статья Умение видеть и понимать окружающий мир
статья по окружающему миру (средняя группа)

Рахманина Мария Александровна

Умение видеть и понимать окружающий мир полностью ребенку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития.

Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинается целенаправленно формироваться только при участии взрослых. У слабовидящего ребенка из-за зрительных нарушений могут складываться не точные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже  дошкольник с нормальным зрением еще не умеет целенаправленно изучать предмет,  прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойство предмета.

У слабовидящего дошкольника не только отсутствуют эти умения, но он и не умеет имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных (дома, деревья, птицы, и т.д.). Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим. Дети не узнают изображенные в таком виде объекты и из-за этого не могут понять содержание иллюстраций. Трудности узнавание объектов здесь связано еще и с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки при восприятии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_umenie_videt_i_ponimat_okruzhayushchiy_mir.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Умение видеть и понимать окружающий мир

Автор: Рахманина Мария Александровна

ГБДОУ д/с №65 Выборгского района Санкт-Петербурга

Умение видеть и понимать окружающий мир полностью ребенку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития.

Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинается целенаправленно формироваться только при участии взрослых. У слабовидящего ребенка из-за зрительных нарушений могут складываться не точные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже  дошкольник с нормальным зрением еще не умеет целенаправленно изучать предмет,  прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойство предмета.

У слабовидящего дошкольника не только отсутствуют эти умения, но он и не умеет имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных (дома, деревья, птицы, и т.д.). Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим. Дети не узнают изображенные в таком виде объекты и из-за этого не могут понять содержание иллюстраций. Трудности узнавание объектов здесь связано еще и с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки при восприятии.

Поэтому педагоги должны научить ребенка правильно зрительно обследовать предмет, прослеживать его форму, анализировать признаки, выделяя главное, существенные, сопоставлять предметы между собой, но общим и отличительным особенностям.

Не всегда знакомства ребенка с предметным миром следует начинать посредством зрения. Там, где то возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предмета и с помощью осязания, слуха, обоняние, вкуса и т.д. Вначале можно предложить ребенку потрогать объект рукой, провести пальцами по контуру фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязания для узнавания предметов. Очень полезно для развития осязания и игра в «чудесный мешочек», в  который можно положить различные предметы. Ребенок отгадывает на ощупь находящиеся в мешочке овощи, фрукты, игрушки, предметы быта и прочее. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет на ощупь: провести пальцами по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали и так далее.

Включением в процесс всех органов чувств вы будете способствовать их активному развитию и формированию умение детей опираться на получаемую информацию. Вместе с тем это благоприятствует более полноценному использованию недостаточного зрения и его развитию. Участие сохраненных органов чувств в процессе восприятия обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого сможет полнее осознать вкусовые, осязательные и обаятельные признаки объекта.

Все это можно реализовать в игре, так как мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятием.

Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры как: «чего не стало», «кто скорее найдет ошибки в рисунках», «угадай, что изменилось» и прочие. При этом важно, чтобы ребенок не только называл игрушки, смог рассказать подробнее, какая она, где стояла. Это важно для формирования пространственного восприятие и понимание детьми пространственных признаков, таких как: «впереди», «сзади», «рядом», «в середине», «слева», «справа», «около», «между». При этом большое значение приобретает формирование ориентировки на листе бумаги. Дети должны знать, где левая (правая, нижняя, верхняя) стороны названия углов. Для этого можно предложить диктант и: «Нарисовать в левом верхнем углу прямоугольник, в правом верхнем - круг, в левом нижнем - треугольник, в правом нижнем - квадрат». Вначале можно вместо рисования соответственно расположить геометрические фигуры, игрушки. Подобные упражнения учит детей правильно называть местоположения объектов, соотносить конкретный признак с его словесным обозначением.

Надо учить детей рассматривать картинки. Начинать следует с предметных картинок, где изображены отдельные предметы, одежды, игрушки, животные т. д.

