Проек "Вода волшебница"
проект по окружающему миру (младшая группа)

проект по опытно-экспериментальной деятельностив младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx129.24 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» села Турочак

Проект

по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе

«Вода-волшебница»

https://i.ytimg.com/vi/q_or9iv2UwM/hqdefault.jpg

Автор проекта: Сумусенкова Ольга Сергеевна,

воспитатель

с.Турочак, 2018

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Дети, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев

Вид проекта: опытно – экспериментальный.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (1 месяц)

Участники проекта: дети младшей группы, родители, педагоги группы.

Девиз проекта: «Все интересно – что неизвестно!»

Ресурсы, необходимые для реализации проекта 

Данный проект может оказаться полезным, доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующий больших финансовых и материальных затрат.

Общие сведения о ДОУ

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» расположен по адресу: индекс 649140, Республика Алтай, Турочакский район, село Турочак, ул. Зеленая, 14. Рабочий телефон: 8(388)43 22-5-98.

Учредитель: Отдел образования Турочакского района МО «Турочакский район».

Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов – с 07.30 до 18.00. 

Дошкольное учреждение имеет 5 возрастных групп.

В детском саду образовательную деятельность ведут квалифицированные специалисты и педагоги.

Детский сад реализует Образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Постановка проблемы

В ходе наблюдений в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста выявлена следующая проблема: у детей недостаточный уровень знаний и представлений о свойствах и назначении воды, об источниках загрязнения ее и последствиях. Для решения проблемы в данном вопросе был разработан краткосрочный проект по теме «Вода – волшебница»

Актуальность темы проекта

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Практическая значимость проекта

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывая стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Цель проекта: развитие познавательной активности  детей 3-4 лет через экспериментирование с водой.

Задачи для достижения поставленной цели:

Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей с учетом  возраста  и индивидуальных особенностей.

Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

Формировать навыки мыслительных действий.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

Разработка  проекта, отбор содержание.

Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Практический этап

Проведение опытов с водой.   

Чтение отрывков из произведений: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр»

Разучивание песенки «Дождик»

Отгадывание загадок.

Дидактические игры: «Капельки и тучка», «Кому нужна вода»

Наблюдение «За дождем из окна»

    3. Заключительный этап

Итоговое занятие «Вода-волшебница»

Оформление проекта

Ожидаемые результаты деятельности в рамках проекта

Получив  знания о воде и ее свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде.

У ребенка повысится интерес к познавательной деятельности.

Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Приложение 1

Картотека опытов

Опыт №1: «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить что нибудь, у воды будет запах того, что мы добавили. (Добавляет валерьянку)

Опыт №3 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса.  Теперь добавим в один стакан соль, а в другой сахар. Какой вкус вода теперь приобрела? Чистая вода не имеет вкуса, но если в воду что-то добавить, то вода приобретет вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт №4 «Вода прозрачная».

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Воспитатель: Ребята, а если в воду добавить краску, что произойдет с водой?

Дети: Она окрасится и станет цветной.

Приложение 2

Стихотворения для чтения детям

А. Барто «Девочка чумазая» (отрывок)

- Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях дорожки.

- Я на солнышке лежала,

Руки к верху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

- Я на солнышке лежала,

Нос к верху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

- Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочалу,

Царапалась, как кошка:

- Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос –

Разобиделась до слез:

- Ой, мой бедный

Носик!

Он мыла

Не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

- Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок)

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил.

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо свое умой,

Говорит,

А не то, как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!»

Говорит.

Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять.

Мылом, мылом

Мылом, мылом

Умывался без конца,

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

Тут Великий Умывальник

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Приложение 3

Песенка «Дождик»

Дождь закапал на цветы,

На деревья, на кусты.

  Дождик, дождь,

  Что ты льешь,

  Нам гулять не даешь.

Прибежали мы домой,

Вот так дождик, ой, ой, ой!

  Дождик, дождь,

  Что ты льешь,

  Нам гулять не даешь.

Дождь стучится к нам в окно,

Стало в комнате темно.

  Дождик, дождь,

  Что ты льешь,

  Нам гулять не даешь.

Приложение 4

Загадки о воде

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода, капля)

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без…

(Воды)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит.

(Лужа)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

(Роса)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

(Вода)

На земле осталась я

После летнего дождя,

Разлеглась среди дороги,

Кто пройдет – промочит ноги.

(Лужа)

Она бежит, струится,

На солнце серебрится.

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы.

(Река)

На мне юбка кружевная,

А сама я ледяная.

Я кружусь, как балеринка,

Угадали? Я …

(Снежинка)

Огород наш навести,

В нем немного погрусти.

Лук, морковку, сельдерей

Как из леечки полей!

(Дождь)

Приложение 5

Дидактические игры

«Капельки и тучки»

Цель: формирование зрительной координации, понятия «большой», «маленький».

Материалы: две фигурки тучки одинакового цвета, но разные по размеру; фигурки капелек большого и маленького размеров одинакового цвета.

Ход игры. Предварительно перемешав фигурки-капельки, ребенку предлагается разложить капельки по размерам: большие капельки к большой тучке, маленькие капельки – к маленькой тучке.

Игра комментируется:

Ветер тучку вдруг пригнал,

Мелкий дождь закапал: кап-кап-кап. (тихим голосом)

Ветер сильный вдруг подул,

Капли крупные пошли: кап-кап-кап. (громким голосом)

«Кому нужна вода»

Цель: закрепление знаний детей о том, что вода нужна всему живому, развитие связной речи.

Материалы: большие карты с изображением воды; маленькие карточки с изображением животных, растений, человека, предметы мебели, посуды.

Ход игры: дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода, а кому не нужна убирают в сторонку.

Приложение 6

Наблюдение за дождем

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире.

Ход. Беседа.

Воспитатель: какое время года наступило?

Дети: весна.

Воспитатель: посмотрите в окно, что мы видим.

Дети: идет дождь.

Воспитатель: как вы думаете, откуда берется дождь?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: под воздействием солнечного тепла испаряются мельчайшие капельки воды. Эти капельки очень маленькие, почти невидимые глазу. Вода испаряется с поверхности рек, озер, морей и океанов. Поднимаясь все выше и выше, пар собирается в капельки  воды, ветер собирает капельки в огромные облака. Можно увидеть перед дождем, как белые облака собираются в тучу на глазах темнеют. Капельки в туче соединяются друг с другом, становятся все тяжелее и начинают падать на землю. Так начинает идти дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

недедя "Волшебница вода"

в настоящее время проблема загрязнения водных обектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. свем известно выражение "Вода -это жизнь" Без воды человек не может пр...

недедя "Волшебница вода"

в настоящее время проблема загрязнения водных обектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. свем известно выражение "Вода -это жизнь" Без воды человек не может пр...

Занятие спортивног кружка " Волшебница Гимнастика"

В занятии представлены упражнения с мячом, обручами и гимнастическими лентами....

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...