Конспект второго занятия-знакомства с технологией ТРИЗ, методом "Моделирования маленькими человечками" (составление схем)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Вторая часть знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирования маленькими человечками"). В данной части ребята продолжают знакомство с методом, учатся составлять схемы предметов и веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konspekt_zanyatiya_postoenire_shem_metodom_mmch.docx873.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Конспект занятия – знакомства с технологией  ТРИЗ,

 метод «Моделирования маленькими человечками»  

Составление схем с помощью условных изображения МЧ веществ.

                                                                    Воспитатель И.Г. Яншаева

2022

 

Цель: ознакомление дошкольников с методом моделирования маленькими человечками через игровую ситуацию.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить применять моделирование маленькими человечками при решении логических задач.

2. Обобщить знания детей о свойствах предметов.

Развивающие:

1. Развивать интерес к моделированию.

2. Развивать логическое мышление, творческое воображение.

Воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Оборудование: письмо, карта, иллюстрации (чашка с чаем, остров в океане, воздушный шар, земля с рекой, стул), схемы маленьких человечков, фишки.

                             Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила письмо, в котором жители острова в океане нас с вами просят о помощи. Им нужно найти свои сокровища, которые у них забрали и спрятали пираты. Пиратов они выгнали с острова, но те не признались, куда спрятали сокровища. Здесь есть и карта со схемой, где рассказывается, где этот клад находится. Пираты научились делать непонятные схемы и прячут украденные сокровища очень ловко.

Ого, ребята, кажется я поняла, что здесь зашифровано. Но, я хочу, чтобы вы сами догадались об этом. Помните, я рассказывала вам о маленьких человечках твёрдого вещества, жидкого и газообразного? МЧ твёрдого вещества крепко держатся за руки, не любят шевелиться, поэтому твёрдые вещества имеют определённую форму (обратить внимание на фишки, где изображены МЧ с расставленными руками).

МЧ жидкости не имеют определённой формы, они слегка касаются друг друга (обратить внимание на фишки, где изображены МЧ с опущенными руками).

 МЧ газообразные всё время в движении, летят (фишки, где изображены бегущие МЧ газа).  (Образцы на рисунке 1, в приложении)

А сейчас я попрошу вас посмотреть на картинку (картинка на слайде) и мы составим схему на доске, знаете ли вы, что такое схема? (Схема — это изображение объекта в главных чертах при помощи условных знаков.)  Перед вами рисунок.

1. Слайд -  рисунок воздушного шарика.  

2. Слайд - остров в океане

3. Слайд - кружки с горячим чаем.

Показываем пример, как делать схемы, комментируем процесс.

(Образцы на рисунке 2, в приложении)

   Я предлагаем вам взять фишки с изображением МЧ и самим построить схему того предмета, которое изображено на картинке (картинка с изображением стула). А теперь следующая картинка (земля и бегущая по ней река). (Образцы на рисунке 3, в приложении).

    Хорошо, вы прекрасно справились.

Физкультминутка:

Ну а мы продолжаем и сейчас представьте себя пиратами, а я буду капитаном! Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять его приказы:

Лево руля! - все бегут к левому борту

Право руля! - все бегут к правому борту

Нос! - все бегут вперед.

Корма! - все бегут назад.

Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.

Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.

Пушечное ядро! - все приседают.

Капитан на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно".

Отлично,  мы отвлеклись, но нам нужно помочь жителям острова, прошу вас пройти за столы, и продолжим разбираться в построении схем.

1.Посмотрите на готовую схему и предложите варианты, что бы это могло быть? (Например, схема воды и мяча на её поверхности и т.п.)

2. Посмотрите на готовую схему и предложите варианты, что бы это могло быть? (Например, схема земли и лужи на ней и т.п.).

(Образцы на рисунке 4,  в приложении).

 Ну, а теперь посмотрите на схему, где зашифровано, куда спрятали сокровища.

(Показываем схему, расшифровываем (схема сделана МЧ – море, суша, река, гора, дерево – под деревом и т.п.). (Примерный бразец на рисунке 5, в приложении).

 Пишем письмо с объяснением, что обозначают значки на карте.

 Молодцы, ребята, вы справились с таким сложным заданием.

  Итог

- Что сегодня показалось самым трудным?

- С какими заданиями успешно справились?

 

  Приложение

   Рисунок № 1

Рисунок №2

1. Схема  воздушного шарика

2. Схема острова в океане

3. Схема кружки с горячим чаем

Рисунок № 3

1. Схема стула

2. Схема реки на земле

Рисунок № 4

1. Схема мяча на воде (либо спасательного круга на воде; шарика с воздухом на воде и другие возможные варианты)

2. Схема лужи на земле ( либо жидкость, пролитая на поверхности стола; вода на подносе, либо другие подходящие варианты)

Рисунок № 5

Примерная карта (Внизу кромка воды, предположим, что это океан. Выше идёт суша - МЧ твёрдого вещества. Слева на карте мы видим

опять МЧ жидкости, возможно это река, от неё делаем 5 шагов до чего-то высокого (возможно это дерево), крестиком обозначен скорее всего клад)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"

С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и раз...

Использование технологий ТРИЗ (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработанный тризовцами ещё в середине 80-х годов, достаточно популярен и эффетивен в работе с дошкольниками, особенно старшего возраста. В представл...

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

Конспект открытого занятия «Знакомство с железной дорогой, поездом» во второй младшей группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68» Конспект открытого занятия «Знакомство с железной дорогой, поездом» во второй младшей гр...

Конспект занятия с использованием элементов технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»

Конспект занятия с использованием элементов  технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»...

Конспект первого занятия-знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирование маленькими человечками")

Знакомство детей с методом "Моделирование маленькими человечками". Доказываем существование МЧ....

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятияс использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок»....