Затем можно переходить к сюжетным картинкам, сначала очень простым. Для формирования у детей представлений о композиционные построения рисунка очень полезно использовать различные картинки.

Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить их видеть это явление в сюжетной обстановке. Во время прогулок, играя с ребенком в прятки, вы показываете, что спрятаться можно полностью, когда вы прячетесь за высокий забор, угол дома. Но если спрятаться за небольшое дерево, вас будет частично видно. Все эти действия следует проделать с ребенком в игре в «Прятки». При этом необходимо варьировать задание: «Спрячешься так, чтобы была видна твоя рука (голова, спина и т.д.)».

Время прогулок необходимо использовать для обогащения представлений детей. Здесь имеется возможность наблюдать за погодой, растениями, животными и пр. Необходимо учить детей понимать состояние погоды, взаимосвязь между ее состоянием и жизнью человека, животного и растительного мира.

Важно развивать в ребенке интерес и потребность к познанию окружающего мира. Чем богаче и разнообразней будет слабовидящий ребенок знать, видеть и понимать окружающий мир, тем успешнее он будет затем учиться в школе.

Упражнения и игры, направленные на улучшение и развитие зрительных функций

Процесс формирования качества концентрации, устойчивости и переключения внимания, зрительного поиска, цветоразличения, развития бинокулярного зрения и глазодвигательных функций реализуется с помощью различного дидактического материала, используемого на коррекционных занятиях тифлопедагога и системы специально подобранных игр и упражнений на развитие всех зрительных функций. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения:

  • «Что находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко. Одинаковые ли эти предметы по величине и почему»;
  • «Составь целое из частей»;
  • «Обведи по контуру и раскрась»;
  • «Проследи взором за движением лучика фонаря»;
  • «Найди на картинке заданный объект»;
  • Нарисуй глазами круг по часовой и против часовой стрелки»;
  • «Что дальше, что ближе (на картине, в помещении и на улице)»

Игры на развитие цветовосприятия и цветоразличения:

  • «Цветная мозаика»;
  • «Составь цвета радуги по порядку»;
  • «Что неправильно раскрасил художник на картине?»;
  • «Выложи цветоряд от самого светлого до самого темного»;
  • «Найди все предметы одинакового цвета в окружающем пространстве»;
  • «Смешай цвета и получи новый»;
  • «Найди все тона одного цвета»;
  • «Собери букет холодных и теплых тонов».  

Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и связей между ними внутри каждой системы и затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание, называние объекта и его свойств, соотношение, локализация, обобщение, классификация и использование в деятельности). Все это включается в выполнение простых заданий и с усложнением, с использованием зрения и осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера, фактуры, расположения объектов) с работой по карточкам. Дидактические игры и упражнения способствуют приобретению информации о различных пространственных объектах окружающей среды, о направлениях и расстояниях; а также развивают ориентировку в микропространстве и умение изменять положение объектов на 90, 180 градусов. В результате такой коррекционно-развивающей работы наблюдается существенное улучшение всех зрительных функций у детей с различными нарушениями зрения, развивается зрительное внимание и поиск, а также все познавательные и психические процессы ребенка.
Литература:

1. Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения - М .: 1990 г.

2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения - М .: 1985 г.

3. Моргулис И.С. Руководство познавательной деятельностью слабовидящих детей в процессе обучения- Киев, 1974 г.

4. Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для родителей "Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир"

В помощь родителям, воспитывающего ребенка с нарушениями зрения...

Деловая экологическая игра для воспитателей "Радость видеть и понимать - самый прекрасный дар природы"

Развивать у воспитателей потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений. Побуждать к активной творческой деятельности в экологическом направлении....

Как научить детей с нарушением зрения видеть и понимать окружающий мир.

Данная информация будет полезна родителям и педагогам, работающие со слабовидящими детьми....

Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"

Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"...

Консультации для родителей "Учим дошкольника с нарушениями зрения видеть и понимать окружающий мир"

Умение видеть и понимать окружающий мир ребёнку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития....