Опыт работы «Экологическое образование как основа формирования личностных качеств ребёнка»
методическая разработка по окружающему миру

Экологические образование детей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_zaharova_s.g.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 93»

Миасского городского округа

Опыт работы

«Экологические образование как основа формирования личностных качеств ребёнка»

Выполнил:

Воспитатель высшей категории

Захарова Светлана Генриховна

                                               

                                                     г.Миасс, 2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Теоретическая часть.
  1.  Экология в ФГОС ДО и в образовательных программах.……...………3
  2. Экологическое образование детей……………………………………..…5
  3.  Методы экологического обучения и воспитания……………...............7

  1. Практическая часть.

2.1      Экологическое образование в различных видах деятельности детей..9

2.2     Организация развивающей среды……………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………17

Список используемой литературы………………………..……………………18

Введение.

Видеть красоту за порогом собственного дома – величайшее умение, которому  нужно учиться с раннего детства.

Ю.А.Вакуленко

Ребенок сломал ветку дерева, сорвал растение, раздавил жука... Так ли это безобидно, как может показаться на первый взгляд? При контактах с животными  и растениями у детей развивается эмоциональная отзывчивость и жизнерадостность, их внутренний мир наполняется новыми красками и впечатлениями, развивается кругозор и интеллект. 

Начинать развивать  гуманное отношение к окружающему миру необходимо с раннего возраста. Именно в юном возрасте природа воздействует на  чувства ребенка своей яркостью и многообразием.

Бережное отношение к окружающему миру нужно развивать так же, как умение читать и писать.

В каждом маленьком поступке заключается следствие, которое потом формируется в привычку и характер.

Конечно, если ребенок растоптал одного червяка, он не вырастет грубым и жестоким, но оставленные без внимания  такие поступки формируют холодность и безучастность.

Дети совершают жестокие, а иногда и бессердечные поступки по отношению к живым существам по одной из двух причин: 

  • из любопытства
  • от непонимания последствий своих поступков.

Как научить ребенка видеть прекрасное?

Общение с природой оставляет  глубокий   след  душе каждого ребенка.

Природа постоянно воздействует на чувства ребенка своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребенок  чувствует себя первооткрывателем.

Это  именно он  первый:

  • Увидел и услышал кузнечика, соловья, кукушку.
  • Узнал, что снег – это много  красивых  снежинок.
  • Понял, что именно в  его скворечник   специально прилетел с юга скворец.

Именно, как первооткрыватели дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает у них ростки  любознательности. Задача взрослых  помочь ребенку заметить САМОЕ ГЛАВНОЕ из всего на, что  с интересом смотрят дети в окружающем мире.

  • Удивляйтесь вместе с ребенком.
  • Научите не только смотреть, но и видеть.

  1. Экология в ФГОС ДО и в образовательных программах.

Если обратить внимание на экологию в ФГОС ДО  и в образовательных программах дошкольного образования, то можно увидеть противоречие.

С одной стороны, общепризнано, что в ДОО реализуется экологическое образование.

Об этом говорят многочисленные экологические мероприятия, проводимые с дошкольниками (экологические игры, проекты, экологические праздники);

в вузах будущими педагогами ДОО изучается курс «Экологическое образование детей», изданы соответствующие учебные пособия.

С другой стороны,  в главном нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) – экологическое образование не представлено, отсутствуют и термины «экология» или «экологическое образование».

Ознакомление с содержанием ФГОС ДО позволяет сказать следующее:

Если понимать под экологией взаимоотношения человека (ребенка) с природной средой, то в этом смысле экология  не находит отражения ни в целях, ни в задачах, решаемых Стандартом, ни в требования к результатам освоения основной образовательной программы.

В то же время в качестве задач, решаемых Основной образовательной программой (обязательная часть), называются следующие задачи, имеющие косвенное отношения к экологии:

- Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

- развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 

Обозначенное в Стандарте познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, то есть Стандарт предполагает элементы естествоведческого (природоведческого) обучения.

