет полезным и интересным «другом» для детей.

Альбом на липучках «Наша родина - Россия» - отличный вариант для развития познавательного интереса детей, обогащения и закрепления знаний о родной стране.

Красочные страницы с дидактическими играми в сочетании с элементами на липучках привлекут внимание детей и повысят интерес к данному пособию.

Данный альбом предполагает:

Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей, обогащения и закрепления знаний о родной стране.

Осваиваемое детьми содержание:

Проявление интереса к родной стране.

Освоение и обогащение представлений о Родине, государственных и народных символах России.

Развитие представлений о содержании основных государственных праздников России.

Развитие представлений о городах-героях России.

Обогащение представлений о декоративно-прикладном искусстве разных областей нашей страны.

Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций.

Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.

Данное пособие подойдет для детей старшего дошкольного возраста

Альбом включает в себя:

Дидактическая игра «Найди символы России»

Цель: расширить знания детей о государственной символике: флаг РФ, герб РФ, гимн РФ, президент РФ

Задачи:

- закрепить знания о государственной символике страны: герб, гимн, флаг;

- формировать грамматически правильную диалогическую речь;

- расширение и обогащение активного словарного запаса детей;

- побуждать к словесному творчеству и рассказыванию с использованием предметов;

- способствовать развитию у детей чувства любви и гордости за свою Родину;

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость;

- развитие познавательных психических процессов: логического мышления, памяти, внимания, восприятия;

- формировать уважительное отношение к символике России.

- формировать понимание того, что символы призваны объединять жителей одной страны.

Дидактическая игра «Неофициальные символы России»

Цель: закрепление представлений о государственных и неофициальных символах России.

Задачи:

- познакомить с неофициальными символами России: матрешкой, балалайкой, избой и др.;

- обогатить словарный запас детей новыми словами;

- создать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу;

- развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей;

- воспитывать уважительное отношение к символам понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны

- воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Дидактическая игра «Народы России»

Цели: Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.

Задачи:

- углублять и уточнять представления о Родине — России;

- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;

- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Дидактическая игра «Золотое кольцо России»

Цель: знакомить детей с уникальными историческими, культурными и природными объектами на территории нашей родины.

Задачи:

- развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране;

- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно эстетическим ценностям;

- формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело и др.)

Дидактическая игра «Города - герои Великой Отечественной Войны»

Цель: закрепить знания детей о городах-героях ВОВ.

Задачи:

- познакомить детей с памятниками, мемориалами, установленными в городах-героях России, Белоруссии, Украины;

- расширить знания детей об истории нашей Родины, ознакомив их с некоторыми фактами ВОВ;

- воспитывать чувство гордости за воинов-защитников нашей Родины в годы ВОВ;

- развивать чувство патриотизма, восхищения героизмом и мужеством людей;

- содействовать развитию познавательной активности;

- обогащать словарный запас детей.

Дидактическая игра «7 чудес России»

Цель: знакомить детей с уникальными историческими, культурными и природными объектами на территории нашей родины.

Задачи:

- развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране;

- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно эстетическим ценностям;

- формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело и др.)

Дидактическая игра «Праздники России»

Цель: познакомить детей с главными праздниками нашей страны, создать условия для формирования системных знаний и представлений старших дошкольников о государственных праздниках России; формирования патриотического отношения к Родине.

Задачи:

- развивать у детей любознательность, активность, память;

- закрепить знания о праздниках (православные, государственные, семейные, профессиональные, традиционные, международные);

- формировать доброжелательное взаимоотношение между детьми;

- воспитывать у детей любовь к Родине;

- пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, обычаям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление воспитанниц подготовительной группы «Любознайки» На городском конкурсе, в детском Центре Детского Творчества, города Нижневартовска.

Выступление воспитанниц подготовительной группы «Любознайки», На городском конкурсе, в детском Центре Детского Творчества, города Нижневартовска....

"Берегите журавлей! !"- Выступление воспитанниц подготовительной группы «Любознайки» городской конкурс, в детском Центре Детского Творчества, города Нижневартовска.

 "БЕРЕГИТЕ ЖУРАВЛЕЙ !"Выступление воспитанниц подготовительной группы «Любознайки» На городском конкурсе, в детском Центре Детского Творчества,  города Нижневарт...

презентация: Организация РППС в центрах детской активности, обеспечивающей возможность реализации детской инициативы и права самостоятельного выбора при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Основные цели и задачи  художественно-эстетического развития по ФГОС: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям...

Центр детского экспериментирования в детском саду №189

Центр детского экспериментирования в дошкольной организации...

Договор о сотрудничестве МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» г. Аши Челябинской области и Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Ашинский городской детско-юношеский центр» г. Аши

Договоро сотрудничестве МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» г. Аши Челябинской области и Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Ашинский городской ...

Центр детского творчества "Мир детской фантазии"

В нашем центре есть альбомы с образцами для рисования .Также есть тематические альбомы, в которых дети могут ознакомиться с городецской, хохломской и дымковской роспитьсью.  В уголке также н...

«Участок детского сада» – центр детской активности.

Участок нашего детского сада тоже можно назвать центром детской активности, потому что он находится в берёзовой роще. Окружающая природа формирует у детей реалистические знания об объектах и явлениях,...