Краткосрочный проект в старшей группе « Здравствуй, гостья Зима»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект «Здравствуй, гостья Зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_st._gr._zimushka-zima_.docx55.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области

Краткосрочный проект

 в старшей группе « Здравствуй, гостья Зима»

Образовательная область:

познавательно - исследовательский

Руководитель  проекта:

                                                                            Сунчакова Ирина Викторовна                                                                              

                                                                         Воспитатель высшей категории                                                                  

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

2022 год 

1.Содержание

  1. Пояснительная записка.    Название проекта

1.2 Цель

1.3 Задачи

1.4 Интеграция образовательных областей

1.5 Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

1.6 Планируемые результаты

1.7 Вид проекта  

1.8 Состав участников

1.9 Планируемое время на реализацию проекта по этапам

1.10 Итоговое мероприятие

1.11 Описание продукта, полученного в результате проекта

1.12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

2. Сценарий совместной деятельности по решению задач

3. Список литературы

  1. Пояснительная записка

Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.

Название проекта: «Здравствуй, гостья Зима»

Проблема:

Актуальность.

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Здравствуй, гостья Зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

  1. Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

1.3 Задачи:

Расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе зимой; Развивать коммуникативные способности; развивать память, мышление, внимание; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, воображения, умению замечать изменения в природе; развивать умение регулировать своё поведение; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение восхищаться красотой природы;

укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.

1.4 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

1.5 Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

1. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

2. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

3. Непосредственная образовательная деятельность.

4. Рассматривание иллюстраций, открыток.

5. Использование и просмотр презентаций: «Зима» (ноутбук).

1.6 Планируемые результаты: 

Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

Определяет признаки зимнего времени года;

Может поддерживать беседу о птицах, сопровождая эмоциональной речью;

Интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование «Деревья в снегу», аппликация «Снеговик», конструирование из бумаги «Снежинка»);

Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

С интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования

  1. Расширен кругозор детей  о зиме, её признаках, как о времени года.
  2. Поднят уровень информированности и интереса родителей на тему «Зимняя пора».
  3. Участие в жизни группы родителей: фотовыставка «Зима пришла».
  4. Поднять интерес к совместной работе  детей и родителей.
  1.  Вид проекта: познавательно – исследовательский.

1.8 Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, родители.

1.9 Планируемое время на реализацию проекта по этапам: краткосрочный; с 01.12.2022 –29.12.2022 г.

1.10 Итоговое мероприятие:

Праздник совместно с родителями «Новый год в лесу»

1.11 Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • 1. Детские рисунки на тему «Зимушка - хрустальная»,
  •  выставка творческих работ на тему «Зайчик-символ года».

1.12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Художественная литература, картины, альбомы, иллюстрации по теме, дидактические игры, ноутбук, аудио и видеозаписи, материалы для творческой работы детей, атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Формы реализации проекта:

  • Совместная творческая деятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Составление рассказов, чтение стихотворений, художественных произведений.
  • Тематические занятия.

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Проектная карта

Этапы реализации проекта

Виды деятельности

Содержание и цель

Сроки

Дата реализации

Подготовительный

(поисковый, аналитический)

Информирование родителей о предстоящей деятельности. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта. Заинтересовать детей в проблеме при помощи доступных средств: диалогов, бесед, игр, чтения литературных произведений, сбора информации.

Подготовить необходимый материал для проекта(подбор методической, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме; подготовка материалов для продуктивной деятельности; подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности).

01.12.– 06.12.

Основной

(практический)

1.Беседа  «Первые признаки зимы»

2. Д/и «Ёлочки в зимнем лесу».

3. Д / игра «Когда это бывает?»

4. Работа в библиотеке «Здравствуй, книжка!»: отгадывание загадок: о зиме и зимних явлениях природы, дереве, ёлке.

5.Рассматривание альбома «Зимний лес».

6. Чтение  С.Маршака   «Двенадцать месяцев».

7. Опыты: «Свойства снега», «Каким бывает снег?

 

1.Знакомство детей с «Зимние явления в природе», «Снег и его свойства».

2. Д/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.), «Подбирай, называй, запоминай», «Из чего -какой?» (горка из снега-снежная и т.д.).

3.Проведение опытов  «Почему снег мягкий?», «Почему снег греет?»

4.Лепка снежинок, вырезывание снежинок.

