Мастер - класс "Неизведанное рядом"
материал по окружающему миру

Габдрахимова Инга Яновна

Мастер класс по познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_inga.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления «Неизведанное рядом»

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

                        Китайская пословица

Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри.

Сегодня, мне хотелось бы представить опыт работы по проекту «Неизведанное рядом» в младшей группе дошкольной образовательной организации.

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети  получают новые представления о живой и неживой природе,  их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем  наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста?

 Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и  развития интеллекта.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Нами был разработан проект «Неизведанное рядом».

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Длительность: долгосрочный

Участники: воспитанники младшей группы №1, педагоги, родители.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  • создать условия для реализации проекта;
  • способствовать развитию познавательной компетенции детей;
  • формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • воспитывать у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

В ходе подготовительного этапа изучили методическую литературу, подобрали литературные произведения, необходимый дидактический материал по теме проекта, подготовили атрибуты для организации самостоятельной деятельности детей.

В группе создан уголок экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов.

При организации работы по экспериментированию использую различные формы:

- организованная образовательная деятельность

- экскурсии

- чтение художественной литературы

- развлечения

- опыты

- экологические сказки

- беседы.

Экспериментирование с воздухом: «Поиск воздуха», «Он в мешке», «Воздух какой».

Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.

Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды («Вижу - не вижу», «Где вода?», «Помощница вода»).

Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Можно ли услышать песок?», «Песок и камешки»).

Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:

- рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

- рассматривание сосулек;

- замораживание воды;

- рисование на снегу цветной водой;

- изготовление цветных льдинок;

- сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;

- наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей  различной ширины;

- рисование на сухом и мокром песке.

Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:

- Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?

- Что будет, если  на деревьях не распустятся листочки?

- Как вы думаете, что случится со снегом в теплой комнате? И т.д.

В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

- развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- систематизация и расширение представлений  детей о неживой природе.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Уважаемые коллеги!

Внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе. Сказка называется: «Путешествие любопытного цыпленка»

Для этого я приглашаю 4 человека.  

Сказка «Путешествие любопытного цыпленка»

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный цепленок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел водоём. Он ему очень понравился. И он подошел к берегу. Припекало солнце, ему захотелось пить. Он попробовал воду - без вкуса; понюхал - без запаха; посмотрел - прозрачная.

Он заметил, что в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Одни были еще в бутонах, другие уже полностью раскрылись. Ваши предположения: «Почему цветы распускались?»

Цыпленок захотел увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку и кусочек пенопласта. С трудом опустив металлическую пластинку в воду. Он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и пенопластом, и с удовлетворением отметил, что они плавают.  

Наконец–то добравшись до кувшинок цыпленок смог увидеть, как распускаются прекрасные цветы.

Переплыв на другой берег водоема, цыпленок сошел на берег, решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще и другие следы, и был в недоумении, чьи же они? По этим следам он успешно вернулся к маме-курице.

Итак, познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия.

Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.

Пример:

Книга

Мудрая, вечная

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь тебя сопровождает

Радость.

Задание:

Эксперимент

Интересный, познавательный,  

Развивает, расширяет, формирует,

Исследовательская познавательная активность детей

Удивление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Удивительное рядом»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:- Расширять знания педагогов о значении эксперим...

Мастер-класс для родителей по экспериментированию "Интересное рядом"

Оксана Карпенко Мастер-класс по экспериментированию «Интересное рядом»Мастер-класс «Интересное рядом».Проведение экспериментов.Воспитатель: Мне очень близка теат...

Мастер-класс для родителей "Неизведанное рядом"

Экспериментальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Удивительное рядом»...

Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...