Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в младшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
экспериментально-опытнической деятельности
в младшей группе
Составил воспитатель Призенцова Е.А.
Месяц | Неделя | Тема ОСО | Тема опыта | Цели | Материалы и оборудование |
Сентябрь | 1 | “Хорошо у нас в детском саду” | “Красящие вещества фруктов” | Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. | Фрукты: киви, апельсин, лимон, виноград; листы фильтровальной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные пластмассовые стаканчики по количеству детей; лупа, клеенка. |
2 | “Няня моет посуду” | “Узнаем, какая вода” | Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. | Три одинаковых емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая заполнена под самую крышку с чистой водой, третья – с водой, окрашенной жидким красителем (фиточай); стаканчики для детей, сахар, ложки. | |
3 | “Овощи с грядки” | “Где прячутся детки” | Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее строение семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок. | Переспелые плоды помидоры, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца, пророщенные и сухие семена этих растений на всех детей; клеенка, лупа. | |
4 | “Что мы делаем в детском саду” | “Легкий - тяжелый” | Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые). | Куклы Мишка и зайчонок, разнообразные предметы и игрушки, непрозрачные емкости с песком, кусочками ткани, камешками, ватой, водой, шишками; подбор символов “тяжелый” и “легкий”. | |
Октябрь | 1 | “Папа, мама, я - семья” | “Веселые человечки играют” | Познакомить детей со строением тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши) и лица (нос, глаза, брови, рот, волосы). | Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любые зверьки и птичка), “чудесный мешочек”, зеркало, муляжи – плоские картонные фигурки человека, разрезанные по диагонали и горизонтали (голова и шея, правая рука по локоть, кисть левой руки и т.п.) |
2 | “Чудесный мешочек” | “Игры с соломинкой” | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. | Трубочки для коктейля, емкость с водой | |
3 | “Меняем воду в аквариуме” | “У воды нет вкуса и запаха” | Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха. | Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей. | |
4 | “Мой родной город” | “Что звучит” | Научить детей определять предмет по издаваемому звуку. | Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан, ширма. | |
Ноябрь | 1 | “Помогите Незнайке” | “Бумага: её качества и свойства” | Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит) | Пища и бумага, ножницы, емкость с водой, образцы разных видов бумаги для каждого ребенка, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
2 | “Теремок” | “Дерево: его качество и свойства” | Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять его качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, нож, алгоритм описания свойств материала. | |
3 | “В гостях у бабушки” | “Наши помощники” | Познакомить детей с органами чувств и их назначением ( глаза – смотреть, уши – слышать, нос- определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности). Учить беречь органы чувств. | “Чудесная коробочка” (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с погремушкой или бубном; “Чудесный мешочек с яблоком”; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой, прозрачная емкость, кусочки сахара. | |
4 | “Варвара – краса, длинная коса” | “Нарисуем свой портрет” | Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | Маркеры, губки, зеркала – большие и маленькие. | |
Декабрь | 1 | “Подарки для медвежонка” | “Музыка или шум” | Научить детей определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, балалайка, трубочка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со “звуками” (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой). |
2 | “Транспорт” | “Подуй на свечу” | Показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха. | Спички, свеча, подставка. | |
3 | “Покормим птиц зимой” | “Изготовление цветных льдинок” | Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. | Стаканчики с водой, краска гуашь, палочки для размешивания, формочки, веревочки – для каждого ребенка. | |
4 | “Наш зайчонок заболел” | “Горячо - холодно” | Научить детей определять температурные качества предметов и веществ. | Листочки бумаги по количеству детей, настольная лампа, масляный радиатор. | |
Январь | 2 | “Деревянный брусочек” | “Что горит? ” | Уточнить знания о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо. | Металлическая тарелочка или поднос, спички, кусочки бумаги, деревянные палочки, металлические предметы (гвоздь, гайка, ложечка), стакан с водой. |
3 | “Приключение в комнате” | “Что в коробке” | Познакомить детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа) Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа. | |
4 | “В январе, в январе много снега во дворе” | “Украсим ёлочку” | Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску. | Стаканчики с водой, краска гуашь, палочки для размешивания, формочки, веревочки, мелкие игрушки, елочка на участке. | |
Февраль | 1 | “Как мы с Фунтиком возили песок” | “Песок и глина. Сыпучесть” | Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – сыпучесть. | Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, лист бумаги или клеенка. |
2 | “Кто в домике живет? ” | “Починим куклу” | Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Ввести понятие признаков полового различия (прическа, одежда, имя). | Клей, контуры тела человека, части руки, нога, стопа, туловище разного размера, шея, голова с ушами – для каждого ребенка; изображения разных эмоциональных состояний человека, изображения причесок, одежда для девочек и для мальчиков (картинки). | |
3 | “У меня живет котенок” | “Песок и глина. Рыхлость” | Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость. | Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, клеенка, небольшие палочки по количеству детей. | |
4 | “Вот так мама, золотая прямо! ” | “Что в пакете? ” | Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве. | Полиэтиленовые пакеты по количеству детей. | |
Март | 1 | “Золотая мама” | “Надувание мыльных пузырей” | Научить пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок). |
2 | “Смешной рисунок” | “Волшебная кисточка” | Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый). | Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребёнка. | |
3 | “Уход за комнатными растениями” | “Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды” | Выделить фактор внешней среды – воду, как существенную необходимость для роста и развития лука | Две одинаковые луковицы, два стаканчика (один наполнен водой, другой пустой). | |
4 | “Одежда” | “Ткань: её качества и свойства” | Научить детей узнавать вещи из ткани, определять её качества ( толщину, структуру поверхности, мягкость, степень прочности) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трёх цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | |
Апрель | 1 | “Тарелочка из глины” | “Глина, её качества и свойства” | Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала. |
2 | “Мебель” | “Угадай-ка” | Показать, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы и размеров из одинаковых материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с водой; емкость с песком, шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик. | |
3 | “Прогулка по весеннему лесу” | “Солнечные зайчики” | Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных “зайчиков”. | Зеркала по количеству детей, источник света. | |
4 | “Что лучше: бумага или ткань” | “Какие предметы могут плавать?” | Дать представление о плавучести предметов и о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы. | |
Май | 1 | “Найди предметы рукотворного мира” | “Таинственные картинки” | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. |
2 | “Подарок для крокодила Гены” | “Игры с воздушным шариком и соломинкой” | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. | Два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий), воздушные шарики, емкости с водой – для каждого ребенка. | |
3 | “Экологическая тропа” | “Игры с цветными стеклышками” | Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла. | Стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования. | |
4 | “Опиши предмет” | “Вода принимает форму” | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | Воронки, узкий и высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
Планирование работы на год...
Перспективное планирование по изобразительной деятельности. 1 младшая группа .
В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию одно по лепке.К концу года дети 1 младшей группы могут:Знать, что карандашами, фломастерами и кисть можно рисовать.Различ...
Перспективное планирование по опытнической деятельности в младшей группе (4г.ж.)
Перспективное планирование по опытнической деятельности в младшей группе (4г.ж.)...
Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа
Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....
Перспективное планирование по конструкторской деятельности (первая младшая группа)
Перспективное планирование по конструкторской деятельности (первая младшая группа)...
Перспективное планирование по изобразительной деятельности в младшей группе
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности , поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольнико...
Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе.
Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов. Формировать представления о живой и не живой природе....