Дважды упоминается природа как объект познания в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы», где в качестве целевых ориентиров определено, что ребенок «обладает начальными знаниями о… природном… мире, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Таким образом, ФГОС ДО не нацеливает педагогов непосредственно на экологическое образование дошкольников, но предполагает ознакомление с природным окружением как составную часть ознакомления детей с окружающим миром.

Что поможет сделать  экологическое образование эффективным? Эффективным экологическое образование детей будет при условии реализации деятельностного и экологического подходов в образовании.

Деятельностный подход заключается во включении детей в присущие их возрасту виды деятельности, реализуемые на экологическом материале.

Экологический подход осуществляется путем включения элементов экологических знаний в рассматриваемые естествоведческие, географические, обществоведческие вопросы, соотнесения изучаемых объектов с человеком, его поведением, деятельностью.

Как осуществить преемственность между  дошкольным и начальным образованием. 

Преемственность экологического образования реализуется по следующим направлениям:

  • преемственность естествоведческого и экологического обучения (трансформация осваиваемых детьми естествоведческих знаний в знания экологические);
  •  преемственность формирования экологических эмоционально-ценностных отношений (трансформация эмоциональных отношений к природе в отношения эмоционально-ценностные);
  • преемственность видов деятельности детей, реализуемых на экологическом материале (трансформация игровой деятельности в учебную, познавательно-исследовательской – в исследовательскую, продуктивной – в проектную деятельность и др.);
  • преемственность форм образования (преемственность экологических «занятий» и «уроков», прогулок и экскурсий, эпизодических наблюдений за природными объектами и систематическими наблюдениями);
  • преемственность используемых средств и методов образования.

1.2. Экологическое образование детей.

Определение понятия. 

В педагогической литературе можно встретить множество определений понятия «образование».

Во избежание разночтений соотнесем его с приведенным в «Законе об образовании Российской Федерации» определением образования, где оно рассматривается как единый процесс воспитания и обучения.

Задача  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс обозначена и во ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с этим экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение (обучение экологии).

Под экологическим обучением, или обучением экологии, понимаем формирование у детей экологических знаний (представлений), соответствующих умений, способов действий;

Под экологическим воспитанием – формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений.

Над проблемой развития экологического образования детей дошкольного возраста работали: А.В. Королева, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Н.Е. Орлихина, Н.А. Рыжова, Н. А. Соломанова, Е.Ф. Терентьева и многие другие.

Существуют различные подходы к определению экологического образования. В частности Г.А. Ягодин определяет экологическое образование как «образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей» . И.Д. Зверев рассматривает экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». С точки зрения С.Н. Николаевой экологическое образование дошкольников можно трактовать как ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и концепции. Н.А. Рыжовой была предложена наиболее развёрнутая формулировка: экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в сформированности экологических знаний, умений и навыков, эмоционально - положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию природной среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Другие источники

Например: Авторская комплексная программа «Успех» (ФГОС ДО)

 Неотъемлемыми компонентами образования называет не только обучение и воспитание, но и развитие.

Кроме экологического воспитания и обучения стал использоваться и термин «экологическое развитие»

Следовательно, экологическое образование можно определить как процесс  обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой.

Необходимо обратить внимание.

Многие педагоги придерживаются  старых терминологических представлений, выделяя в образовательных мероприятиях:

  • Цели образования
  • Цели воспитания
  • Цели развития.

Основываясь на « Закон об Образовании в РФ», это считается логически неверным, так как  цели образования уже включают в себя реализацию целей воспитания и целей развития.

Целью экологического образования чаще всего называется формирование экологической культуры.

Экологическая культура – уровень усвоения человеком экологической культуры общества, который проявляется в его способности и готовности к оптимальному взаимодействию с природой. 

Экологически культурный человек обладает экологическим мышлением и экологическим сознанием. 

В дошкольном возрасте можно говорить  о началах формирования

 экологической культуры.

Экологическое мышление – мысленное установление связей между предметами и явлениями, при котором один из объектов (явлений) рассматривается как центральный; соотнесение исследуемого феномена с человеком.

Говорить об экологическом мышлении дошкольников преждевременно, речь идет лишь  об установлении причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира.

Экологическое сознание – это отношение к окружающей природе с пониманием прямых и косвенных последствий собственных поступков и образа жизни для среды и себя лично.

Средства экологического образования.

Отличительной особенностью методики экологического образования дошкольников является необходимость обеспечения «живого» общения детей с растениями и животными.

Для этого развивающая среда ДОО (по возможности должна) включать следующие компоненты:

  • групповой уголок природы;
  • зимний сад;
  • комната природы;
  •  живой уголок;
  • экологическая лаборатория;
  • озелененные пространства территории участка ДОО;
  • экологическая тропа.

Зачастую экологическая среда представлена  лишь уголками природы, в которых находится оборудование для природоведческих занятий, игрушки, и озелененными участками территории ДОО.

Можно встретить и комнату природы.

При организации комнаты природы должны соблюдаться  следующие требования:

  • животные и растения должны быть безопасны для детей
    и взрослых;
  • недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые
    в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
  • животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
  • недопустимо принимать бродячих животных;
  • уборка за животными и уход за растениями осуществляются ежедневно и только персоналом дошкольной организации.

Полив растений могут осуществлять дети.

Размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях не допускается.

В настоящее время в некоторых регионах использование таких комнат не рекомендуется из-за соображений санитарии (животные могут вызывать у некоторых детей аллергию).

Экологическое и природоведческое обучение (формирование знаний, умений) в методическом плане неоригинально и реализуется всем набором методов и приемов, известных дидактике, с учетом возрастных особенностей детей.

Традиционно методы обучения в педагогике подразделяются на:

словесные, наглядные, практические.

1.3. Методы экологического обучения и воспитания.

Словесные методы (рассказ, беседа)

Имеют большое значение в экологическом образовании.

По степени проникновения в суть рассматриваемых объектов и явлений рассказ может быть описательным и объяснительным.

В первом случае формируются представления, в основе которых лежат внешние признаки объектов и явлений.

В описательном рассказе акцент делается на ярких запоминающихся деталях рассматриваемой природы. Объяснительный рассказ имеет характер доказательств. В отличие от описательного рассказа главное здесь не в перечислении признаков, а в раскрытии их сущности, взаимосвязей, причин.

В экологическом образовании, когда внимание детей обращается именно на связи, объяснительный рассказ имеет особое значение. Следует иметь в виду, что внимание дошкольников  отличается неустойчивостью.

Наибольшая продуктивность восприятия   излагаемого  материала бывает в первые минуты. Рассказ должен быть кратким  и не должен  превышать 2-3 минут.

Беседа имеет более широкое применение. От рассказа беседа отличается главным образом тем, что  не требует от детей лишь мысленного следования за педагогом, а вынуждает их к самостоятельному мышлению.

Для того чтобы образование  было продуктивным, беседа должна сочетаться с другими методами:

  •  рассказом (беседа по рассказу педагога),
  • наблюдениями в природе (беседа по результатам наблюдений),
  • с работой над иллюстративным материалом (беседа по картине),
  • с чтением педагогом  литературных произведений.

Восприятие художественной литературы.

Одним из видов деятельности, посредством которой дети познают окружающий мир, является восприятие художественной литературы.

Этот вид деятельности детей назван и во ФГОС дошкольного образования.

Художественная литература для детей (детская литература) представлена многочисленными произведениями (рассказы, сказки, стихотворения), некоторые из которых с успехом могут быть использованы в экологическом образовании дошкольников.

Рассказы о природе. Рассказ определяется как малая форма эпической прозы. В рассказах детям передается объективная (научная) информация об изучаемых объектах и явлениях природы. Дидактическое творчество писателей в этом случае заключается в их умении адаптировать научную информацию для восприятия детей, сделать ее доступной и интересной.

Экологические сказки. Распространены в экологическом образовании дошкольников.

Направлены на формирование у детей не только экологических представлений, но и гуманного отношения к животным, растениям, правильного поведения человека в природе. «Вымысел» экологических сказок заключается в том, что
персонажи сказок – растения, животные – наделяются чертами
человека, живут по правилам, принятым в человеческом обществе. Растения, животные разговаривают, жалуются, страдают, веселятся, совершают «человеческие» поступки. В этом природоведческие или экологические сказки как нельзя лучше соответствуют особенностям детского восприятия природы (очеловечиванию, олицетворению). При этом поэтическое слово усиливает содержательную природоведческую или экологическую нагрузку текста произведения. Формирование природоведческих и экологических представлений сопровождается эмоциями: сочувствием, сопереживанием животным, растениям, стремлением им помочь.
 Сказки могут быть представлены не только в прозаической форме, но и в стихотворной.

