Квест- игра "В поисках главной тайны природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Григор Ирина Анатольевна

Квест -игра создаёт  условия для формирования у  детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, правильного отношения к окружающей среде посредствам игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-_igra_v_poiskah_glavnoy_tayny_prirody.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Тополек» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Образовательное мероприятие

«Экологическая квест - игра

«В поисках главной тайны природы»

для детей старшей группы».

                                                                                                                                                                                                                                 

                               Участники муниципального конкурса  методических

                               материалов социально – экологической направленности:

                               воспитатели МБДОУ №1 «Тополек»:

Гуро Светлана Викторовна

Григор Ирина Анатольевна                        

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                               

.                  

с. Самарское

Азовский район

Ростовская область

2019

Цель:  создать условия для формирования у  детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, правильного отношения к окружающей среде посредствам игровой деятельности. 

Задачи:

Образовательные: 

- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

- обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья социум;

- способствовать развитию координационных способностей, умению ориентироваться на местности.

Развивающие: 

- развивать у детей  способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;

 - развивать представления о неразрывной связи человека с природой;

- развитие познавательной, творческой активности детей;

- формирование экологического мышления детей, культуры

- развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.

Воспитательные: 

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за свои поступки;

-  воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе;

-  воспитывать гуманное, бережное отношение к природе,

- воспитывать навыки сотрудничества в трудовой деятельности.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Интеграция видов деятельности: игровая деятельность, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, познавательная, трудовая.

Материалы и оборудование.

Музыкальный центр; музыкальная колонка; костюмы героев «Айболит», «Мудрая Сова», «Незнайка», «Старичок - лесовичок»; игрушка «Ворона»; карта, указка; гимнастическая лавочка; 3 корзины; «мусор»; «экологический светофор»; иллюстрации не тему «Правила поведения в природе»;  лепестки «Цветика - разноцветика»; круги красного, зеленого цвета по 10штук; 2 мольберта; макеты «грибы»; набор детских медицинских инструментов; макет «костер»; тренажер «паутина»;  пенёк;  лопата; детские инструменты для труда: лопатки, лейки, грабли;  саженец дерева «ясень», галстуки.

Методические приёмы:   наглядные, словесные, практические, игровые, проблемные, поисковые.

Используемые современные технологии: квест - технология, проблемно – игровая технология, здоровьесберегающая технология,  личностно – ориентированная технология, ТРИЗ технология, технология проблемного обучения.

Дети на участке детского сада.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости спешит сама Фея природы.

Фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Я — Фея Природы. Я узнала, что вы очень добрые, умные дети, эколята – дошколята. И поэтому хочу вам открыть мою главную тайну природы. А может  кто - нибудь из вас знает  главную тайну природы? (ответы детей). Нам поможет её узнать мой цветик – разноцветик. Но где же он?

( ищет в корзинке).

Голос Бабы Яги:  Ха-ха-ха. Вы никогда не узнаете главную тайну природы. Ваш цветик – разноцветик я развеяла по ветру, но если вы пройдете по маршруту и выполните все задания, тогда может быть и получите цветик-разноцветик. Посылаю вам карту с моей помощницей.  

Фея: А где помощница Бабы Яги? Давайте внимательно посмотрим вокруг.

(видят на дереве ворону, берут у нее карту).

Воспитатель: Давайте ее рассмотрим, чтобы узнать,  в каком направлении двигаться.

(рассматривают карту).

 По мосточку ты пройди, в лес чудесный попади.

Игровое упражнение «Пройди по мостику».

Фея: Кто же здесь намусорил?

Беседа

Воспитатель:  А куда мы с вами выбрасываем мусор?

Дети: В урну.

Фея: А туристы в лесу  куда должны убрать мусор? (в полиэтиленовый кулек и забрать с собой).

Фея.  На планете живёт несколько миллиардов жителей и каждый человек за год выбрасывает тонну мусора – это целый грузовик. Ребята, а как вы думаете, что произойдёт,  если мусор не убирать? (ответы детей).

