квест- игра экологической направленности "Загадки из зимнего леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Окорокова Елена Михайловна

Технологическая карта Квест-игры экологической направленности "Загадки из зимнего леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_iz_zimnego_lesa.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

ФИО педагога: Окорокова Елена Михайловна

Должность в ДОУ: воспитатель

Группа: средняя группа

Дата проведения НОД: 21 января 2022 г.

Тема занятия согласно учебно-тематическому плану программы:
Квест-игра  экологической направленности «Загадки из зимнего леса»

Цель НОД: Обогащение представлений о жизни диких животных, развитие познавательных интересов.

 Задачи:

  • Закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детёнышей, частей тела, жилищ;
  • Развитие мышления на материале описательных загадок;
  • Формирование умения образовывать прилагательные от существительных. Обогащение словаря существительными;
  • Развитие зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений;
  • Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  • Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края.

Формы работы: групповая, подгрупповая (с подгруппой из 6 детей), работа в парах индивидуальная.

Характеристика этапов НОД: :

Название, содержание и цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный момент

Содержание:

Приветствие воспитателем детей.

Игровое упражнение «Улыбнемся мы друг другу!»

Цель: вовлечь детей в

деятельность, вызвать

интерес к предстоящей

деятельности, желание в

ней участвовать.

Воспитатель приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра!

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Дети выполняют игровое упражнение

(дети здороваются друг с другом). 

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Содержание:

Сюрпризный момент:

Появление почтальона.

Передача им письма для детей.

Чтение письма воспитателем.

Загадывание загадок.

 

Цель: создание

проблемной ситуации,

мотивирующей детей на получение нового Развитие мышления на материале описательных загадок.

Раздается стук в дверь. Появляется почтальон с письмом: Здравствуйте ребята, я почтальон, принес вам письмо из зимнего леса.

Воспитатель: Спасибо тебе, почтальон.

Дети, давайте угадаем, кто написал его

(воспитатель загадывает загадки):

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Это кто зимой холодной
Ходит злой, голодный
 

За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала,
Нет ни дыма, ни пожара.

Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
  

Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Уши вдоль спинки, глаза с косинкой,
Одежда в два цвета: на зиму и лето
.

- Молодцы ребята, правильно отгадали.

- А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки?

- Почему они так называются?

- Конечно, потому что они живут в лесу и пищу добывают себе сами.

Воспитатель читает дальше:                                    «Срочно приходите,                                                                                                                       Срочно помогите!                                                                                                                                   Снег засыпал все дорожки.                                                                                                                         Не найдем свои дома                                                                                                                                                                                                                                  Выручайте, приходите                                                                                                                                       И нас срочно расселите!                    

Подпись:                            Дикие животные».

Ответы детей:

- Медведь.

- Волк.

- Лиса.

- Белка.

- Заяц.

(при правильном отгадывании загадки, ребенок выставляет фотографию животного на доску).  

- Про диких животных.

- Потому что живут в лесу.

Дети слушают чтение письма.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Содержание:

Беседа «Как животные подготовились к зиме?»

Игра м/п «В зимнем лесу»

Презентация «Жилища диких животных»

Д/и от медведя «Кто где живет?»

Игра с мягкими игрушками «Спит в берлоге бурый мишка»

Цель: актуализация  

знаний о подготовке диких животных к зиме, закрепление знаний о жилищах диких животных, закреплять умение использовать в речи предложно-падежные формы существительных.

- Что же делать? Как помочь животным?

- Как нам это сделать?

- Предлагаю отправиться в зимний лес и помочь животным.

Но сначала мы вспомним, как животные подготовились к зиме.

Воспитатель показывает фотоиллюстрации диких животных и спрашивает:

- Как готовится к зиме заяц?

- Что делает белка?

- Что делает медведь?

- Как собирается зимовать ёжик?

- Молодцы, ребята, правильно все рассказали.

Теперь мы можем отправляться в лес на помощь животным.

Звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года. Февраль».

Игра м/п «В зимнем лесу»

 А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

Презентация «Жилища диких животных».

У каждого из животного есть свой дом, как и у   людей. Давайте рассмотрим жилища животных.

Зимой медведь залег в берлогу.                                               Белка живет в дупле на дереве.                                                Зайчик прячется под кустиком.                                         Лиса залезает в нору.                                А волк расположился в логове.

