Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Гилаева Миляуша Ильгизовна
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно -исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игры, прогулку, водные процедуры, сон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_avtosohranennyy_1.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Опытно-экспериментальная деятельность

в группе раннего возраста

                                                                                                                                               

                                                                                                Подготовила:

                                                                                          Гилаева Миляуша Ильгизовна,

                                                                                                 воспитатель

                   

2022-2023 учебный год

Сентябрь

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи:

-Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить

ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).

2. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Задачи:

- Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.

- Вызывать радость и удивление у детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с

одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном

(манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит,

предложить найти такую же по звуку.

3. «Чистая и грязная вода». Эксперимент

 Цель: закрепить свойства воды.

Задачи:  

-развивать познавательную активность.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям стать «волшебниками» и сделать воду грязной. Спрашивает их, как прозрачная вода может изменить свой цвет? Используя краску, вместе с детьми окрашивает воду в стаканчиках, как она изменяется. Опускает игрушку-киндер или ложечку в стакан с краской, наблюдают, плавает - тонет. Вывод: в светлой краске – игрушка видна, но не полностью, а в темной игрушку – не видно.

Октябрь

1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать

потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка

(холодная, горячая) .

2. «Чудесный мешочек». Эксперимент

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик,

кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик,

кирпичик).

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети

достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур

вместе с воспитателем.

3. «Что тяжелее?». Опыт

Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде. Оборудование: камни, сухой   песок, банка с водой, песочные часы.

Задачи:

-учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

Описание опыта: дети располагаются вокруг стола педагога. Сенсорное      обследование объектов природы: рассматривание, ощупывание, нажатие. Дети могут бросить камень на пол и услышать его стук, прослушать шуршание струйки песка, звук льющейся воды с последующим их сравнением. Педагог в банку с водой опускает одновременно камень и песок, а дети наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче. После серии опытов можно подвести итог об использовании природных материалов (песка, камней) в быту. Демонстрация песочных часов, игрушек и т.д.

Ноябрь

1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи:

- Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.

- Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая

сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).

2. «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

- Познакомить со свойствами губки.

- Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат

губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губокпомощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

3. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- Развивать тактильные ощущения.

- Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители

различаются.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит,

интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох)

и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

Декабрь

1. «Мы снежинки». Экспериментирование

Цель: Ознакомление детей со свойствами снега.

 В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Задачи: 

- обучать детей навыкам экспериментирования со снегом

- формировать представления детей о свойствах снега

- активизировать словарь детей (горячая, теплая, холодный, липкий, белый).

- развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

 - воспитывать любознательность, активность.

Ход занятия: Послушайте загадку.

Он пушистый серебристый,

Но рукой его не тронь

Станет капелькою чистой,

 Как положишь на ладонь. Что это такое? Снег. Да, ребята снег. Это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду? Нет, снег не слипает? А в теплую погоду снег, какой? Сырой, тяжелый, липкий, влажный. А кто из вас наблюдал, как падает снег в теплую морозную погоду? Хлопьями, отдельными снежинками. Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая. А что будет со снегом в теплом помещении? Снег растает и получится вода. Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

 А как наскучит ей летать,

На землю падает опять " Вода. Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой. Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной? В теплой.

2. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

- Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с

ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

- Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей

интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать

разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и

продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

3. «Цветные льдинки» .Опыт

Цель: В процессе опыта показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Задачи:

-в процессе опыта показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд.      - учить выражать словами свои впечатления, развивать у детей логику, умение делать выводы;

-воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое;

Ход занятия: воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке. Рассмотреть с детьми воду, налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета. Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества. Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают). Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Январь

1. «Знакомство со свойствами льда». Экспериментирование

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами

и веществами(водой); упражнение в переливании воды ложкой.

Материалы: ложки, пиалы с водой окрашенной в 4 основных

цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки,

клеѐнка.

Задачи:

-Учить устанавливать причинно — следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

- Продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда.

- Обогащать чувственный опыт детей.

