Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Вода - природное богатство Москвы"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Берсекова Лариса Борисовна

В современном педагогическом пространстве проектная деятельность является одним из приоритетных направлений. У меня был интересный опыт создания и проведения экологического проекта с дошкольниками старшей группы. В данном проекте есть всё необходимое: теоретическая и практическая части, перспективный план и описание этапов реализации проекта, а в качестве приложения  приведён сценарий итогового досуга по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА ПРОЕКТА: «ВОДА - ПРИРОДНОЕ БОГАТСТВО МОСКВЫ»

Авторы проекта:

  • Берсекова Лариса Борисовна, учитель-логопед.
  • Евдокимова Ирина Григорьевна, воспитатель.
  • Семыкина Ирина Владимировна, воспитатель.

Название образовательной организации:

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 1015» дошкольное отделение № 2.

Девиз проекта: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на ЗЕМЛЕ!» (Леонардо да Винчи)

Вид проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный, коллективный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Введение

  1. Актуальность выбранной темы.
  2. Проблема, цель и задачи проекта.
  3. Методы, используемые при реализации проекта.
  4. Продукт деятельности проекта.
  5. Ожидаемые результаты и перспектива.

II. Практическая часть:

  1. Этапы и последовательность реализации проекта в перспективном плане.
  2. Реализация проекта: ознакомление с окружающим миром, НОД (цикл занятий), познавательные беседы, чтение художественной литературы, коллективный просмотр, продуктивные виды деятельности, самостоятельная игровая деятельность детей, совместная детско-родительская деятельность, игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и опыты к проекту.

III. Заключение

IV. Литература

V. Приложение

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Водоёмы – это артерии города, без которых невозможно представить себе жизнь. Но, окружающие нас водоемы загрязняются. Загрязняют их и отдельные люди, и руководители различных заводов и предприятий, которые недобросовестно относятся к очистке используемой на производстве воды. Вода становится непригодной для жизни животных и растений, а также для использования ее человеком.

Чтобы понять, почему так важно охранять и беречь водоёмы, необходимо сначала уяснить для себя простую истину - без воды нет места жизни.

Проблема

Всем известно, что дети любознательны, а самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам. Среди вопросов, которыми дети одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких вопросов росло.

Как-то, после чтения книги Натальи Гузеевой «Приключения Капитошки», ребята стали задавать вопросы: «Неужели вся вода состоит из таких капелек-Капитошек?», «Что же такое - вода, и какими свойствами она обладает?», «А чего больше на планете земли или воды?». Рассмотрели глобус и установили, что голубой цвет глобуса не для красоты. Голубой цвет обозначает наличие воды на нашей планете. И опять вопросы: «Много ли воды на Земле?», «Зачем беречь воду, если она всегда есть в кране?», «Почему нельзя пить из лужи?», «Почему нельзя пить морскую воду?», «Зачем заботиться о чистоте водоемов?», «Почему говорят, что вода – это жизнь?», «Что произойдёт, если вся вода испачкается?», «Что случится с нашим городом, если не станет воды?» и т.д.

Но самый главный вопрос, на который необходимо было ответить звучал так - «С чего начинать, если хотим сберечь воду на планете?»

Таким образом, обозначилась проблема - отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни животных, растений и человека, об основных источниках загрязнения воды, о последствиях такого загрязнения, о мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель Расширение представлений детей о воде и ее свойствах через опытно - исследовательскую деятельность с целью формирования бережного отношения к воде, к водоёмам района и города.

Задачи 

  1. Поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
  2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  3. Способствовать развитию любознательности, логического мышления.
  4. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  5. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: детский сад - семья.
  7. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Для выполнения данных задач использовались следующие методы:

  • Игровой (подвижные игры, сюрпризные моменты, самостоятельная деятельность детей в экологическом уголке, труд в природе).
  • Наглядный (схемы, пиктограммы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, видеоматериалов).
  • Практический (опыты, наблюдения, эксперименты, выполнение творческих заданий по теме проекта, экскурсия к реке Сетунь).
  • Словесный (беседы-рассуждения, рассказы воспитателя, описательные рассказы детей, создание экологических сказок).

Продукт деятельности

  • Коллаж «Приключения Капитошки» (значение воды в жизни людей, животных, растений).
  • Выставка рисунков «Превращение Капельки».
  • Выставка плакатов «Сбережём водоёмы района - сбережём воду планеты».
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме проекта «Вода вокруг нас».
  • Видеоинтервью родителей и детей по итогам проекта.
  • Сценарий интерактивного экологическо-познавательного праздника «Мир воды в моём районе». (Приложение №2).

Презентация 

экологическо-познавательный праздник «Мир воды в моём районе».

Ожидаемые результаты реализации проекта

У воспитанников сформируются представления: о значении воды в жизни человека и природы, о свойствах воды, об элементарных правилах охраны водоёмов.

У родителей повысится экологическая культура, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей, появится возможность заниматься совместным творчеством и исследовательской деятельностью со своими детьми.