Преимущества таких стихов перед прозаическими произведениями в том, что они, как правило, коротки и их удобно вводить в содержание занятий, праздников, проектов экологической направленности.

Наглядные методы

Применение наглядных методов связано с реализацией принципа наглядности.

Организованные наблюдения детей происходят под непосредственным руководством педагога в форме демонстрации. При этом педагог демонстрирует детям натуральные объекты, макеты, муляжи, картины, развивающие фильмы, модели,  опыты и т. п.

Общие требования к демонстрации природоведческих и экологических объектов:

1. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый объект. В ряде случаев (при постановке опыта педагогом, показе моделированных процессов) необходима специальная подставка.

2. Демонстрация должна позволять детям воспринимать объект по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения.

3. Наблюдение должно позволять детям познавать предметы и явления в их действии, развитии.

Для реализации этого требования предпочтение следует отдавать наблюдениям за жизнью животных (например, в аквариуме), действующим моделям, фрагментам кинофильмов.

4. При организации наблюдения необходимо обращать внимание на суть происходящего. При этом не следует увлекаться эффектными опытами, действующими моделями, производящими излишний шум, взрывы и т. п., что отвлекает детей от восприятия главного, ради чего и проводится демонстрация.

Практические методы  

Реализация практических методов заключается в руководстве деятельностью детей:

  • игровой
  • продуктивной
  • познавательно-исследовательской

Методическое мастерство педагога заключается здесь в способности и готовности включать детей в названные виды деятельности с целью экологического обучения и воспитания.

При формировании у ребёнка нравственно-экологического отношения ключевую роль играет Метод экологического отождествления. Который заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой этот объект находится.

  Например, при рассмотрении вопроса о водоемах зимой (тема «Зимние изменения в природе») детям предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так сколько возможно, затем отпустить один палец и открыть доступ  воздуха в одну ноздрю.

Собственное ощущение в этой ситуации проецируется детьми на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания сопровождается огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.

 Метод экологического сопереживания заключается в стимулировании сопереживания ребенком состояния природного объекта, сочувствия ему.

Метод предлагает использование вопросов типа «Что сейчас чувствует животное?», «Что сейчас испытывает собака – радость  или грусть?» и т. п.

Метод экологической рефлексии стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает.

Например, если ребенок забыл вовремя полить свои комнатные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они  могли бы о тебе подумать?»

2.1. Экологическое образование в различных видах деятельности детей.

Игровая деятельность.                              

Дидактические игры.

Дидактические игры экологической направленности связаны с процессом закрепления, развития экологических знаний, соответствующих умений.

Экологические игры по своему содержанию различны.

Наиболее часто в своей работе мы используем игры с заданиями соотнести животных с местом (домом) их обитания: поселить животных
в те или иные экосистемы (лес, водоем, болото, тропический лес, пустыня и т. п.), отгадать, кто где живет, и т. п.

Развивающие игры

Развивающие игры в отличие от дидактических основной педагогической целью имеют не формирование или закрепление знаний, умений, навыков, а развитие логических операций, воображения, наблюдательности, памяти и других психических
характеристик. При этом, построенные на экологическом материале, они косвенно могут способствовать и формированию экологических представлений.

Игры воспитательной направленности

Игры воспитательной направленности нацелены на формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к миру природы, развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование чувств.

Это игры из серии «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Экологические игры мы часто используем в качестве самостоятельного элемента образовательной деятельности, а также включаем в экологические занятия, проекты, праздники и другие формы образовательной деятельности. В методической литературе можно встретить множество разработок таких мероприятий, в содержании которых присутствует игровая деятельность.

В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. 

Детям очень нравятся викторины и интеллектуальные игры экологической направленности (интеллектуальная игра в форме брейн-ринга "Берегите природу ").

