«Поможем Матушке природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Каратаева Ирина Михайловна

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»

Цель:

  • расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • обобщать представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
  • воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.

Словарная работа: природа, насекомые, рыбы, помощь.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», Изготовление солнышек.

Материалы и оборудование: аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды; камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, макет муравейника, стаканчики, ватные диски, воронки, эмблемы.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Доброе утро, ребята!

В: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям говорим

С добрым утром! Добрый день!  Добрый вечер! говорим.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся и подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

В: Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?

ДЕТИ: Природа — это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.

В: Верно. Кроме того, мы свами тоже часть природы, как и животные, и насекомые, и рыбы, и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

В: Представляете, утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.

(слайд.1)

Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

Матушка природа»

Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

Но, прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Ребята, что нельзя делать на природе?

(Слайд 2)

Д:

  1. Не разрушай муравейники
  2. Не бросай мусор
  3. Не трогай мелких лесных обитателей
  4. Не лови насекомых
  5. Не трогай птичьи гнезда
  6. Не загрязняй водоемы
  7. Не разжигай в лесу огонь
  8. Не рви растения с корнем
  9. Не ломай ветки деревьев
  10. Не рви грибы с корнем
  11. Не уходи далеко от взрослых.

В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке Природе! А помочь нам попросим ветерок. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

(слайд 3)

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

В: Посмотрите, ребята, мы с вами в лесу. А вот и речка, а какая в ней вода? Как вы думаете, рыбкам хорошо в таких условиях?

В: А как вода такой стала? (ответы детей) Посмотрите, что это?

Д: Это завод и свалка.

В: Правильно. А как завод и свалка загрязняют водоемы? (ответы детей). Верно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Д: Перерабатывать отходы.

В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

В.: Да, ребята, а мы можем попробовать очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Захватим с собой воду из речки

В.: Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

Эксперимент «Очистка воды»:

Опыт проводится за «круглым столом».

В.: Приглашаю всех подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду? (ответы детей).

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да). Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели

(слайд 4)

Физкультминутка

Вот мы потрудились, а теперь отдохнём.

Пройдем на ковер и сделаем зарядку!

Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

В: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

(слайд 5)

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится? (Д: Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

В.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

(слайд 7)

– Ой, беда, беда, беда

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

Д/и «Нарисуй дом муравья»

Но ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.

(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ).

В. Отлично, вы замечательно справились!

В. –А теперь пойдём дальше, что-то ещё случилось в этом лесу. Наш путь будет лежать по необычной дорожке. По ней надо не просто шагать, а прыгать по следам. В путь!!

(слайд 8)

(Изображение леса в мусоре)

Посмотрите внимательно.

Часть группы, оформленный как лес — ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель:

Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

— Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).

Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак.

Заключительная часть

В: Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг), давайте закроем глаза и скажем:

«Ветерок подуй сильней, унеси нас в сад скорей»

Открываем глаза, мы с вами в саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а нам опять по электронной почте пришло письмо.

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, чем Вам запомнилось наше путешествие? Я хотела поблагодарить Вас, ребята, за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поможем Матушке-природе"

Экологическое зантие...

«Поможем Матушке природе»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе...

Конспект итоговой НОД природный мир и аппликация в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека....

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (5 – 6 лет) «Поможем Матушке природе»

Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи:образовательные    - обобщение предста...

Интегрированное занятие по экологии "Поможем Матушке - природе"

Цель: расширять представление детей о растительном и животном мире, взаимосвязи человека и природы....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Тема: «Поможем Матушке природе»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группеТема: «Поможем Матушке природе»...