Все участники проекта будут активно относиться к объектам природы (проявлять действенную заботу, умение оценивать действия других людей по отношению к природе).

Перспектива

В нынешней непростой экологической обстановке долг каждого взрослого и юного гражданина нашей великой страны с полным знанием и любовью охранять и рационально использовать природу. Надо стремиться, чтобы цветущим краем был не отдельный уголок Земли, а вся наша, в общем-то, небольшая ПЛАНЕТА! Но, начинать надо со своего района. Необязательно ехать спасать китов в Тихом океане, можно начать с того, чтобы сберечь чистоту воды в речке Сетунь, и тем самым сберечь животный и растительный мир водоёма и района.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этапы реализации проекта

1 этап. Целеполагание (выявление и постановка проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Практическая часть (исследовательский этап).

4 этап. Подведение итогов (презентация и оформление материалов проекта).

Последовательность реализации проекта в перспективном плане

  • Вода, её свойства.
  • Три состояния воды.
  • Круговорот воды в природе.
  • Значение воды для жизни растений, животных и человека.
  • Водоёмы и его обитатели.
  • Водоёмы района (река Сетунь).
  • Выставка плакатов «Сбережём водоёмы района - сбережём воду планеты».
  • Вода вокруг нас.
  • Экологическо-познавательный праздник «Мир воды в моём районе».
  • Интервьюирование родителей и детей - участников проекта.

Реализация проекта

  • Ознакомление с окружающим миром «Что мы знаем о воде?»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Развивать речь, аналитико-синтетическое мышление. Поддерживать желание наблюдать и делать выводы. Развивать умение понимать и использовать символы-пиктограммы при составлении или выборе ответов на поставленные вопросы.

  • Организованная образовательная деятельность по развитию речи, экспериментированию и изобразительной деятельности «Что за чудесница, водица-волшебница!» (цикл)

Цель 1: Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. Развивать умение составлять рассказы - отчёты о проделанных опытах и использованием собственных иллюстраций-аппликаций.

Цель 2: Уточнить знания детей о круговороте воды в природе через создание совместной сказки о путешествии капельки. Воспитывать умение работать в парах через составление модели круговорота воды в природе с помощью знаков-символов. Продолжать развивать умение составлять рассказы по опорной схеме.

Цель 3: Уточнить знания детей о значении воды для жизни живых существ на примере ухода за комнатными растениями. Сформировать понимание логической цепочки: исчезает вода (или вода становится непригодна для использования)  исчезают животные (рыбы, звери, птицы, насекомые и т.д.) → погибает растительность → изменяется климат (образуются пустыни или болота) → изменяется к худшему жизнь людей на данной территории.

Цель 4: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, сформировать реалистическое представление об окружающей нас природе. Расширить представления и знания детей о жизни водоёмов (животные и растения), об их значении в жизни человека. Обозначить необходимость сохранения водоёмов не только всей планеты, а прежде всего своего района (места прогулок с родителями). Развивать речь детей, активизировать мышление, внимание и память.

  • Познавательные беседы:
  • «Чистота - та же красота»

Цель: Прививать детям правила личной гигиены, но, в то же время, сформировать понимание того, что нельзя бездумно тратить воду. Обсудить с детьми результаты, полученные в ходе совместного детско-родительского наблюдения (домашнее задание) «Открытый кран».

  • «Куда бежит река»

Цель: Сравнить воду ручейка, виденного на прогулке, с водой реки. Вспомнить приёмы составления описательного рассказа, активизировать мышление, речь.

  • Пятиминутки для завершения дня «Что я запомнил, что мне понравилось»

Цель: Ежедневно, вечером систематизировать знания детей, полученные за день, активизировать память. Прививать навык внимательно слушать своих товарищей.

  • «Интересные факты из жизни воды»

Цель: Заинтересовать детей и продемонстрировать наглядно интересные и необычные факты о воде. Выпустить памятку для родителей. (Приложение №1).

  • Чтение художественной литературы

Цель: Учить детей внимательно слушать литературное произведение, делать выводы и рассуждать. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость. Сформировать умение действовать в коллективе.

Список литературы:

  • Абрамцева Н.К. «Лужа».
  • Андерсен Г.-Х. «Русалочка».
  • Гернет Н. «Хорошая вода».
  • Гузеева Н. «Приключения Капитошки».
  • Рыжова Н.А. «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели», «Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки».
  • Усачёв А. «Про умную собачку Соню» (главы).
  • Шурко И. «Сказки и были о морях и океанах» (главы).
  • Былина «Садко».
  • Использование фольклорных материалов.
  • Рассматривание энциклопедий «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
  • Коллективный просмотр (с последующим обсуждением):
  • презентация «Мы за чистый город» (автор учитель-логопед Берсекова Л.Б.)

Цель: Активизировать и систематизировать знания детей об источниках загрязнения природы (воды) и способах защиты природы (воды) от загрязнений.

  • видеофильм «Вода в нашем мире» (автор учитель-логопед Берсекова Л.Б.)

Цель: Активизировать и систематизировать знания детей о значении воды в жизни живой природы, о формах, в которых встречаем воду в природе и об агрегатных состояниях воды.