Фея. Кругом будет валяться мусор, засорять землю, воздух и воду.  Разбросанный мусор мешает насекомым, птицам, зверям. Они могут пораниться и даже погибнуть от мусора.

Ежели бумажки и фантики ты бросаешь,

Ты планету засоряешь

Должен помнить ты, он, я –

Фантиком погубим муравья.

Правильно, друзья поступит тот,

кто свой фантик в урну отнесет.

Воспитатель: Фея, не волнуйся, наши ребята наведут здесь порядок. Мусор соберут,  и в контейнеры рассортируют.

(воспитатель предлагает детям одеть перчатки).

Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».

(звучит музыка).

Воспитатель: Ребята, давайте поищем лепесток (дети находят лепесток).

Фея: С каким знаком охраны природы знакомит нас этот лепесток?

Первый лепесток у нас есть, пора отправляться в путь дальше.

(рассматривают карту).

Воспитатель: На карте стрелочка показывает  нам:  мимо кораблика пойдешь в гости к Айболиту попадешь.

Логоритмическое упражнение «У лесной лужайки».

Раз, два, три! Раз, два, три! тропинке мы пошли (маршируют).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв (идут змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали (прыгают с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей! (Идут обычным шагом).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем (ходят на носках, руки в стороны).

А лужайку увидали – к ней все вместе побежали! (Бегают на носках)

Айболит:  Добрый доктор Айболит он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться и корова и волчица

И жучок, и червячок, и медведица!

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Здравствуйте детишки! (дети здороваются).

Айболит:  Никак заболели! Хворь? Ангина? Скарлатина? ( осматривает детей) Нет не заболели. Что вас ко мне привело?

Дети: Доктор Айболит, пожалуйста, помоги нам . Мы ищем лепестки цветика-разноцветика. Не видал ли ты их?

Айболит: Что ж. У меня много есть лекарственных растений, сейчас поищем, может быть и найдем.

Отгадайте , какие лекарственные растения есть у меня.

-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (крапива).

-   Правильно, крапива, ее отваром моют голову, а также она останавливает кровь.

- Ваш лепесток?

— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги (подорожник).

-Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.

- Ваш лепесток?

- Белая корзинка, золотое донце (ромашка).

 - Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.

-Ваш лепесток?

- Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке.

-Шиповник, укрепляет иммунитет.

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой лечебный дарит нам … (Липа).

Сегодня ко мне пришло много больных, помогите вылечить их.

Дидактическое игра «Вылечи животное»

- Посмотрите , у зайчишки  болит горлышко – чем будем лечить его? (отваром ромашки)

 - А у медвежонка  ранка на лапке – ему нужно... (приложить подорожник).

 -У ежика  поднялась высокая температура, как помочь? (его нужно поить отваром липы)

 -У волчонка  шерстки стало мала, зимой он замерзнет, что ему поможет?  -(полоскание крапивой)
 - Белочка все время болеет, чем ей  поможем ? (дадим настой шиповника)

Айболит: Ребята, лекарственные растения приносят большую пользу, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Айболит:  А это что за лепесток залетел сюда к моим лекарственным растениям? Может быть ваш?  Можете его забрать.

Фея: С каким знаком охраны природы знакомит нас этот лепесток? Берегите лекарственные растения, не вырывайте растения с корнем,

(дети благодарят Айболита).

(рассматривают карту).

Воспитатель: Мимо горки пройдешь с Мудрой Совой беседу проведешь.

Игровое упражнение  «Пройди змейкой».

Воспитатель:  Ребята, а что здесь делает светофор, где он должен стоять? (на дороге).

Фея: Это не обычный светофор, а экологический. Этот светофор экологический установила Мудрая Сова.

(навстречу идет Мудрая Сова  с ребятами из экологического патруля).

Мудрая Сова: Ух - ух -ух! Кто это ходит в моих владениях?

