Конспект по познавательному развитию: "Волшебница вода".
план-конспект занятия по окружающему миру

Выборова Валентина Викторовна

Конспект по познавательному развитию: "Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyborova_v.v._detskaya_laboratoriya.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска

      

                                                                                            Конспект

по познавательному развитию с элементами экспериментирования

на тему: «Волшебница вода»                                          

подготовительная группа

 

Направление образования и развития (образовательная область):

                                                                    «Познавательное», «Социально-коммуникативное»             

Форма НОД – детская лаборатория    

                                                                                                                       Автор разработки: Выборова В.В.

                                         

                                                                                             

Цель: ознакомление детей со свойствами воды: текучесть; отсутствие собственной формы; пар тоже вода; вода может растворять предметы.

Задачи:

Образовательные:

  • объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
  • Обеспечить участие каждого ребёнка в познавательно- исследовательской деятельности;
  • способствовать развитию навыков проведения лабораторных опытов, соблюдая при этом технику безопасности;
  • закрепить умение работать с посудой: стеклянной и прозрачной;

Развивающие:

  • формировать у детей исследовательские навыки; 
  •  развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
  • Поддерживать интерес детей  в проведении опытов;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к экспериментированию, через исследовательскую деятельность, доброжелательное отношение к положительным поступкам;
  • развивать нравственные качества личности ребенка.

.

Методы и приемы: игровой, творческий, метод практической деятельности, вопросы детям , метод стимулирования (похвала, одобрение),  ИКТ, проблемные ситуации, анализ, подведение итогов

Ресурсная база: фонтанчик,  фартуки, нарукавники на каждого ребёнка, вода, набор стеклянной посуды для экспериментирования,  сахар, соль, масло,  экран для просмотра слайдов, салфетки на каждого ребёнка для изготовления фильтра, мяч.

Планируемые результаты: формирование устойчивого интереса к экспериментированию с водой, как источнику необходимому для жизни человека, развиты коммуникативные навыки, творческие способности.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное» (развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (бережное отношение к воде), «Речевое развитие» (содействие развитию творчества в речевой деятельности через различные жанры художественной литературы), Познавательное развитие (развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности); «Физическое  развитие» (развитие двигательной активности).

Современные педагогические технологии: Технология проблемного обучения (создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности постановка и решение проблемного характера); Информационно –коммуникативная технология (демонстрация слайдов); Технология исследовательской деятельности (проведение опытов с водой); Социо-игровые технологии (игра с правилами «Хорошо - плохо», «Какая бывает вода»).

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, виды деятельности

Результат

Вводная часть:   – организационный этап,  Психологический настрой на предстоящую деятельность, (2 минуты)

Создать ситуацию психологической безопасности.

Организовать направленное внимание

Создать условия для

формирования интереса к занятию

Звучит музыка – журчание воды.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас  пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты  проводили мы с вами?  Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

Воспитатель поддерживает диалог и рассуждение детей.

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

Ответы детей.

Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

Организационно – педагогические условия: подготовлена «лаборатория» с необходимым оборудованием, фонтанчик.

 

 

Психологическая готовность к деятельности и внутренняя мотивация

Вводная часть: Мотивационно – побудительный этап (2 минута)

Создать проблемную ситуацию

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она может делать?

Воспитатель: Ребята, а вы готовы  к поиску нового и интересного о воде?

А если возникнут трудности в решении задания, что вы будите делать?

Ответы детей.

Дети дают ответы: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Технология проблемного обучения.

Способность самостоятельно находить решения, решать задачи адекватные возрасту.

Основная часть: Актуализация, проживание ситуации и постижение её изнутри (3минуты)

Создавать условия для формирования представление о предстоящей деятельности и задачах.

Воспитатель:

Чтобы приступить к работе в нашей лаборатории, нам нужно одеть специальную одежду – фартуки, нарукавники.

Для начала подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети подготавливаются к работе, надевают фартуки и нарукавники.

Дети вспоминают правила работы со стеклянной посудой.

Приемы активизации самостоятельного мышления.

Любознательность и активность

2 этап - выстраивание своего отношения к происходящему, проживание ситуации ( 2 минуты)

Формировать способность высказывать «оригинальные» идеи;

Воспитатель: А какие правила мы должны соблюдать при работе в «лаборатории»?Что может случиться, если их нарушить?