  • Продуктивные виды деятельности:
  • аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»

Цель: Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками. Обсудить форму сосульки (почему сосулька всегда треугольной формы), развивать мышление и воображение.

  • аппликация «Тучи по небу бежали»

Цель: Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды в разных природных явлениях.

  • рисование пластилином «Моя Земля»

Цель: Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета. Закрепить понимание того, почему планету называем «голубая».

  • лепка «Мы по берегу моря (озера) гуляли…»

Цель: Побуждать детей доступными им приемами лепки изображать водоёмы и его обитателей, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.

  • коллаж «Приключения Капитошки»

Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.

  • выставка рисунков «Превращение Капельки»

Цель: Продолжать формировать  и закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды, побуждать детей передавать в рисовании красоту данных состояний доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

  • Самостоятельная игровая деятельность детей:
  • Рассматривание книг, иллюстраций с изображением воды (водоёмы, стихии).
  • Раскрашивание раскрасок по теме проекта (жизнь водоёмов).
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
  • Составление рассказов о воде, сочинение загадок.
  • Совместная детско-родительская деятельность:
  • Создание сказки «Путешествие капельки».
  • Создание альбома-фотоотчёта «Водоёмы, на которых бывал я и мои родные».
  • Оформление плаката (коллажа) на тему «Сбережём водоёмы района - сбережём воду планеты».
  • Создание запрещающего знака по теме «Правила поведения на природе (на водоёме)».
  • Проведение наблюдения «Открытый кран». Подсчитать: сколько человек пользуется краном, сколько раз в день (выходной) открывался кран, сколько раз кран забывали закрыть, сколько раз кран оставляли открытым и занимались чем-то пока текла вода и т.д.
  • Проведение экскурсии к реке Сетунь. Ответить на вопросы: Можно ли визуально определить место отдыха людей? Какой мусор они оставили? Как помочь реке? Вывод: При отдыхе на природе нельзя оставлять за собой мусор. При загрязнении берега бытовым мусором необходимо провести экологический субботник.
  • Создание фантастической истории «Я – будущий изобретатель» (придумайте, что нужно будет сделать, чтобы спасти природу (воду) нашего города?).
  • Игры к проекту:
  • Двигательные: «Ручеек», «На болоте», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы - капельки», «Капелька потерялась» и др.

Цель: Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. Учить детей взаимодействовать друг с другом. Учить детей копировать движения.

  • Речевые: «Писатель-натуралист», «Рюкзак путешественника», «Какой бывает вода?», «Подскажи словечко», «Помоги реке Сетунь», «Закончи предложение», «Правда или нет?», «Цепочка слов» и др.

Цель: Активизировать мышление, аналитико-синтетическую деятельность, развивать речь. Закрепить знания детей по темам игр, сформировать навык работы в коллективе. Обогащать словарь детей словами-признаками, словами-действиями. Обучать правильному использованию в речи различных лексико-грамматических категорий и предложно-падежных конструкций, правильному согласованию имён существительных с именами числительными и именами прилагательными. Формировать навык выстраивать свой ответ в логической последовательности. Обучать детей слушать друг друга.

  • Дидактические: экологическое лото «Волшебница Вода», «Звук, свет, вода», «Береги живое», «Природа и человек», «Друг природы» и др.

Цель: Изучить явления неживой природы, закрепить знания детей о правилах экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

  • Познавательно-исследовательская деятельность:

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цель: Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах воды, о свойствах льда. Развивать познавательное мышление в процессе исследовательской деятельности. Сформировать понимание у детей о необходимости проведения экспериментальной деятельности для нахождения ответов на вопросы практического характера. Развивать творческое воображение и обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном объеме мнениями. Поощрять использование символики при фиксации результатов опытов.

  • Опыты к проекту:

«Свойства воды. Вода не имеет формы»

- Предлагаем детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной). Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Вопрос: Что произошло со льдом?

Вывод 1: Лед не изменил формы, пока не растаял.

- Предлагаем детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан, пробирку. Предлагаем перелить воду из одного сосуда в другой.

Вопрос: Что мы видим, что мы наблюдаем? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод 2: Лед – это твердая вода и сохраняет форму, а жидкая вода формы не имеет.

«Свойства воды. Вода не имеет цвета»

Показываем детям в прозрачных ёмкостях две жидкости – воду и молоко. Сравниваем данные жидкости по опорной схеме (описательный рассказ). Наливаем в прозрачные стаканы (и молоко, и вода приняли форму стаканов). Далее предлагаем детям опустить в стаканы чайные ложки. Вопрос: Чем отличаются эти две жидкости? В каком стаканчике ложка видна? Почему?

Вывод: Вода прозрачная.

«Свойства воды. Вода не имеет вкуса»

Перед детьми ставим три стакана: с водой, с молоком, с соком. Сравниваем данные жидкости с помощью опорной схемы (описательный рассказа). Предлагаем поочередно попробовать жидкости из стаканчиков.

Вопрос: Есть ли вкус у воды?