Фея: Здравствуй, Мудрая сова.  Расскажи, пожалуйста, ребятам -  эколятам про свой экологический светофор.

Мудрая Сова: Здравствуйте, ребята, мой экологический светофор установлен для того, чтобы подсказывать, когда  нужно  соблюдать правила бережного отношения к природе. Если мой Светофор   сигналит мне красным светом, значит   кто  - нибудь нарушает правила поведения в природе. И тогда я вылетаю на помощь природе. А если горит зелёный свет - значит , никто не нарушает правила поведения в природе.

А помогают мне мои ребята из экологического патруля. Они тоже следят за порядком в природе.

Мудрая Сова: А что вы делаете в моих владениях?

Дети: Мы ищем лепестки цветика-разноцветика, чтобы узнать главную тайну природы. Не видала ли ты их?

Мудрая  Сова: Какой-то лепесток залетел ко мне в гнездо, я отдам его вам,  но сначала я со своими ребятами  - помощниками проверю, знаете ли вы правила поведения в природе.

(предлагает взять детям круги красного и зеленого цвета).

Мы будем задавать вопросы, а вы показывать ответ с помощью кружков. Красный кружок обозначает, что такое  поведение в природе запрещено, а зеленый - правильное отношение к природе.

Викторина «Защитники природы»

(вопросы задают ребята из экологического патруля).

- Ребята огородили муравейник;

- Дети оставили костёр в лесу;

- Дети повесили кормушки для птиц;

-Мальчик идёт по клумбе, топчет цветы;

- Дети сажают дерево;

-Дети оставили мусор в лесу;

--Дети шумят в лесу;

-Дети собрали мусор в парке;

- Дети оставили костёр в лесу;

-Дети наблюдают за муравьями;

-Дети поливают цветы.

Мудрая  Сова:

Молодцы, ребята, вы знаете правила поведения в природе.

Воспитатель: Ребята, давайте подружимся с ребятами экологического патруля и будем беречь и защищать природу вместе. И сейчас заведем хоровод дружбы.

(дети становятся в круг)

Динамическое упражнение  «Защитники природы».

Мудрая  Сова: Получайте лепесток. Счастливого пути.

Фея : С каким знаком охраны природы знакомит  нас этот лепесток? ( я знаю правила поведения в природе).

(дети благодарят Мудрую Сову).

(рассматривают карту).

Воспитатель: Вдоль березок пойдете, к тоннелю подойдете, через него пройдете дальше пойдете.

Незнайка: Чем бы  заняться? Что бы такого плохого сделать? О! Я, кажется придумал! (достает из кармана спичечный коробок). Сейчас  костерчик разведу! Вот здорово!

(Достаёт спички, пытается зажечь их.)

Воспитатель: Остановись Незнайка, что ты делаешь?

Незнайка: Что это вы раскричалисьПожар, что - ли?

Воспитатель: Не появись мы вовремя – пожара не миновать!

Незнайка:  Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички - сразу пожар!

Воспитатель: Незнайка, даже наши ребята - эколята знают, какую опасность несет костер для природы и окружающей среды. Ребята расскажите Незнайке, чем опасен костёр.

Дети: Ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Если костер вовремя не потушить, то из за его малейшей искры может случится  беда - пожар. Вся природа в этом месте погибает. Из-за костра могут погибнуть животные, насекомые и растения. Дым от костра очень сильно загрязняет атмосферу. Костер нельзя разжигать в лесу, близко к сухой траве, рядом с гнездами птиц.

Воспитатель: Наши ребята знают правила безопасности при разведении костра и сейчас их тебе расскажут.

Викторина «Место выбирай – природу сохраняй».

• На каком месте следует разводить костер? (на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды.)

• Можно ли разводить костер вблизи деревьев, сухих пней? (Нельзя разводить костер близко от деревьев, смолистых пней или корней.)

• Быстро ли распространяется огонь на участках с сухой травой, мхом? (Огонь на этих участках распространяется с большой скоростью.)