Составлена картотека словесных экологических игр. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Продуктовый магазин», «Когда это бывает?», «Где был Петя?» Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Угадай, что где растет?» Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть».

В нашей группе настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Весёлый огород», «Круглый год», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну природоведческих сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность экологической направленности можно определить как форму активности ребенка, направленную на знакомство со связями биологических объектов (растений, животных) между собой и с окружающей средой.

Под окружающей средой здесь понимается как природное окружение, так и люди, взаимодействующие с этими природными объектами.

С позиций деятельностного подхода познавательно-исследовательскую деятельность можно определить и как целенаправленное восприятие ребенком новой информации из натуральных (природных) источников посредством таких операций, как наблюдение и опыты.

Наблюдение – это «целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности»

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. 

В повседневной жизни мы используем разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений:

  • о разнообразии растений и животных,
  • объектов неживой природы

Распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Чаще всего эти наблюдения связаны с сезонными изменениями. Результаты наблюдений заносятся в календарь природы. Чаще всего детям с помощью условных знаков предлагается заносить: температуру воздуха, облачность, наличие ветра, осадки. Могут обозначаться и другие изменения: прилет птиц, состояние ближайшего водоема, появление сосулек и т. п. Наблюдения за сезонными изменениями в природе  проводятся не от случая к случаю, а систематически.

Важнейшим свойством личности натуралиста-исследователя является наблюдательность.

Развитию наблюдательности способствуют:

Игры (Например: «Найди животных, которые спрятаны в осеннем лесу»)

Задания Например: «Посмотрите, на что похоже это облако?», «Обратите внимание на рисунок падающих снежинок, постарайтесь запомнить их и изобразить на бумаге» и т. п.

«Кто больше найдет отличий?»

«Отгадай, каких животных художник спрятал среди листьев»

«Составь фоторобот животного».

Имитация ребенком движений и звуков наблюдаемых объектов, явлений: «Покажи (с помощью рук) движение крыльев птицы»; «Покажи, как кричит петух, мычит  теленок» и т. п.

Не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире, удается изучать посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит опыт: метод исследования, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, получить новое знание.

О соотношении наблюдений и опытов в научном познании И. П. Павлов сказал: «Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».

В нашей группе мы проводим опыты взяв за основу картотеку экспериментов для дошкольников "Неизведанное рядом"составленную на основе сборника О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, в которой собраны различные по характеру опыты:

  • опыты с магнитами;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • опыты, объектом которых является человек.

Экскурсии в природу и занятия на экологической тропе.

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать информацию о природных объектах и явлениях.

Непосредственное общение с природой стимулирует эмоциональные проявления детей. Однако образовательный эффект экскурсии во многом будет зависеть от педагога, его способности вовлечь ребенка в восприятие природного окружения.

 Возраст дошкольников не позволяет проводить с ними длительные пешеходные маршруты. Тем не менее и при работе с ними можно организовать экскурсии в ближайший лес (возможно, с выездом на автобусе), парк, сквер, к водоему, на огород, ферму, в плодовый сад.

Экологическая тропа – это специально оборудованный для экологического образования маршрут на местности. 

Экологическая тропа может проходить как в пределах территории ДОО, если участок в природном отношении достаточно разнообразен, так и за его пределами.

Желательным элементом экологической тропы является результат деятельности человека.

 Это могут быть кострища, где можно показать, сколь длительное время требуется для восстановления природного почвенного слоя,

«кляксы» выброшенного строителями неиспользованного раствора бетона, уже начинающего покрываться лишайником.

Здесь проводят обучение правилам поведения в природе, для чего устраивается показательное место отдыха с очагом, кострищем со снимаемым дерном и т. п.

В последнем случае тропа, как правило, пересекает различные в природном отношении участки местности и включает доступные для изучения детей объекты природы:

  • овраг с противоэрозионными сооружениями,
  • деревья,  
  • птичьи гнезда или их макеты,
  • следы пребывания животных (кротовые выбросы, следы зверей, оставленные на влажной почве) и др.

Экологические праздники.                                        

 Праздники имеют большие воспитательные возможности.