Вывод: У воды нет вкуса.

«Превращение в воду»

Приносим с улицы полное ведро снега. Вспоминаем с детьми, как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, он превращается в воду. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Вопрос: Что мы наблюдаем и почему так получилось?

Выводы: Снег тает от тепла и превращается в воду. Снег занимает больше места. Вода принимает температуру окружающего воздуха.

«Как растянуть воду?»

В бутылку наливаем воду и делаем отметку уровня воды, закрываем бутылку крышкой и выносим на мороз. После замерзания уровень льда в бутылке будет больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным уровнем.

Вывод: При замерзании вода как бы растягивается (её объём увеличивается), объем льда больше объема воды. Рассказываем о том, что вода, когда замерзает, может даже разорвать ёмкость, в которой находится, если места для увеличения объёма нет (приводим пример аварий при водоснабжении домов).

«Какой может быть глубина?»

Детям предлагаем измерить глубину условной меркой в емкостях с водой разного размера (тарелка, ковш, маленький тазик, большой таз, ведро). Вопрос: Одинакова ли глубина в емкостях?

Вывод: Глубина может быть разной, чем объемнее емкость, тем больше глубина. Проводим параллель с водоёмами (ручей, пруд, озеро, море и т.д.).

«Пресная или солёная?»

- Детям предлагаем бросить соль в стаканчик с водой (3-4 чайные ложки). Вопрос: Что произошло?

Вывод: Вода является растворителем.

- Детям предлагаем попробовать на вкус воду из стаканчиков: в первом стаканчике пресная вода, во втором – очень соленая (почти горькая).

Вопрос: Какая вода вам понравилась? Как вы думаете, можно ли использовать соленую воду для питья и приготовления пищи?

- Рассматриваем глобус (или карту) и отмечаем места пресной воды и солёной. Вопрос: Какой воды на Земле больше - пресной или солёной?

Вывод: Соленой воды на Земле больше, но ее нельзя использовать, а пресной воды – мало, поэтому ее нужно беречь.

(Справка: на Земле около 80% поверхности покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья).

«Куда исчезла вода?»

- Предлагаем детям утром налить немного воды в мисочки и расставить их в разных местах: на подоконник на солнце, на батарею, в затененное место. Через некоторое время проверяем наличие воды.

Вопрос: Куда исчезла вода?

- По контуру лужи выкладываем веревку в начале прогулки, по окончании прогулки проверяем изменения контура. Вопрос: Почему изменился контур?

Вывод: Вода «высохла», т.е. испарилась. Вспоминаем с детьми примеры испарения воды в быту (высыхание вещей, полотенец, мокрого пола и т.д.)

«Откуда берётся вода?»

- Педагог накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагаем рассмотреть внутреннюю сторону крышки. Вопрос: Откуда на крышке взялась вода?

Вывод: Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из ёмкости и осели на крышке.

- Педагог повторяет опыт, но с тёплой крышкой. Вопрос: Что мы наблюдаем? Почему крышка не мокрая?

Вывод: Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара (процесс конденсации).

«Вода нужна всем»

Берём две горошины. Одну заворачиваем в намоченную ватку и поддерживаем во влажном состоянии (на блюдце). Вторую горошину заворачиваем в сухую ватку и кладём на другое блюдце. Блюдца стоят в равных условиях – на подоконнике. Вопрос: Что произошло?

Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

«Растения пьют воду»

Ставим цветок хризантемы (белого цвета) в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет воды. Вопрос: Что произошло? Как это могло получиться?

Вывод: Растения пьют воду.

«Животворное свойство воды»

- Срезаем на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассматриваем их с детьми. Берём две бутылки и ставим в них веточки. Бутылки должны стоять рядом. Одну из бутылок наполняем водой, другая остаётся без воды. Через некоторое время веточки в бутылке с водой оживут, и на них появятся листочки, веточки из другой бутылки останутся без изменений. Вопрос: Почему так получилось?

- Комнатное растение оставляем без полива на некоторое время (до начала засыхания). Отмечаем с детьми, что происходит с растением. Затем обильно поливаем. Отмечаем как оживает растение. Вопрос: Почему так получилось?

Вывод: Вода дает жизнь всему живому.

«Кому нужна вода?»

Предлагаем детям, используя опорные схемы, определить значение воды в жизни живых существ и человека.

Вопросы: Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет? Нужно ли беречь воду и почему?

Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.

«Как загрязняется вода?»

Опыт проводим на участке детского сада. В тазик с водой помещаем резиновую лягушку, добавляем воды. Оставляем на несколько дней. Фиксируем, что изменений нет, только необходимо подлить воду в тазик. Следующий этап опыта - в этот же тазик льём кока-колу, сок с мякотью, бросаем кусочки хлеба и т.д. Наблюдаем с детьми за изменениями: запах, прозрачность, налёт на игрушке и т.д. Вопрос: Что было бы, если бы лягушка была живая?

Вывод: Для жизни нужна чистая вода.

«Очистка грязной воды»

Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках с чистой и грязной водой. Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет?

Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут.