• Какие природные материалы следует отгрести от кострища подальше, чтобы они не загорелись? (Сухие листья, ветви, траву, хвою.)

• Можно ли оставлять костер без присмотра? (Нельзя даже гаснущий костер оставлять без присмотра)

• Как правильно затушить костер? (Нужно залить его водой, не оставлять тлеющие головешки и угли или засыпать землей)

Незнайка: Ух, ты! А я и не знал, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой. И как правильно костер разводить,  тоже не знал.

Воспитатель: Теперь мы ты знаешь  правила разведения костра.

Незнайка: А куда вы держите путь ребята?

(дети отвечают).

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите, этот лепесток похож  на  наш лепесток. Незнайка подари нам его, пожалуйста. Спасибо.

Фея : С каким знаком охраны природы знакомит  нас этот лепесток? Не жги костры в лесу.

(дети благодарят Незнайку).

(рассматривают карту).

Воспитатель: 

По дорожке пойдете сквозь паутину пройдете, к Лесовику попадете.

Игровое упражнение «Сквозь паутину».

(дети преодолевают «паутину»).

Воспитатель:  Здравствуй Старичок - Лесовичок что сидишь, грустишь?

Старичок - Лесовичок: Здравствуйте ребята, да вот прошел по своим владениям и огорчился. Мало стало деревьев в моих владениях, потому что люди их вырубили. Теперь  птицам негде гнезда вить. Я хотел посадить дуб, чтобы птицы могли вить на нём гнезда, но устал, присел отдохнуть.

Проблемная ситуация «Как помочь Лесовичку».

Воспитатель: Старичок  - Лесовичок, не огорчайся. Наши ребята - эколята не только ловкие и умелые, но и трудолюбивые. Ребята, давайте поможем Старичку - Лесовичку посадить дерево.

Коллективная трудовая деятельность «Посадим дерево».

Старичок - Лесовичок: Спасибо, ребята. Теперь, когда мой дуб вырастет, на нем птицы будут вить гнезда.

Воспитатель:  Старичок  - Лесовичок, не видал ли ты в лесу вот такого лепестка от цветика - разноцветика, мы хотим узнать главную тайну природы?

Лесовик: В моей избушке зайка играл с каким-то лепестком. Может быть ваш? (отдаёт лепесток).

Фея: С каким знаком охраны природы знакомит  нас этот лепесток? Высаживать деревья и ухаживать за ними.

(дети благодарят Старичка - Лесовичка).

Фея: Ребята, Баба Яга не смогла вам помешать найти лепестки цветика - разноцветика. Вы, молодцы.  Все лепестки собраны, теперь их  необходимо собрать в цветик - разноцветик.

( дети составляют цветок).

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним, у кого в гостях мы побывали.

(рассказ детей).

Фея: Пришла пора узнать тайну природы. Главная тайна природы - природу нужно беречь и охранять.

Береги свою планету.

Ведь другой такой на свете нету.

Фея: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. 

Воспитатель: Что больше всего понравилось?

Что узнали нового?

Что показалось трудным?

Довольны ли вы своими результатами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра "Поиски средств пожаротушения".

Предлагаю Вашему вниманию интересное и познавательное развлечение для ребят старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира». (старшая группа)

Задачи:Обучающие:            - совершенствовать умение ориентироваться по карте - схеме;-учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её ...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира»

Данная квест-игра направлена на расширение знаний о подводном мире и его обитателях....

Квест – игра для воспитателей «Тайна 5 ключей»

Цель: создание условий для развития интеллектуально-творческих  способностей воспитателей посредством игровых технологий: логических блоков Дьёнеша, цветных палочек Кюизенера, коврографа  Ла...

Конспект квест-игры в старшей группе по экологическому воспитанию "Главная тайна природы"

В ходе квеста - игры дети закрепляют различные экологические понятия, правила поведения в природе, играя в игры, отгадывая загадки и выполняя задания, помогают лесным жителям....