Рабочая программа "Сохраним природу вместе"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Никитина Ольга Александровна

Программа по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii_sohranim_prirodu_vmeste.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологическому воспитанию

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ

«Сохраним природу вместе».

                                                                                   МБДОУ «Детский сад №59»                                  

                                                                                              Автор программы: Никитина О.А.

г. Воронеж. 2020 г.

                                                                                           СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………..3

Цели, задачи ……………………………………………………………………..4

Основные формы и методы работы ……………………………………………5

                                      Содержание работы учебной программы ………….......................................    6

Ожидаемый результат ………………………………………………………….21

                                      Список используемой литературы …………………......................................21

Пояснительная записка

   В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.

   Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

   Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака,  падающие хлопья снега,  даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.

   Игры в парке, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

      Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того  чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

   Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

   Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Количество занятий по программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

Цели:  формирование экологической культуры, создание условий для познавательного развития.

  

Задачи.

       Образовательные:  формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.

        Развивающие:  развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

           Воспитательные:  воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.

Основные формы и методы работы:

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Акция

Заседание клуба

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Практическая деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой.

Для эффективной реализации настоящей программы в группе создана благоприятная развивающая среда:

организовано экологическое пространство-уголок природы,  экспериментальный уголок для организации и проведения опытов с объектами природы, подобран фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов.

План реализации программы кружковой работы.

Дата

Занятие

Цели, задачи

Предварительная работа

Материал

Настала осень

Сентябрь

Занятие 1. Акция «Посади дерево» - посадка саженцев деревьев.

Озеленить и благоустроить территорию МБДОУ для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Подвоз деревьев-саженцев к территории детского сада (инициативная группа родителей).

Саженцы, лопаты, лейки.

Занятие 2. Экскурсия в парк «Кто сказал, что осень грустная пора?»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.

Беседы об осени, правилах поведения в лесу, рассматривание деревьев на участке, угощение для птиц.

Лупы, кулечки для сбора листьев, шишек, интересных сучков деревьев.

Занятие 3. Практическое занятие «Как засушить и сохранить листья»

Научиться правильно, сушить листья; познакомиться с правилами хранения высушенных листьев.

Сбор природного материала во время экскурсии в парк, а также совместно с родителями. Проведение инструктажа по ТБ при работе с утюгом.

Утюг, газеты, листья, коробка из-под обуви, песок.

Занятие 4. Практическое занятие «Изготовление поделок из природного материала»

Развивать нестандартное мышление и воображение; сенсомоторику.

Сбор природного материала совместно с родителями.

Природный материал: камушки, веточки, листочки, засушенные цветы, семена, глина.

Октябрь

Занятие 1. Практическое занятие «Изготовление картин из листьев»

Развивать нестандартное мышление и воображение; сенсомоторику.

Сушка листьев, рассматривание готовых картин из листьев.

Сухие листья, клей ПВА, кисточки для клея, цветной картон, ножницы.

Свойства воды

Занятие 2. Свойства воды. Экспериментальная деятельность «Превращение капельки».

Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде. Беседа «Для чего человеку вода?»

Игровой персонаж – Капитошка. Оборудование: таз с водой, прозрачные стаканчики, «маленькие человечки» (ТРИЗ), спиртовка, штатив, колба, белая плотная бумага, ножницы, цветные карандаши.

Занятие 3. Свойства воды. Экспериментальная деятельность – образование инея.

Ознакомиться со свойством воды – образованием инея;

Заморозить воду. Чтение рассказов, стихов о снеге.

Миска со льдом или снегом, небольшое зеркальце.

Занятие 4. Свойства воды. Экспериментальная деятельность – фильтрование воды.

Формирование представлений   о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. Научиться различным способам очистки воды.

Беседа о необходимости беречь воду.

4 стакана пластиковых, крахмал, вода, 3 фильтра, песок, бумага, кусочек ткани.

Свойства воздуха

Ноябрь

Занятие 1. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Имеет ли воздух вес?

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Познакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека. Расширяем кругозор.

Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого. Игра «Найди клад».

2 воздушных шара, 2 стула, нитки, палка, вешалка, 2 прищепки.

Занятие 2. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Может ли воздух двигаться?

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

Беседа «Откуда взялся ветер?».

Наблюдение за ветром

(использование вертушек).

2 стула, гимнастическая палка, электрический обогреватель, ленточка.

Занятие 3. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Может ли воздух сжиматься?

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека.

Беседа «Загрязнение воздуха»

2 воздушных шара.

Занятие 4. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Как воздух помогает плавать.

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека.

Беседа «Значение воздуха и борьба за его чистоту».

2 пластмассовые бутылочки, ёмкость с водой, резиновый мяч и воздушный шар.