5. Чтение стихотворения А. Пушкина «Волшебница-зима».

 

 

  

1. Разговор: «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу».Презентации.

2. Чтение и рассматривание книг о зиме: В.Брюсов «Первый снег» Э.Успенский «Проказы старухи зимы» Зверев «Воробьиное бюро погоды».

3. Д/и: «Когда это бывает?», «Доскажи словечко», «Снежные слова» .

4. Изготовление Новогодних игрушек.

5. Чтение сказки В.Бианки «Кто как зимует?».

6. Рисование карандашами «Кто как зимует?».

 

1. «Письмо из зимнего леса»

( экологическиая викторина)

2. Оформление масок  животных и птиц.

3. Беседа «Зимующие и перелетные птицы», « Зачем нужно зимой помогать  птицам».Презентация.

4. Рассматривание   альбомов, иллюстраций на тему: «Зимние мотивы»  (репродукции картин русских художников),«Сказки леса».

5. Д/и  «Где чей хвост», «Где чей след», «Найди по следу».

6. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»

7. Обогащение материалами игры

«Мастерская Деда Мороза»

 

1. Разговор:  «Осторожно! Зимние травмы»

2. Изготовление цветных льдинок.

3. Беседа  «Как заботиться о здоровье зимой».

Д/и  «Найди такую же снежинку»,  «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).

4. Рисование на тему « Зима».   

5. П/и «Два Мороза».

6. Чтение   В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка».

7. Игровые ситуации

«Не идется и не едется, потому что гололедица»

 

 1. Беседа: «Праздник Новый год»;

 Просмотр иллюстраций «Новый год в разных странах».

2. Д / игра «Какая елочка?», «Сколько на елочке шариков цветных». Беседа 3. 3.«Снег кружится, летает…». Рассматривание форм снежинок.

4.Рисование декоративное  « Волшебные снежинки».

4. Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович».

5. Слушание: П.И. Чайков-ского «Щелкунчик»;

«Новогодняя  полька» А. Александрова.

6.Опыт №5. Ледяной дом.

7. Кукольный театр «Новогодние превращения».

 

 

1. Разговор  «Новый год в других странах».

2. Рассматривание книг новогодней тематики

3. «Новогодний карнавал» (свободное рисование национальных костюмов разных стран).

4.Презентация

В канун встречи Нового года. Новый год  шагает по планете

5.Организация «Птичьей столовой».

6. Конструирование из снега: сооружаем лабиринт.

7.Отгадывание загадок из   сундука Деда Мороза.

8.Дидактическая игра «Что в мешке Деда Мороза?»

9. Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

 

 

 

 

Познакомить со стихотворением, способствовать восприятию чувства к прекрасному, интерес к художественному слову. 

Расширение представлений детей о простейших связях в природе.

Развивать логику, мышление, умение составлять связный рассказ, устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие мелкой моторики рук, речевого аппарата.

Формировать представления о зимних изменениях в природе.

Учить делать выводы и умозаключения.

Учить внимательно слушать произведение, следить за сюжетом.

Учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней.

Формирования у детей музыкально-эстетического представления звуков природы.

Упражнять детей в классифицировании предметов по определенному признаку, учить употреблять в речи обобщающие слова.

Учить отвечать на простые вопросы во время обсуждения, активизировать речь детей, называть предметы одежды, способствовать запоминанию последовательности одевания, развивать внимание, речь, общую моторику.

Распространение педагогических знаний среди родителей.

С помощью небольших видео фильмов просмотреть, как с наступлением  зимы происходят изменения в  жизни животных.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость, любование картиной весенней природы.

Учить детей различать взрослых животных, их детенышей; развивать мышление, речь, словарный запас.

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Познакомить детей со стихотворением.

Учить называть признаки времен года

Привлекать детей к наблюдениям за природными явлениями, разнообразить игровую деятельность детей с помощью игр с султанчиками.

Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Учить детей  внимательно слушать литературное произведение.

06.12.- 09.12.  

12.12-16.12.

19.12.—23.12.

26.12.—29.12.

Заключительный

Итоговое мероприятие: УТРЕННИК «ЧУДЕСА ПОД НОВЫЙ ГОД». Выставка детского творчества.

Вызвать положительные эмоции у детей, радость от проделанной работы.

02.04.2021 г

3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Мозаика-Синтез,  2010

1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.

2.Книга для чтения в детском саду и дома:  5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.

3.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

4. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис – пресс. 2002.

5.С Новым годом. Для чтения родителями детям. - М.: Дрофа - Плюс, 2010. - 80с.

  

Приложение №1

Пословицы и поговорки о зиме.

·         Как зима не злится, а весне покорится.

·         Зима без снега — лето без хлеба.

·         Год кончается, а зима начинается.

·         Снегирь прилетит — о зиме известит.

·         Зимой морозы, а летом грозы.

·         Зима — не лето, в шубу одета.

·         Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

·         Два друга — мороз да вьюга.

·         Зима лето пугает, да все равно тает.

·         Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

·         Чем крепче зима, тем скорее весна.

·         Снег глубок — год хорош.

·         Живет и такой год, что на день семь погод.

·         Зима спросит, что твое лето приносит.

·         Осень богата хлебом, а зима снегом.

·         Зимний денек — воробьиный скок.

·         На Новый год день прибавился на заячий скок.

·         Готовь зимой телегу, а летом сани.

·         Береги нос в большой мороз.

·         Мороз невелик, да стоять не велит.

 

Приложение №2

  Детские загадки о зиме.

  Опять метели, непогода, 
И снова снега кутерьма. 
Но по душе нам время года 
С морозным именем:   (зима). 

Падают снежинки, 
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам  пришла ... ! (Зима) 

Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.   (Зима.)

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается?  ( зима )

Наступает  Белый сон...
Всё покроет  Белым он -
И деревья, И кусты,
И деревни, И мосты.
Каждый город, Каждый дом
Спит Под белым  Полотном.       (Зима )

Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем:    (зима). 

 В. Стручков                                                                                                            Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла    (Зима.)

Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.  (Зима.)

 У Хозяйки сто забот
Накопилося за год.
Пришла, взмахнула рукавом
И стало всё белым - бело.
Лежат снега по всей округе,
А в рукаве метели-вьюги.
Для всех рассыпала снега.
Дома как белые стога.
Чернеет лес и гладь реки
Уже изрезали коньки.    (Зима.)

Пришла вслед за туманами.
Туманами - обманами.
Только было сыро - блёкло,
А уже в узорах стёкла.
И окутал шумный град
Леденящий, стойкий хлад.    (Зима.)

Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.  (Зима.)

 
Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.   (Зима.)


Дышит хладом.
Гордится нарядом
Из пушистого снега -
Ледяная нега.       (Зима. 

Г. Таравкова
На дворе трещит мороз,
Он кусает больно нос,
Снег на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Праздник Новый Год идёт,
Детям радости несёт,
Угадайте время года,
Что с  холодною погодой,
День короткий,ночью тьма,
На дворе стоит ...    (Зима.)

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок   (наст).

 

Закрутил буран снега –
Начинается    (пурга).

Пурга... и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется   (поземка).

А. Алферова

Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.        
(Вьюга)

Н. Родивилина

По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути -
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это...    (вьюга)

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…      (мороз)! 

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ...   (Мороз)

Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?     (Мороз.)


По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.      (Мороз)


Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.       (Мороз.)

 

В. Стручков

Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый        (Мороз.) 

Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка       (Мороз.)

Кусает словно пёс.
На  стекле пушистый хвост.    (Мороз.) 

Стеклянный Кот
По лужам идёт.
Стеклянит лужи
Дыханьем Стужи.     (Мороз.)

 Узорами пишет,
А грамоты не разумеет.    (Мороз.) 

Звонкий мастер Холодей
Вымостил всю реку
Без пилы и без гвоздей
В помощь человеку.     (Мороз.)

З. Полежаева 

На холсте окнА зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки.