Дидактическая игра от медведя «Кто, где живёт?»

Воспитатель: Ребята, эти животные (на столе под белой тканью сидят «животные» -  мягкие игрушки) просят им помочь.

В.: На столе расставлены картины с изображением жилищ животных.  

Внимательно посмотрите и распределите животных по их домам:                                                      

– Где живёт медведь?                            - А зимой что делает медведь?                                          – Где живёт волк?                                 – Где живёт белка?
– Где живёт лиса?
– Где живёт заяц?

 «Спит в берлоге бурый мишка»

В: Ночью все звери прячутся от непогоды и врагов по свои домиками-жилищам, а днем они выходят из своих жилищ: взрослые животные ищут пищу, а их детки играют и резвятся.

- Надо животным отыскать их домики

- Надо отправиться в лес.

Дети соглашаются.

- Заяц меняет шубку серую на белую.

- Белка меняет шубку рыжую на серую, запасает шишки, орешки, грибы.

- Медведь ложится в спячку.

- И ежик засыпает в норке.

Дети легко кружатся, как снежинки, продвигаясь к столу, накрытому белой тканью.

Дети выполняют движения по тексту

Дети повторяют названия жилищ диких животных.

               

(Отвечая на вопрос, ребёнок берет игрушку и ставит ее к изображению жилища, в котором живёт соответствующее животное)

- В берлоге.

- Спит в берлоге

- В логове.

- В дупле.

- В норе.

- Под кустом

Дети разбирают мягкие игрушки диких животных, повторяя за воспитателем стихотворение «Спит в берлоге бурый мишка»:                                                Спит в берлоге бурый мишка.
Под кустом дрожит зайчишка.
Лисица рыжая в норе                                                      Притаилась до поры.
Волчица в логове сидит.
А белка из дупла глядит

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Содержание:

Презентация «Мамы и их детеныши»

Д/и «Кто чей ребенок?»

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Д/и «Что не так?»

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Зайки»

Цель: создание условий для ознакомления детей с детенышами диких животных, закрепление умений правильно называть их, проведение работы по образованию новых слов (названий мам детенышей диких животных).

Развитие связной речи и логического мышления.

Закрепление согласований движений рук и пальцев рук с речью.

Сейчас мы познакомимся с семействами диких животных.

Презентация «Мамы и их детеныши»

(На экране появляются слайды с изображением семьей животных) Воспитатель называет детям маму и детенышей животных. 

Дидактическая игра «Кто чей ребенок?»

 - Предлагаю поиграть в игру «Кто чей ребенок?»

Животные со своими детёнышами гуляли на заснеженной полянке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их!

На столе лежат карточки с изображениями детёнышей животных. Нужно каждому детенышу найти свою маму.

- Становитесь-ка, ребятки, на звериную зарядку.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение) «Звериная зарядка»

- Ребята, сильный ветер подул, всех животных перепутал.  Давайте поможем им навести порядок.

Дидактическая игра “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У зайца – ежата. Они живут под кустом.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Зайки».

Дети повторяют за воспитателем название детенышей и мам диких животных:

Лисёнок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчихи;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Дети подбирают к детенышу маму и называют их.

Раз – присядка,                 (Присаживаются)
Два – прыжок.                     (Подпрыгивают)
Это заячья зарядка.       (
Ушки на макушке –

                                                            зайчики)
А лисята, как проснуться,            (
Потирают

                                              кулачками  глаза)
Любят долго потянуться,    (Потягиваются)
Обязательно зевнуть,                  (Повороты

                                                         туловища)
Рыжим хвостиком вильнуть.        (Двигают

                                     бёдрами вправо-влево)
А волчата – спинку выгнуть             (Наклон

                                                               вперёд)
И легонечко подпрыгнуть.  (Прыгают вверх)
Ну а мишка косолапый,      (Сгибают руки в

                                                              локтях)
Широко расставив лапы,    (Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе переступание с ноги на ногу
Долго топчется на месте.

Дети исправляют ошибки и говорят правильно:

- У волка – волчата, они живут в логове.

У медведя – медвежата, они живут в берлоге.

У лисы – лисята, они живут в норе.

У ежа – ежата, они живут в норке.

У зайца – зайчата, они живут под кустом.

У белки – бельчата, они живут в дупле.