Отличительной особенностью этой формы образовательной деятельности является то, что каждое мероприятие требует большой предварительной подготовки как со стороны организаторов праздника (педагога, родителей) так и со стороны детей.

При этом дети включаются в различные виды деятельности еще до праздника: разучивают стихи, песни, готовят инсценировки, рисунки, в некоторых случаях кормушки для птиц и т. п.

Репетиции и заучивание наизусть  требует многократного повторения правил поведения в природе.

 С помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что важно для повышения общего уровня экологической культуры населения.

Перечень рекомендуемых праздников включает и праздники экологической направленности.

– Всемирный день животных (4 октября) (цель – формирование первичных ценностных представлений о животных как меньших братьях человека);

– Всемирный день Земли(22 апреля) и Всемирный день водных ресурсов(22 марта);(цель – воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека);

– Международный день птиц (1 апреля);(цель – воспитание осознанного, бережного отношения к птицам).

Совсем недавно у нас в ДОУ прошёл «Праздник леса» на котором дети продемонстрировали своё актёрское мастерство и экологические знания. 

Продуктивна деятельность.

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, создание разного рода поделок из природного и бросового материала.

В методической литературе продуктивная деятельность в аспекте экологического образования почти не рассматривается. Обыкновенно отмечается, что
обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует развитию дошкольников.

Между тем эта деятельность представляет возможности и для экологического образования детей. При этом продуктивная деятельность детей часто оформляется в виде игры.

Продуктивную деятельность ребенка в аспекте экологического образования можно сгруппировать следующим образом.

Создание продукта, моделирующего природные объекты

  • рисунки объектов, чаще всего растений, животных, их лепки из пластилина;
  • аппликации из резаной бумаги, листьев деревьев или другого материала природных объектов (снежинок, растений, животных), узоры из растительных фигур и т. п.

В познавательном отношении данная деятельность носит природоведческий характер – уточняются представления детей о пропорциях природных объектов, их окраске и др. В то же время с участием педагога здесь формируется и отношение к моделируемым объектам, что относится уже к сфере экологического воспитания.

Приводим пример деятельности, в основе которой лежит конструирование:

  • Создание продукта, имеющего непосредственное отношение к природоохранительной деятельности.
  • Рисование природоохранительных плакатов, сцен правильного и неправильного поведения человека в природе;
  • Конструирование и изготовление вместе со взрослыми кормушек для птиц, птичьих домиков и т. п.

Эта деятельность расширяет представления детей о природоохранительной деятельности человека, отражает их отношение к происходящему. 

 Создание моделей экологических связей.

В повседневной деятельности с детьми мы часто используем рисунки-схемы или предметные модели, собранной из карточек с изображением растений, животных и стрелок, показывающих направление связи (направление перемещения вещества и энергии в пищевых цепочках, направление физического воздействия одних организмов на другие).

Подобного рода деятельность не только углубляет представления детей о характере взаимоотношений организмов в природных сообществах (экосистемах), но и способствует становлению одного из важных познавательных универсальных учебных действий – знаково-символического моделирования.

Специфическим видом продуктивной деятельности, которую можно одновременно отнести к трудовой деятельности, является выращивание растений в уголке природы или на участке ДОО. Продуктивной ее можно считать потому, что и здесь дети создают реальный продукт – растение. В плане экологического образования это, пожалуй, самая эффективная деятельность, поскольку она неизбежно сопровождается формированием экологических знаний. Дети получают элементарные представления о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений, у них формируется соответствующее отношение к выращиваемому растению.

Особое место в плане экологического образования занимает деятельность по изготовлению поделок из природного и бросового материала. 

Этот материал может быть использован для создания детьми продукта, имеющего непосредственное отношение к экологии: изготовление кормушек для птиц, птичьих домиков.

Педагогу представляется возможность проводить идею бережного использования природных ресурсов, целесообразности вторичного использования материалов. Машины и куклы, бытовая техника, детские игровые площадки, костюмы, картины, кукольный театр и многое другое может быть сделано из бытовых отходов: пластиковых стаканчиков, трубочек и бутылок, пакетов, крышек, фантиков. В некоторых регионах страны проводятся специальные конкурсы поделок из бытовых отходов и бросового материала.