 Одеяло белое не руками сделано. 
Не ткалось и не кроилось, 
С неба на землю свалилось.     (Снег)
 

Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.   (Снег)    

Хлопок с неба повалил
Землю зябкую укрыл.      (Снег)

 

Ю. Алешин

Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял   (Снег)
                           

В. Стручков

Из дырявого Мешка
Наземь падает Мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу.     (Снег)

Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой    (Снег)

Зимой лежит.
Весной бежит.   (Снег)

Упала Вата на поля
Вся белёшенька земля.    (Снег)

Плывут Тучи бородаты.
Борода из ваты.
Зимою ваты
Полно у хаты.
В руки взял - расстаяла.
Мокрый след оставила.
От ваты ничегошки
Мокрые ладошки.   (Снег)

Белое Одеяло
На город упало.
Стоят дома и замки
Полные гордой осанки
В белых шапках.
Цветочные клумбы -
В белых охапках!     (Снег)

Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны.   (Снег)

 Лежит Шуба
Всем люба.      (Снег)

Вся земля укрыта Ватой
Урожаев жди богатых.    (Снег)

 И. Дарнина

 Словно бабочка кружится
И на землю спать ложится.
Он холодный и пушистый,
А на солнышке искристый.

 

Г. Таравкова

 

Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний...      (Снег)

 

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.     (Лед)

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?   (Лед)

Лежит Хрусталь
Зимний Царь.   (Лед)

Ю. Алешин

Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем    (лед).

Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный     (лед).

Г. Таравкова

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...      (Лёд.)

 С. Мельников

 Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…    ( лёд)

Приложение №3

 Стихи о зиме.

 

Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт

 

 

Приложение №4

Опыты.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

       Светло-пушистая                  Дорогой бурною

       Снежинка белая,                   Легко проносится,

       Какая чистая,                        Не в высь лазурную,-

Какая смелая!                      На землю просится…

                          Лежит пушистая,

                          Снежинка смелая,

                          Какая чистая,

                          Какая белая!

 На основе  наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта.  Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.

 

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон.  У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети  видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать

 

 опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям  вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

 Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему?  Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

                 Скрип шагов вдоль улиц белых,

                 Огоньки вдали;

                 На стенах оледенелых

                 Блещут хрустали.

                 От ресниц нависнул в очи

                 Серебристый пух,                

                 Тишина холодной ночи

                 Занимает дух.

 

                 Ветер спит, и всё немеет,

                 Только бы уснуть;

                 Ясный воздух сам робеет

                 На мороз дохнуть.

При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.

 Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.

Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и  внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько  минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба  защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз  не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

 

Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:

                 Снег пушистый лёг на ветки,

                 У крыльца играют детки:

                 Лепят бабу под окном,

                 Дружно катят снежный ком.

Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).

 

Опыт №5. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда  постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.

 

Опыт №6. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо  заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой.  Когда  всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

 Опыт №6. Ледяной секретик

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся  на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).  

Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как  лёд прозрачный.  Предлагает достать  записку  из-под  льда.  Дети отламывают кусочки льда, и  выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

                 Стоят деревья в инее –

                 То белые, то синие.

                 Столбами синеватыми

                 Стоят дымки над хатами.

                 И всё на свете в инее –

                 То белое, то синее. 

Опыт №7. Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

  ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !

Птицам холодно зимой,

Птицам голодно порой.

Вы, ребята поспешите,

Их бедняжек подкормите.

Крошки, семечки и сало

Вот чего им не хватало.

Ягоды рябины, орехи и пшено,

В кормушки положите,

Сделайте добро!

Сохранить природу, мы можем без труда,

Повесим лишь кормушки у своего окна.

                                Ведь все на свете птицы Нам с тобой друзья!

Подкормите  птиц  зимой,  они  нуждаются в нашей помощи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группы: «Здравствуй гостья зима, просим милости к нам».

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!

Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках; развивать наблюдательность; учить детейобразно мыслить, анализировать увиденное и услышанное, делать определённые выводы; при...

Модель воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группы «Здравствуй, гостья зима»

ЦЕЛЬ: создание условий для расширения представлений детей о признаках зимы, об изменениях в природе....

Модель воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе «Здравствуй, гостья зима»

Создание условий для расширения представлений детей о признаках зимы, об изменениях в природе....

Модель воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группы «Здравствуй, гостья зима»

Создание условий для расширения представлений детей о признаках зимы, об изменениях в природе....

Познавательно-творческий проект во второй младшей группе « Здравствуй, гостья- зима!»

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни, которая привлекает внимание, пр...

Проектная деятельность в старшей группе «Здравствуй, гостья Зима» (лепка снежинки)

Цель проекта:уточнение и систематизация представления детей о зиме, средствами разнообразных видов детской деятельности.Задачи проекта:- Обучающие:Уточнить представление детей о зимних ...