Педагог берёт стакан с грязной водой и пропускает её через фильтр (угольный). Вопрос: Что произошло?

Объясняем, что фильтры могут быть очень большими, при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах.

Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный проект реализовывался в рамках основной образовательной программы детского сада, с учетом учебного плана для детей старшего дошкольного возраста. Дети стали участниками проекта от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до презентации продуктов проектной деятельности, что отвечает потребности детей самореализовываться в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами. Для внедрения проекта в педагогический процесс мы включили поисково - исследовательскую деятельность во все формы работы с детьми. Такой подход, безусловно, способствовал улучшению организации и проведения экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Мы уверены, что наши воспитанники не только приобрели прочные знания о воде, но и научились наблюдать, сравнивать, задавать и отвечать на проблемные вопросы. Но, самое главное, что полученные знания будут иметь практическое применение. Мы очень надеемся, что наши ребята не только сами не будут загрязнять водоёмы нашего города, но и смогут доступно объяснить другим своим сверстникам, почему этого делать нельзя.

IV. ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург. 2006.
  2. Геккер Йоахим, Научные эксперименты дома. М.: Эксмо, 2012.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002.
  4. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006.
  5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений М. 2003.
  6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. 2004.
  7. Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно. М. 2004.
  8. Мальцева Ирина, Раннее развитие: методика М. Монтессори. М: Азбука, 2010.
  9. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005.
  10. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Авторы-составители Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург. 1995.
  12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2005.
  13. Рыжова Н.А. Волшебница - вода. М. 2005.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРЫ:

  1. Объединенный сайт Дирекций природных территорий «Долина реки Сетунь», «Тропарево» и «Теплый стан». http://setun-oopt.ru/
  2. Сайт МосГид. Реки Москвы и Московской области http://www.mosgid.ru/nature/guides/reki-moskvi-i-moskovskoy-oblasti.html

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Памятка для родителей:

«Много ли мы знаем о воде? Интересные факты для детей и взрослых».

  • Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете. Вода - одна из самых насущных потребностей человека. Важнее только кислород, без которого жизнь просто не возможна совсем. Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а вот без еды можно протянуть почти 3 месяца.
  • К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много.
  • Небольшое обезвоживание организма (около 2% веса - примерно 1,5 килограмма), приводит к неприятным симптомам: потеря сил, усталость.
  • В среднем, по статистике, организм животных и растений содержит более 50% воды. Наш организм на 65-70% состоит из воды.
  • Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.
  • Вода - единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна.
  • Человек за один год потребляет около 60 тонн воды только в процессе питания.
  • Вода обладает наибольшей теплоемкостью в сравнении с существующими в природе жидкостями.
  • В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству.
  • Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.
  • Вода является универсальным растворителем.
  • Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра.
  • Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот.
  • Океан занимает 3/4 от всей поверхности Земли, при этом он является мощным смягчителем Земного климата, постоянно обогревая нижние атмосферные слои.
  • Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.
  • В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура льда минус 60 градусов). Температура льда в Гренландии всего минус 28 градусов, а у Альпийского льда температура 0º.
  • Основную часть пресной воды содержат ледники.
  • Вода в разных состояниях отражает свет по-своему. Например, снег отражает примерно 85% солнечных лучей, а вода только лишь 5%.
  • Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.
  • Праздник Всемирный день воды отмечается каждый год 22 марта.
  • Период 2005-2015 гг. был объявлен Международным десятилетием действий «Вода для жизни».
  • Многие ученые считают, что нет проблемы недостатка воды, а есть проблема ее нерационального использования. Само количество правительственных дотаций, направляемых во всем мире на поддержание приемлемых цен на воду (33 млрд долларов в год), настолько велико, что, если бы эти деньги тратились на создание экономичных систем использования воды, большая часть проблем давно уже была бы решена.

Берегите и рационально используйте воду!

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Сценарий интерактивного экологическо-познавательного праздника

«Мир воды в моём районе»

Программное содержание

Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения водных ресурсов и сокращения биоразнообразия водоёмов района. Расширять кругозор детей в области экологии и охраны природы. Закреплять знания детей о воде, как об одном из главных богатств Земли. Воспитывать любовь к родному городу и району, повышать уровень экологической культуры у детей. Воспитывать дружелюбие, сопереживание.

Методическое обеспечение

  • оборудование: телевизор (или интерактивная доска), детский компьютер-игрушка, детский мобильный телефон-игрушка, цветочный горшок, маленький столик, конверт с письмом, костюмы для персонажей, детская гармошка для Бабы-Яги, сеть для Золотой рыбки, корыто-тазик для Старухи, голубые ленточки или шарфики по количеству детей, плакаты «Сбережём водоёмы района - сбережём воду планеты»
  • материалы: видеофильм «Вода и наш мир», презентация для праздника «Мир воды в моём районе» со звуковым оформлением (звук работающего принтера, голос компьютера, музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка», музыка Клинта Мэнселла «Реквием по мечте»)
  • музыкальное сопровождение: музыка песни И.Николаева «Маленькая страна», музыка М.Дунаевского песен «Я водяной, я водяной» и «Частушки Бабок-Ёжек», музыка А.Рыбникова «Песня черепахи Тортиллы», музыка М.Минкова «А знаешь, всё ещё будет...»