Ход занятия: Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы -

переливания ложкой окрашенной воды из пиалы в формочку для игр

в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в

конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем

поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед

прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется

наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замѐрзла,

превратилась в лѐд, потому что в холодильнике очень холодно).

Затем воспитатель с детьми достают лѐд из формочек, выносят его на

улицу и украшают им снег на участке во время прогулки.

- Подведение детей к пониманию свойства воды – вода может

замерзать в лѐд, лѐд – это твѐрдая вода.  

2. «Игры с султанчиками». Эксперимент

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация

мышц губ.

Задачи:

- Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

- Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .

- Создание положительного эмоционального настроения.

Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем

султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не

двигаются.

3. «Чудесный мешочек» (по ощущениям). Экспериментирование

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Задачи:

- Развивать тактильные ощущения.

- Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.

- Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети

достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из

ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый

предмет, какой он.

Февраль

1. «Снеговик». Опыт

Цель: В процессе опыта показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Задачи:

-Учить узнавать и давать характеристику свойствам снега.

-Знакомить с первичным навыком проведения опытов.

-Развивать тактильную чувствительность, логическое мышление, познавательную активность, любознательность, стремление к исследованию.

Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают. Что это? (Снеговик), Вы хотите с ним поиграть? Снеговик рассказывает: “Я хотел слепить из снега “пирожки”, но не умею”. Как же помочь нашему Снеговику? Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”). Из чего? (Из снега), где взять снег? (На улице) Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег. “В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?” (Тепло). Показ воспитателя. Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”. Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т.п.). Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком. Самостоятельная работа детей. Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.

2. «Развесим платочки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- Развивать мелкую моторику рук.

- Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью

прищепок.

Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для

куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться

прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти

действия.

3. «Найди по звуку». Экспериментирование

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи:

- Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

- Создание положительного эмоционального настроения.

- Закреплять названия музыкальных инструментов.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с

погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем

что звучит.

Март

1. «Что в пакете?». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи:

- Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

- Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его.

Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

2. «Открываем, закрываем». Опыт

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- Разрабатывать мелкую моторику рук детей.

- Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.

- Повышать эмоциональное настроение.

Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и

т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там

такое.

3. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на

то,что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

Апрель.

1. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:

- Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением,

предметами, от которых они отражаются.

- Развивать смекалку, любознательность.

- Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу

воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

- Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

- Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А

что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он.

Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и

пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

2. «Ветер по морю гуляет». Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц

губ.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.

- Учить различать и самим регулировать его силу.

- Поднятие эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики

сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

3. «Огород на окне».Опыт

Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Задачи:

-Обогащать и расширять представление детей о растениях; учить правильно ухаживать за ними.

-Дать наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

-Развивать познавательные и творческие способности детей.

Ход занятия: Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Май

1. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

- Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на

поверхности воды, другие тонут).

- Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые

шарики – плавают.

2. «Игра с пёрышком». Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Задачи:

- Формировать словарь: части тела.

- Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Оно по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, после вперёд.

По ручке оно до плеча доползает.

И шейку оно очень нежно ласкает,

По ручке другой вниз уползает,

Опять по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, а после в полёт.

Куда полетит? Интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет

Одно и другое немного щекочет.

Но пёрышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

3. «Почему не получился куличик». Опыт

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.

Задачи:

- Познакомить детей со свойствами песка.

-Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.

-Актуализировать интерес к работе с песком.

-Формировать умение сравнивать и делать выводы.

 Описание опыта: Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.  Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики.    При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы

попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».

Проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста"Огород на подоконнике"...

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста:"Знакомство с водой"

Конспект проведения опыта в группе раннего возраста«Свойства и признаки воды» Воспитатель Шмелева А.Л. Цель: познакомить со свойствами воды.Материал: вода, молоко, кусочки льда.Оборудование:...

Опытно - экспериментальная деятельность в группе раннего возраста.

Тема: Опыты с бумагой.Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.Задачи исследования: - Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовател...

Проект "Наш друг - Снеговик" - опытно – экспериментальная деятельность в группе раннего возраста

Опытно – экспериментальная деятельность в образовательных учрежденияхПроект "Наш друг - Снеговик"Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией ...

Картотека/планирование «Опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста».

Картотека/планирование «Опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста»....