Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в младшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Призенцова Елена Александровна

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование  

экспериментально-опытнической деятельности

в младшей группе

 Составил воспитатель Призенцова Е.А.

Месяц

Неделя

Тема ОСО

Тема опыта

Цели

Материалы и оборудование

Сентябрь

1

“Хорошо у нас в детском саду”

“Красящие вещества фруктов”

Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет.

Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

Фрукты: киви, апельсин, лимон, виноград; листы фильтровальной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные пластмассовые стаканчики по количеству детей; лупа, клеенка.

2

“Няня моет посуду”

“Узнаем, какая вода”

Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

Три одинаковых емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая заполнена под самую крышку с чистой водой, третья – с водой, окрашенной жидким красителем (фиточай); стаканчики для детей, сахар, ложки.

3

“Овощи с грядки”

“Где прячутся детки”

Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее строение семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Переспелые плоды помидоры, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца, пророщенные и сухие семена этих растений на всех детей; клеенка, лупа.

4

“Что мы делаем в детском саду”

“Легкий - тяжелый”

Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

Куклы Мишка и зайчонок, разнообразные предметы и игрушки, непрозрачные емкости с песком, кусочками ткани, камешками, ватой, водой, шишками; подбор символов “тяжелый” и “легкий”.

Октябрь

1

“Папа, мама, я - семья”

“Веселые человечки играют”

Познакомить детей со строением тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши) и лица (нос, глаза, брови, рот, волосы).

Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любые зверьки и птичка), “чудесный мешочек”, зеркало, муляжи – плоские картонные фигурки человека, разрезанные по диагонали и горизонтали (голова и шея, правая рука по локоть, кисть левой руки и т.п.)

2

“Чудесный мешочек”

“Игры с соломинкой”

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Трубочки для коктейля, емкость с водой

3

“Меняем воду в аквариуме”

“У воды нет вкуса и запаха”

Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей.

4

“Мой родной город”

“Что звучит”

Научить детей определять предмет по издаваемому звуку.

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан, ширма.

Ноябрь

1

“Помогите Незнайке”

“Бумага: её качества и свойства”

Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит)

Пища и бумага, ножницы, емкость с водой, образцы разных видов бумаги для каждого ребенка, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

2

“Теремок”

“Дерево: его качество и свойства”

Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять его качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, нож, алгоритм описания свойств материала.

3

“В гостях у бабушки”

“Наши помощники”

Познакомить детей с органами чувств и их назначением ( глаза – смотреть, уши – слышать, нос- определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности). Учить беречь органы чувств.

“Чудесная коробочка” (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с погремушкой или бубном; “Чудесный мешочек с яблоком”; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой, прозрачная емкость, кусочки сахара.

4

“Варвара – краса, длинная коса”

“Нарисуем свой портрет”

Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

Маркеры, губки, зеркала – большие и маленькие.

Декабрь

1

“Подарки для медвежонка”

“Музыка или шум”

Научить детей определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, балалайка, трубочка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со “звуками” (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой).

2

“Транспорт”

“Подуй на свечу”

Показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.

Спички, свеча, подставка.

3

“Покормим птиц зимой”

“Изготовление цветных льдинок”

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

Стаканчики с водой, краска гуашь, палочки для размешивания, формочки, веревочки – для каждого ребенка.

4

“Наш зайчонок заболел”

“Горячо - холодно”

Научить детей определять температурные качества предметов и веществ.

Листочки бумаги по количеству детей, настольная лампа, масляный радиатор.

Январь

2

“Деревянный брусочек”

“Что горит? ”

Уточнить знания о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо.

Металлическая тарелочка или поднос, спички, кусочки бумаги, деревянные палочки, металлические предметы (гвоздь, гайка, ложечка), стакан с водой.

3

“Приключение в комнате”

“Что в коробке”

Познакомить детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа)

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа.

4

“В январе, в январе много снега во дворе”

“Украсим ёлочку”

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску.

Стаканчики с водой, краска гуашь, палочки для размешивания, формочки, веревочки, мелкие игрушки, елочка на участке.

Февраль

1

“Как мы с Фунтиком возили песок”

“Песок и глина. Сыпучесть”

Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – сыпучесть.

Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, лист бумаги или клеенка.

2

“Кто в домике живет? ”

“Починим куклу”

Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Ввести понятие признаков полового различия (прическа, одежда, имя).

Клей, контуры тела человека, части руки, нога, стопа, туловище разного размера, шея, голова с ушами – для каждого ребенка; изображения разных эмоциональных состояний человека, изображения причесок, одежда для девочек и для мальчиков (картинки).

3

“У меня живет котенок”

“Песок и глина. Рыхлость”

Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость.

Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, клеенка, небольшие палочки по количеству детей.

4

“Вот так мама, золотая прямо! ”

“Что в пакете? ”

Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Март

1

“Золотая мама”

“Надувание мыльных пузырей”

Научить пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).

2

“Смешной рисунок”

“Волшебная кисточка”

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый).

Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребёнка.

3

“Уход за комнатными растениями”

“Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды”

Выделить фактор внешней среды – воду, как существенную необходимость для роста и развития лука

Две одинаковые луковицы, два стаканчика (один наполнен водой, другой пустой).

4

“Одежда”

“Ткань: её качества и свойства”

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять её качества ( толщину, структуру поверхности, мягкость, степень прочности) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трёх цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Апрель

1

“Тарелочка из глины”

“Глина, её качества и свойства”

Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

2

“Мебель”

“Угадай-ка”

Показать, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размеров из одинаковых материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с водой; емкость с песком, шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

3

“Прогулка по весеннему лесу”

“Солнечные зайчики”

Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных “зайчиков”.

Зеркала по количеству детей, источник света.

4

“Что лучше: бумага или ткань”

“Какие предметы могут плавать?”

Дать представление о плавучести предметов и о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.

Май

1

“Найди предметы рукотворного мира”

“Таинственные картинки”

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

2

“Подарок для крокодила Гены”

“Игры с воздушным шариком и соломинкой”

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий), воздушные шарики, емкости с водой – для каждого ребенка.

3

“Экологическая тропа”

“Игры с цветными стеклышками”

Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.

4

“Опиши предмет”

“Вода принимает форму”

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Воронки, узкий и высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по изобразительной деятельности. 1 младшая группа .

В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию одно по лепке.К концу года дети 1 младшей группы могут:Знать, что карандашами, фломастерами и кисть можно рисовать.Различ...

Перспективное планирование по опытнической деятельности в младшей группе (4г.ж.)

Перспективное планирование по опытнической деятельности в младшей группе (4г.ж.)...

Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа

Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

Перспективное планирование по конструкторской деятельности (первая младшая группа)

Перспективное планирование по конструкторской деятельности (первая младшая группа)...

Перспективное планирование по изобразительной деятельности в младшей группе

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности , поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольнико...

Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе.

Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов. Формировать представления о живой и не живой природе....