Форма организации детей: групповая.

Оформление зала: часть зала превращена в озеро с помощью голубой ткани, искусственных или сухих камышей, садовых фигур лягушек и цапли, посередине «озера» - задрапированный синей тканью стульчик для персонажа, различный «мусор» для загрязнения «озера».

Персонажи праздника:

Дети: Вовка - три разных мальчика, которые меняются в течение действия, Хоттабыч, Водяной, Тортилла, Баба-Яга, Щука, Старуха, Золотая рыбка.

Взрослые: Ведущие, Зло.

Подготовительная работа: дети заучивают свои роли, тексты песен, вместе с родителями готовят плакаты по теме, свои костюмы.

План

  1. Орг.момент. Просмотр видеофильма.
  2. Основная часть:
  1. нападение Зла на водные ресурсы района;
  2. путешествие Вовки: Хоттабыч, Водяной, Черепаха Тортилла, Баба-Яга, Щука, Старуха и Золотая рыбка, Битва со Злом.
  1. Итог.

Ход праздника

Музыка песни И.Николаева «Маленькая страна». Дети по одному, паре-тройке заходят в музыкальный зал, встают врассыпную и выполняют импровизированные движения с голубыми лентами или/и шарфами. Останавливаются и поют песню на этот же мотив.

Песня: Есть за горами, за лесами Маленькая страна

Там речки с чистыми глазами, там жизнь любви полна

Мне час свиданья предназначен в водной моей стране

Там ждут меня другие сказки на голубой волне.

Маленькая страна, Маленькая страна

Там ждут меня другие сказки на голубой волне…

Выполняют несколько «прощальных» движений лентами (шарфами) и садятся на стульчики.

Ведущий 1 (рассказчик):  За высокими горами, за дремучими лесами

На пригорке у реки жили-были мы одни.

Жили в счастье, не в печали у реки рассвет встречали

В речке Сетунь умывались, и с неё родной питались.

Демонстрация видеофильма «Вода в нашем мире»

Ведущий 2: Мы все знаем, что такое вода.

Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана, и все это – только вода.

Демонстрация видеофильма «Вода в нашем мире»

Ведущий 2: Дорогие ребята! Вы посмотрели видеофрагмент о её Величестве Воде! Увидели и вспомнили все многообразие форм ее существования, ее огромное значение в жизни нашей планеты и в жизни человечества. Об этом и многом другом мы говорили с вами в ходе работы над проектом.

Ведущий 1:   Много лет уже прошло, и напал на речку мор,

И теперь у нашей Сетуни нету даже комаров.

Посчитай, уж сколько лет, в нашей речке рыбы нет.

А попьёшь её водички, так не мил и белый свет.

Звучит тревожная музыка Клинта Мэнселла «Реквием по мечте», на сцене появляется ЗЛО в чёрной одежде и танцует.

Зло.  Посмотрите на меня, я - ваше Зло в природе

Я и в речке, и в пруду, и на море тоже.

Засоряет водоёмы человек беспечно. Погибает всё живое, ведь ничто не вечно.

Расплывайтесь пятна нефти по морским просторам.

Задыхайтесь все вокруг, гибни всё живое! Зло уходит.

Ведущий 1. Сказка это или быль… Но, жил в городе Москве в районе Ново-Переделкино мальчик по имени Вовка. Был он обычным ребёнком, ходил в старшую группу детского сада.

Вовка №1 ходит по сцене, держится за голову, сокрушённо говорит

Вовка: Сколько дел, проблем, забот, столько всего навалилось: на выставку поделку сделать – это раз; задание логопеда подготовить – это два, да ещё мама целый список дел оставила… Как всё сделать, где бы мне найти «исполнитель желаний»? Надо залезть в Интернет, может быть, там что-то найду.

«Включает» игрушечный компьютер. Компьютер начинает издавать звуки.

Компьютер (презентация): Вас приветствует поисковая система «Рамблер». Что будем искать?

Вовка №1: (набирает на клавишах). И с п а л н и т е л ь  ж и л а н и й.

Компьютер (презентация): Запрос непонятен, исправьте ошибки.

Вовка №1: Хорошо, хорошо, сейчас исправлю, а ты, не тормози, ищи давай! Исполнитель желаний. Компьютер (презентация): По вашему запросу найден один сайт. Открыть?

Вовка №1: Открыть!

Компьютер (презентация): Реклама: Интернет-магазин предлагает «цветок исполнения желаний». В короткие сроки, быстро и точно исполнит все ваши желания. Будете брать?

Вовка №1: Конечно, буду!

Нажимает кнопку, «компьютер» издаёт (в презентации) звук работающего принтера и «выдаёт» конверт.