Животные и человек

Декабрь

Занятие 1. Экскурсия в парк «Зелёная елочка – живая иголочка».

Показать парк в середине зимы, учить отмечать изменения в природе. Принести аккуратно срезанные веточки деревьев для наблюдения за распусканием листочков.

Напоминание о правилах поведения на улице, в парке. Наблюдение за погодой, деревьями. Чтение стихов, рассказов о зиме.

 Фотоаппарат, ножницы (или нож) для срезания веточек.

Занятие 2.  Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».

Научиться мастерить кормушки для птиц из различного материала. Знать роль человека в жизни зимующих птиц. Желание помогать им в зимних условиях.

Чтение стихов и рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций, фотографий птиц воронежского края.

Коробки из-под молока, сока, набор для детского творчества «Зимовье птиц», нитки, ножницы.

Занятие 3. Акция «Покормите птиц зимой» (выпуск памяток-листовок).

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, учить  делить перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.

Распространить памятки-листовки среди соседей.

Знакомство с видами птиц Крайнего Севера; закрепить понятия «перелетные, кочующие и зимующие птицы». Чтение худ. лит-ры: В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»; В. Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь».

Иллюстрации, фотографии птиц.

Альбомные листы, цветные карандаши.

Занятие 4.  «Как животные приспособились к  зимним условиям».

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям , воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Чтение рассказов В. Бианки.

Иллюстрации с изображением животных и птиц Воронежского края.

Январь

Занятие 1.   «Контакты с животными».

Объяснить детям, что контакты с домашними животными иногда могут быть опасны.

Чтение рассказов о собаках.

Цветные карандаши и бумага для рисования, рисунки с изображением домашних животных. Дидактическая игра «Да – нет».

Занятие 2. Целевая прогулка - «Определение пород деревьев и кустарников».

Учить распознавать    3-4 дерева; закрепить, главное звено в лесу – растение; уточнить последствия уничтожения деревьев; воспитывать бережное отношение к лесу.

Игры: «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?».  Составление рассказа   «А у нас растут деревья необычной красоты».

Иллюстрации: деревья Воронежского края.

Занятие 3.  «Как люди помогают лесным обитателям».

Формировать представление у детей о лосях, об их жизни в лесу, воспитывать бережное отношение к лесу, желание помогать им в зимних условиях.

Продолжать насыпать корм птицам в кормушки.

Картинки с изображением людей помогающих животным в лесу.

Занятие 4. Заседание клуба «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Расширить представления детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях; обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Чтение книги  «Экология в картинках».

Игра «Угадай, где я живу». Картинки с изображением животных Крайнего Севера.

Февраль

Занятие 1. Заседание клуба «Знатоки леса».

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни в лесу. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Чтение рассказов В. Бианки

Вырезанные из картона красные и зеленые жуки; 2 конверта с письмами, посылка-коробочка.

Немного о человеке

Занятие 2. Игра-путешествие «Наши умные помощники – органы чувств».

Сформировать представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Закрепить у детей знания о соблюдении правил личной гигиены.

Провести беседу об органах чувств у человека, о необходимости тщательного ухода за ними.

Мяч, замок, 4 ключа, разрезанные пополам 6-8 карточек со светофорами, из которых только один раскрашен правильно, ширма, музыкальные инструменты, 5 коробочек (яблоко, лук, чеснок, огурец, лимон).

Занятие 3. «Микробы и вирусы».

Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях.

,Продолжать формировать познавательный интерес к человеку.

Беседа о необходимости соблюдения правил личной гигиены, чтение стихов и рассказов о чистоте: К. Чуковский «Мойдодыр».

Карандаши и бумага для рисования.

Занятие 3  «Человек – верный сын природы»

Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».

Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе,  чтение произведений литературы.

Листы бумаги, краски, карандаши.

Свойства живой природы

Март

Занятие 1. Свойства живой природы. Практическое занятие «Посадка герани в уголке природы».

 

Систематизировать знания о процессе посадки, формировать практические навыки посадки растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Черенкование цветка герани. Вспомнить правила по уходу за комнатными растениями.

Горшки с землей, отростки герани, лейки, лопатки, клеёнки, фартуки, конверт с письмом, игровой персонаж – божья коровка.

Занятие 2. Свойства живой природы. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Дать представление детям о том, что из посаженных черенков, вырастут крупные растения, им  необходимы не только вода, но и свет, тепло.

Учить детей наблюдать в процессе ухода за растениями, за их ростом. Беседа « О чём рассказывают растения». Игра «Угадай растение».

Лейки, лопатки, фартуки.

Занятие 3. Свойства живой природы. Экспериментальная деятельность. Как растения выделяют кислород.

Дать детям представление о роли и значении кислорода в жизни людей. Показать на модели водоёма с водяным растением выделение пузырьков кислорода.