 Дети отвечают, устанавливают правила работы в лаборатории

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Сформированные представления о важности установления правил при работе во время проведения опытов.

Основная часть:   Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения с полной эмоциональной и эстетической отдачей (15 минут)

Обеспечить участие каждого ребёнка в познавательно- исследовательской деятельности, что способствует  развитию мышления.

Поддерживать интерес детей  в проведении опытов

активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами.

Способствовать

развитию у детей способности

анализировать происходящее во время опытов.

Способствовать

формированию у детей исследовательских навыков.

Формирование знаний детей о том, что вода  нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим.

Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. 

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, на экран.

Показ слайдов: вода в море, реке, ручей.

Воспитатель: У вас на стол стеклянные шарики. Какой формы эти предметы?

Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Воспитатель: А как, вы думаете,  есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?  Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

А сейчас я предлагаю  вам не много отдохнуть и  поиграть в игру «Хорошо - плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда  будет отвечать на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начинаем игру.

Молодцы, вы верно отвечали на поставленные вопросы. Мне очень понравилось, как вы играли.

Возвращаемся к нашим экспериментам: Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть? Когда это происходит?

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Посмотрим на экран. Что же за приборы могут нагревать воду.

Просмотр слайдов по превращению воды в пар.

Воспитатель: И так, скажите, о каком свойстве воды мы узнали просмотрев опыт на экране?

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками.

Воспитатель поднимает салфетку, дети называют, что там лежит (сахар, соль, масло).

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.

Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?

Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

 Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились. Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. А вы смогли бы  пить такую воду и почему? Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю. Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку. А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Куда же делось масло?

Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети отвечают: Вода жидкая.

Дети высказывают свои предположения.

Самостоятельная работа детей.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

 

Дети разбиваются на две команды. Команды по очереди отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети высказывают свои предположения.

 

Дети рассаживаются на свои рабочие места.

Дети работают самостоятельно, объясняя происходящее.

Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.

Дети отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа детей.

Практическая работа.

Приемы активизации самостоятельного мышления

Демонстрация  слайдов.

Индивидуальная работа

Игра «Хорошо-плохо».

 

Метод стимулирования (похвала, одобрение).

Беседа.

Демонстрация объектов на слайдах

Продуктивная деятельность.

Метод стимулирования (похвала, одобрение).

Проявление  познавательной  и творческой активности.

Сформирован интерес детей в проведении опытов.

Дети умеют отвечать на вопросы. Ясно и внятно выражают свои мысли.

Дети активны, эмоционально реагируют.

Дети умеют доказывать свою точку зрения.

III.Заключительная часть: Релаксация. ( 2 минуты)

Создание атмосферы радости и удовлетворении.

активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами.

Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч

(минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

Дети играют.

Дети активны, чётко отвечают на поставленные вопросы.

Заключительный этап. Рефлексия.(2 минуты)

Обобщение полученного опыта

ребенка.

После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. О каких новых свойствах воды вы узнали, проведя время в лаборатории?

 Что вы расскажите о своей работе в «лаборатории»  родителям?

Дети отвечают на вопросы воспитателя дают оценку своей деятельности и деятельности других.

Беседа.

Осознание, себя как участника познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию ВОЛШЕБНИЦА ВОДА

Рубрика — Занятия в детском садуЗанятия в старшей группе (конспекты занятий, статьи и др.)Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель Гусарова Н.И., де...

Конспекты занятий по познавательному развитию «Волшебница вода».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...

Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию ВОЛШЕБНИЦА ВОДА

Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию ВОЛШЕБНИЦА ВОДА...

Конспект занятия в младшей группе по познавательному развитию "Волшебница вода"

Данный материал может быть использован педагогами дошкольного образования....

План - конспект занятия по познавательному развитию "Волшебница вода"

План - конспект занятия по познавательному развитию "Волшебница вода"...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Волшебница вода»

развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах...

Конспект по познавательному развитию "Волшебница вода" средняя группа

Цель: формирование представлений у детей о воде и ее свойствах: цвет, запах, вкус по средствам экспериментальной деятельности с водой....