Вовка №1: (восхищённо). Вот это сервис! (Открывает конверт, озадаченно): Где же цветок? А вот здесь что-то есть (Достаёт конверт, начинает читать):

ИНСТРУКЦИЯ по выращиванию цветка желаний. (Разочарованно). Так его ещё и вырастить надо! Ну, да ладно, делать нечего, попробую. Взять горшок, насыпать землю, положить прилагающиеся к инструкции семена, полить живой водой. Через 2 минуты цветок вырастет и исполнит ваши самые заветные желания.

Вовка №1: Где взять живую воду? А-а-а, из крана подойдёт. Поливает, ждёт 2 минуты. Цветок не вырастает, Вовка возмущён. А-а-а, обманули, в суд подам!

Компьютер (презентация): Не надо в суд! Сейчас пришлём эксперта!

Звучит современная восточная музыка, появляется Хоттабыч

Вовка №1: Ты кто?

Хоттабыч: Я – Гасан Абдурахман ибн Хоттаб – старший менеджер Интернет-магазина. Какие у Вас проблемы?

Вовка: Да вот, цветок не растёт!

Хоттабыч: (оглядывает со всех сторон горшок, принюхивается, пробует что-то на зуб): Всё понятно! Ты полил волшебный цветок водой из-под крана.

Вовка №1: А где взять живую воду?

Хоттабыч: Живая вода - это чистая вода, желательно из водоёма. У вас в районе есть водоём? Иди к нему. Вот тебе мобильный телефон-переместитель. Нажмёшь на кнопку, окажешься в нужном месте. А я пошёл! Хоттабыч уходит.

Вовка №1: есть у нас водоём - река Сетунь называется, а ну-ка отправлюсь к ней. Нажимает кнопку на телефоне, звучит музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка».

Ведущий 1: Перед Вовкою - река. А у берега сидит кто-то странный на вид: Весь прозрачный, как вода, Но есть руки, голова.

Водяной сидит, поджав ноги, понурившись.

Вовка №2: Эй, представься, кто такой?

Водяной. Представляюсь - Водяной! Поет песню на музыку М.Дунаевского.

Я водяной, я водяной. Поговорил бы кто со мной.

Уж нет моих подружек – пиявок да лягушек.

Эх, жизнь моя, жестянка…Да ну её в болото!

Живу я как поганка А плавать мне, да в чистоте, да в чистоте охота.

Вовка №2: Ба-а, да ты настоящий Водяной! Ты- то мне и нужен! Есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно ты пришёл, посмотри, вся вода мёртвой стала!

Звучит тревожная музыка темы Зла.

Водяной: Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор, а я …

Грязь из речки выношу, страшно грязь не выношу:

Железяки, склянки, банки. Даже пушки, даже танки

Под водою нахожу, Тяжело, но я тащу.

Трудно стало жить в реке. Ах, судьба моя жестока,

Негде спрятаться от стока. Норовит любой завод

Сбросить стоки в бездну вод. Грязь из труб течет рекой,

Нарушает мой покой. Негде мне воды напиться,

Лучше сразу утопиться! В речке чистой поживал

И ни капли не скучал, А теперь тут жизнь угасла

Из-за грязи, из-за масла.

Водяной. Нет здесь живой воды, ищи её в другом месте

Вовка №2: Я найду живую воду, вернусь, и твоя река оживёт. А сейчас мне надо спешить. Может выше по течению вода в Сетуни чище? Нажимает кнопку на телефоне, звучит музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка».

Черепаха Тортилла: Сидит в кресле, поёт под музыку А.Рыбникова

Затянулось бурой тиной гладь старинного пруда,

Ах, была как Буратино, я когда-то молода

Был наш пруд на диво чистым, и кувшинки в нём росли,

Рыбки плавали, играли, и вокруг цветы цвели!

Пролетели годы быстро, наступил уж новый век

И открытий много сделал современный человек.

Поливают люди ядом, все, что на полях растёт,

И с дождями эта гадость под землёй в мой пруд течёт! Звучит тема ЗЛА.

Вовка №2: Здравствуй, черепаха! Пришёл я к тебе за живой водой, но вижу и здесь мне не найти её. Не знаешь ли ты, где её искать.

Черепаха: Поищи чистую воду в морях, может они ещё не загрязнены.

Вовка №2: Я обязательно найду живую воду, и тогда твой пруд оживёт! Нажимает кнопку на телефоне, звучит музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка».

Ведущий 1. Попал Вовка неведомо куда. Под ногами не синяя вода моря, а мёртвая засохшая, потрескавшаяся от сухости земля. Вдруг, над ухом говорит кто-то голосом визгливым. Не был Вовка наш трусливым, но от голоса он враз белый приобрел окрас.

Вовка №3: Это, что еще за жуть.

Ведущий 1: Глазом не успел моргнуть, перед ним, смеясь предстала, бабушка и вновь сказала.

Баба Яга: Ты, милок, меня не бойся. Бабка-Ёжка я простая. И совсем, милок, не злая.

Вовка №3:  Вот, ты хитрая Яга. Напугала  ведь меня.

Неужели здесь живешь? Что ты ешь, и что ты пьешь?

Баба Яга:

Да, сынок, не говори. Хуже нет моей земли.