В современных критериях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, с методами освоения дошкольником разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием критерий, предусматривающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Целевыми ориентирами экологического образования становятся:

  • формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
  • отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
  • организации детских эколого-субкультурных практик

2.2. Организация развивающей среды.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды.

В нашей группе имеется как традиционный уголок природы, так и уголок экспериментирования.

Важная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В уголке имеются различные колбы, пробирки, книги, энциклопедии. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеется лупа. Также есть микроскоп, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д.

Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:

«Удивительные свойства воды»;

«Воздух-невидимка»;

«Его величество огонь»;

«Чудеса под ногами»;

«Волшебный магнит»

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью  экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы.

Были проведены беседы с детьми на тему: «Помоги птицам зимой», целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков, эколого-просветительская работа с родителями.

Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов: из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

Нами был организован экологический проект «Огород на подоконнике», в котором приняли участие дети нашей группы, а так же родители. Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Мы приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. Подбирали художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород

Рассматривали семена (лук, огурцы, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль). Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка).

Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку»«Овощи с нашей грядки»«Наш огород», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду и т. д. на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.

Заключение.

Дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоционально-чувственная восприимчивость делает этот период основополагающим.

Формирование личностных качеств и становление экологической воспитанности ребёнка – наиболее важный результат экологического образования в дошкольном детстве. И если наряду с этим дошкольником освоены элементарные знания о живом и умения взаимодействия с природными объектами, сформированы представления о животном и растительном мире, благодаря чему его добрые намерения воплощаются в гуманном поступке в природе, то можно утверждать, что ребенок станет экологически образованной личностью.

 Главная цель взрослых:

  • воспитать бережное отношение и любовь   к природе.
  • познакомить  с её тайнами.
  • показать   интересное и необычное  из жизни растений и животных.
  • научить наслаждаться запахом  цветущих трав, красотой распустившегося цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества:

  • жизнерадостность,
  • эмоциональность,
  • чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

ВЫВОД

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных.

        Список используемой литературы

1. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 (ред.от 21.01.2019г.)

2. Фольклорно-экологические занятия с дошкольниками 5–7 лет / авт.-сост. Г. А. Лапшина. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 157 с.

3.  Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: монография / Н.А. Рыжова; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т развития проф. образования. - М.: Издат. центр Акад. проф. образования, 1999. - 170 с

4.   Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель. – 260 с.

5.   Исследовательская деятельность на прогулках : экологические занятия с детьми 5–7 лет / авт.-сост. М. П. Костюченко. – Волгоград : Учитель. – 87 с.

6.  Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов, образовательная деятельность детей 6–7 лет в походах / авт.-сост. И. А. Холодова, Г. С. Александрова, А. В. Корнеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 180 с.

7.   Познавательно-исследовательские занятия с детьми5–7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С. В. Машкова[и др.]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 185 с.

8.  Ягодин Г. А. Образование должно формировать личность. - М.: Изд-во Агентства печати "Новости", 1987. - 30 с.

9. Экологическое образование школьников / [А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др.]; Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983. – 160 с.

10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.

11. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 232 с. : ил.

12.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ. (ред. от 14.07.2022г.)

13.СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодёжи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы экологического образования старших дошкольников.

Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни,  в условиях сельского детского сада....

Взаимодействие педагогов и родителей в формировании личностных качеств у детей (из опыта работы группы «Рябинка»)

Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Основные её структуры закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию л...

Презентация к родительскому собрания "Формирование личностных качеств ребёнка"

Презентация к родительскому собранию "Формирование личностных качеств ребёнка"...

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА

Формирование личности закладывается в раннем детстве. У человека формируются нравственные формы, нормы поведения, а также понимание себя как личности. Данные сведения ребенок получает от семьи, образо...

Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед С.А. Позднякова Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста...

Поддержка детской инициативы, как основы развития личностных качеств и достижений целевых ориентиров средствами кейс- технологий."

Данный материал поможет педагогам узнать виды кейс- технологии, где и как использовать в работе с детьми, в каких видах деятельности. А также можно узнать как правильно выстроить работу с детьми старш...