Дети выполняют движения, сопровождая их речью

Зайки белые сидят (присели),
Ушки длинные торчат
 (показывают руками ушки).
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, 
(бег на месте)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь 
(присели)
Зайки, попрыгайки.
По лесной полянке
Разбежались зайки
 (прыжки на месте).
Вот такие зайки,
Зайки, попрыгайки

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Содержание:

Задание от зайца – «Составление образов животных из разрезных картинок».

Беседа «Что умеют делать животные?»

Продуктивная деятельность «Угощения для животных».

Цели: закрепление представлений о внешнем облике диких животных;                   развитие зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений;                      развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;      воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края.

 

Встреча с зайцем (игрушечным)                     - Ребята, пока вы играли, разбежались все животные, лес совсем опустел.

Зайчик просит вас составить из разрезных картинок изображения животных и перенести их на картину с зимним лесом.

-  Теперь все животные на своих местах.

Беседа «Что умеют делать животные?»

- Что же умеют делать животные?

- А что ест заяц зимой?

-  Конечно, все животные в лесу ищут себе пищу.

 

Задание от белки.

Белка просит собрать в корзиночки каждому животному угощения (то, чем они питаются).

По окончании работы воспитатель спрашивает, для кого и какое угощение приготовили дети.

- Молодцы. Помогли животным. Они вам говорят: «Спасибо!»

А нам пора возвращаться в детский сад.

       Дети выполняют задание.

Ответы детей:

– Лиса – ворует кур в деревне, охотится за мышами, зайцами.

– Белка – прыгает с ветки на ветку, грызет орешки, шишки, ест грибы.

– Волк – охотится за зайцами.

– Заяц – прыгает, путает следы

- Веточки деревьев и кору.

(Продуктивная деятельность детей) Наклеивают корзиночки на альбомные листы бумаги, выбирают, какое животное хотят угостить и подбирают ему картинку с изображением пищи, вкладывают в корзинку.

Звучит легкая музыка, дети кружатся, как снежинки, оказываются в детском саду.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Содержание:

Игра «Шишку другу передай, о чем узнал, отвечай»

Цель: Создать условия для закрепления изученного материала; способствовать формированию самоконтроля.

- Я с собой захватила из леса шишку. Ее мне подарила белочка. Она просила помнить о лесных жителях. Я вам даю шишку, а вы ее передавайте, на вопросы отвечайте, что запомнили расскажите.

– Ребята, мы с вами познакомились с обитателями леса, как же их называют?

- Как вы помогали животным?

Дети передают шишку друг другу и отвечают на вопросы воспитателя

- Дикие животные.

- Расселяли их в домики, готовили угощения, детенышам искали их мам. Отгадывали загадки про животных, складывали животных из разрезных картинок, играли с игрушками.

Рефлексия

Содержание:

Игра «Подарки лесных жителей»

Цель: стимулировать

детей к оцениванию

содержания и

результативности

деятельности.

– Ребята, вы сегодня многое узнали и научились. Вы очень были внимательными и старательными. Лесные жители оставили вам свои подарки – лесные картинки- смайлики.

Если у вас хорошее настроение от нашего путешествия, возьмите веселые смайлики.

А если вам грустно, у вас что-то не получилось, возьмите смайлики с грустным изображением.

И прикрепите:

Веселые смайлики – на дерево, а грустные – под дерево.

Дети выполняют рефлексию под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры экологической направленности "Сокровища северных лесов"

Вниманию педагогов, а также родителей представлены интерактивные игры экологической направленности для детей 5-7 лет, направленные на формирование экологических представлений о флоре и фауне северных ...

Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» старшая группа

Цель:  Углублять  представления детей о лесе, как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории. Задачи:Закреплять  знания  детей об особенностях жизни оби...

Игра - путешествие "Прогулка по зимнему лесу «Кто оставил след?»

Брянский лес - край былинный, про него наслышан любой русский человек. Лесной пояс протянулся широкой полосой через всю Брянскую область по левому берегу реки Десны. Чтобы сохранить и восстановить уни...

Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» в старшей группе

Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» в старшей группеЦель: углублять представления детей о лесе, как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территорииЗадачи:- Зак...

Игра – путешествие «Прогулка по зимнему лесу»

Расширение представлений детей о жизни животных зимой...

Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» старшая группа материал по окружающему миру (старшая группа)

Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» старшая группаматериал по окружающему миру (старшая группа)...