Раньше клюкву соберу, и пиявкой закушу.

Из осоки выжму сок. А сейчас какой уж прок...

Баба Яга поет песню на музыку М.Дунаевского

Растяни меха гармошка. Эх, играй, наяривай!

Пой частушки, Бабка-Ёжка, пой, не разговаривай.

Шла лесною стороной, вдруг народ идёт гурьбой,

Ягоды собрали, мусор не убрали. Повернула я домой,

Топчет всё народ за мной: страшная картина, что за чертовщина.

Вовка №3: Куда же мне отправиться? Попробую я вниз по реке Сетунь спуститься.

Нажимает кнопку на телефоне, звучит музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка». Щука лежит на берегу, еле дышит.

Щука: Не купайся, не пей воды, погибнешь.

Вовка №3: Что с тобой случилось? Звучит тема ЗЛА.

Щука: Сама не знаю. Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появился монстр на берегу моей реки. Коптит небо своими трубами, сливает свои отходы в воду. Всё живое погубил.

Вовка №3: Мне вода живая нужна.

Щука: Не найдёшь ты её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она царица морей и океанов. Может она тебе поможет!

Вовка нажимает кнопку на телефоне, звучит музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка». На берегу сидит старуха у разбитого корыта.

Вовка №3: Здравствуй, бабушка!

Старуха: Здравствуй, милок!

Вовка №3: А не подскажете ли мне, как найти золотую рыбку?

Старуха: Возьми, невод, касатик, забрось его в море. Может, и поймаешь рыбку золотую, давно я её не видала! Попроси у неё для меня новое корыто, а то старое совсем прохудилось!

Вовка №3: Хорошо, бабушка! Вовка берёт невод и закидывает его в море. Вытягивает Золотую рыбку

Вовка №3: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. ЗЛО поселилось здесь большое! Звучит тема ЗЛА. Тонким маслянистым слоем разлилось зло по поверхности воды, покрыло большие пространства. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою.

Всё в природе изменилось: лес, стоящий на воде,

Загнивает на корне. Речка сплошь покрыта тиной,

Воду стало пить противно. Что же делать, как же быть? Как назад всё возвратить?

Вовка №3: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, не дам погубить всё живое! Выходи ЗЛО, давай встретимся с тобой в открытом бою!

Сражение Вовки и ЗЛА. Замедленное действие. Зло отходит в сторону, пятится назад и убегает.

Вовка №3: Мы ещё встретимся с тобой. Делать нечего, придётся возвращаться домой ни с чем.

Вовка нажимает кнопку на телефоне, звучит музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка». Появляется Хоттабыч.

Хоттабыч: Ну, как, нашёл ты живую воду?

Вовка №3: Нет, не нашёл, всю воду в нашем районе и даже в море отравило Зло, и я не смог его победить!

Хоттабыч: Зло нельзя победить сразу, и ты один с ним не справишься! Мы объединимся.

Вовка №3: (обращаясь в зал): Давайте все вместе бороться со Злом, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой...

ИТОГ. Ребенок: (читает стихотворение, остальные дети выходят в зал, держат плакаты)

Ты, человек, люби природу, хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши.

Она твой давний, добрый лекарь, она союзница души.

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна.

И помни истину простую нас много, а она одна.

Дети с плакатами произносят слова в защиту воды:

 - Не загрязняйте реки и озёра!

 - Не бросайте мусор в реки!

 - Не оставляйте отходы на берегу!

 - Закрывайте краны! И т.д.

Ребенок: Смею Вам я доложить - без воды нам не прожить.

Все . Берегите воду дети, коль хотите жить на свете.

Ребенок: Пусть на Земле не умирают реки, пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки студеная и вкусная вода.

Все дети и герои поют песню на музыку М.Минкина «А знаешь, всё ещё будет...»

Земля - это общий дом,

Где дружно мы вместе живём,

И чтобы сберечь красоту его,

Нам нужно объединиться.

Мы в доме своём хозяева

И помнить об этом надо нам

В ответе за всё живое мы

На нашей планете маленькой.

ПРИПЕВ: Вот она летит такая

Маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт, всё ещё людям верит!

Вот она плывёт сквозь полночь,

Всех людей зовёт на помощь,

Чтоб моря, океаны и реки,

Стали чистыми и голубыми:

Чтобы в них было больше рыбы,

Чтоб на полюсе жили пингвины,

Чтоб киты по волнам ходили

И дельфины играли с нами

ПРИПЕВ: 

Ведущий 2.

Мы в ответе за нашу планету. Но, беречь планету нужно, начиная с собственного дома, с реки, с леса, с парка, которые находятся рядом с вами. Помните и не забывайте об этом. А наша история подошла к концу. До новых встреч!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «мы на луг пойдем»

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Мусорная проблема огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся   в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невер...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Битва под Москвой"

Данный проект был подготовлен ко дню празднования 75летия Победы над фашисткой Германией....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Москва»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, России. ...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Дети за раздельный сбор мусора!»

Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами.Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно с...