Сравнить между собой  комнатные растения, найти общее и различия.

Банка с водой, лоток, лист картона, срезанная ветка растения.

Занятие 4. Свойства живой природы. Экспериментальная деятельность. Сколько живет цветок?

Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях. Проследить за продолжительностью жизни цветка на растении и цветка срезанного.

Чтение стихов и рассказов о цветах.

Цветущее растение, яркая нить, срезанный бутон, стакан с водой.

Свойства материалов

Апрель

Занятие 1. Свойства материалов. Опытно-экспериментальная деятельность. Свойства металла.

Познакомить детей со свойствами металла; показать практическое применение металла в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций (использование металла человеком).

Ложка, гайка, скрепка, ключи, ножницы, магнит.

Занятие 2. Свойства материалов. Опытно-экспериментальная деятельность. Свойства пластмассы.

Познакомить детей со свойствами пластмассы (легкая, гнётся, не тонет, твёрдая, не притягивается магнитом).

Рассматривание иллюстраций (использование пластмассы человеком).

Пластмассовые предметы: линейка, игрушки, посуда; магнит.

Занятие 3. Свойства материалов. Опытно-экспериментальная деятельность. Свойства древесины.

Расширить знания детей о древесине и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Рассматривание иллюстраций (использование древесины человеком).

Стакан воды, деревянный брусок, магнит.

Занятие 4. Свойства материалов. Опытно-экспериментальная деятельность. Свойства ткани.

Расширить знания детей о ткани и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность.

Рассмотреть виды тканей. Беседа «Из чего делают ткани?»

Кусочки ткани, стакан воды, магнит, ножницы.

Пришла весна

Май

Занятие 1. Экскурсия «Путешествие в весенний парк»

Понаблюдать за изменениями в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Беседа о правилах поведения в лесу и на улице. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию?» повторение правил дорожного движения.

Иллюстрации на тему «Пришла весна», краски, кисти, бумага для рисования.

Занятие 2. Опытно-экспериментальная деятельность. Наблюдение «Зависимость роста травы и деревьев от освещённости»

Показать зависимость роста растений от освещенности.

Поговорить о солнце, какую роль оно играет для растений и животных. Заучить пословицы о солнце.

Блокноты, простой карандаш, лупы.

Занятие 3. Экологический проект «Красная книга» нашего края»

Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Формировать представления о Красной книге ,активизировать предметный словарь. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой  Воронежского края, чтение рассказов о животных.

Красная книга, России, ватман, клей, иллюстрации или фото с изображением исчезающих растений и животных.

Занятие 4. Экологическое мероприятие «Мы друзья природы».

Воспитывать у детей любовь к окружающему миру. Доставить детям радость от проделанной ими работы.

Распределение ролей, разучивание слов песен, стихов. Инициативная группа родителей занимается-рисование декораций, изготовление и пошивом костюмов, атрибутов,  

Костюмы: муравья, белки, птиц. Атрибуты: муравейник, елка, березка, рогатка, ведро, лопатка, макет костра, гнездо на березе.

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

Ожидаемый результат:

  • К концу года у детей сформированы конкретные представления о свойствах воды, воздуха, материалов, окружающих нас в повседневной жизни; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
  • Владеют элементарными навыками по выращиванию растений и уходу за ними.
  • Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Имеют желание заботиться о живых объектах природы.
  • Стремятся следовать правилам поведения на природе.

Список используемой литературы:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  2. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Журнал Воспитатель ДОУ. - №5, 2015.
  4. Лыкова И. А. Игрушки из природного материала. – Издательский дом «Карапуз», 2000.
  5. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Сохраним природу вместе!"

Цели и задачи: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде  у детей.  Вырабатывать навыки грамотного и безопасног...

Конспект открытого занятия по экологии "Сохраним природу вместе"

Занятие посвящено обощению и закреплению знаний по теме "Охрана природы"...

Наблюдаем за природой вместе с детьми

Зима - чудесное время года .Задача взрослого - показать малышу, какая она красивая, веселая и сказочная, как много есть зимних игр и забав. Неоходимо познакомить малыша с признаками зимы, рассказать о...

Экологический КВН "Защитим природу вместе"

Экологический КВН был проведен между воспитанниками подготовительной группы. Целью данного мероприятия являлось: развитие в детях элементов экологического сознания, всеобщую взаимосвязь природы, челов...

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Сохраним природу вместе»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру...

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей 6-7 лет "Сохраним природу вместе"

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей 6-7 лет "Сохраним природу вместе"...

Инструктаж "Сбережëм природу вместе","Безопасность на природе"

Инструктаж "Сбережëм природу вместе","Безопасность на природе" Подготовительная группа. Ребята группы закрепили знания о правилах безопасности на природе, провели беседу о животных, деревьях и раст...