Методическая разработка "Сундучок сказок" - сборник экологических сказок и рассказов для использования в работе с пособием В.В.Воскобовича "Чудо- крестики"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Данный материал рекомендуется педагогам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_ekolog._skazok.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                          детский сад № 30 города Азова

                                Методическая разработка:

                                     «Сундучок сказок"

                   (сборник экологических сказок и рассказов

                    для использования в работе с пособием

                    В.В. Воскобовича «Чудо- крестики»)

                                                                                           Автор-составитель:

                                                                                       воспитатель МБДОУ № 30

                                                                           Лесниченко Светлана Николаевна

Аннотация

Сборник предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного

возраста, которые в своей деятельности активно используют игры В.В.

Воскобовича. Сборник включает в себя описание системы работы с играми «Чудо- крестики» В.В. Воскобовича, сказки и рассказы, придуманные в ходе взаимодействия с «Чудо- крестиками».

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………..

2. Основная часть…………………………………………………………

3. Заключение……………………………………………………………..

4. Литература……………………………………………………………...

5. Приложение…………………………………………………………….

                                                   Введение

Данная методическая разработка  "Сундучок сказок"– сборник сказок и

рассказов экологического содержания. Посвящена использованию  игры

«Чудо- крестики» В.В. Воскобовича в ходе игровой деятельности с детьми

дошкольного возраста. Представленные сказки и рассказы, подкрепленные

яркой наглядностью «Чудо- крестиков», удерживают интерес и внимание

детей, активизируют речь и развивают пространственное мышление.

В сборник входит описание системы работы и сами сказки и рассказы.

Актуальность данного сборника в сказочных сюжетах, ведь чтобы

заинтересовать ребенка развивающими играми, образовательной

деятельностью в целом, необходимо сначала увлечь его сказкой, дать ему

пережить сопричастность к персонажам. И только после этого ребенок сам

подтянется к развивающим играм, сам начнет создавать образ персонажей и

сказочный сюжет.

Основная цель данного сборника -помочь педагогам и родителям увлечь

детей через сказку в мир природы.

При работе с данным сборником педагог расширит возможности

педагогического взаимодействия с детьми, сможет увлечь детей в

развивающие игры В.В. Воскобовича.  Работа с пособием «Чудо- крестики» показала, что в средствах массовой информации крайне мало методических разработок с данным пособием. На начальном этапе работы мне было очень тяжело взаимодействовать с детьми, именно поэтому родилась идея создания методического пособия, уникального в своем роде.

                                             Основная часть

"Чудо- крестики"– одна из многих разработок инженера В. Воскобовича, игровое познавательное пособие, создающее предпосылки  для формирования логического и образного мышления детей дошкольного

возраста. «Чудо- крестики» представляют собой игру с вкладышами.

Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в

виде геометрических фигур. «Чудо- крестики» – комплекс из трех

комплектов игр, где игра строится по принципу от простого к сложному.

Первый комплект "Чудо- крестики 1" изготовлен для детей, начиная с двух

лет.

На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое

целое  прямо в рамке или на столе. После можно попробовать

собирать фигуры по схемам из прилагаемой инструкции, из альбома с

различными уровнями сложности или по замыслу. Ребенок двух лет сможет

выложить простые фигуры из 2-3 частей, а затем более сложные. Можно

предложить обвести фигуры на листе бумаги, и раскрасить таким же цветом.

Игра способствует развитию воображения, творческих и сенсорных

способностей (восприятия цвета, формы, величины); совершенствованию

интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи); тренировке мелкой

моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов, закреплению знаний о диких и домашних животных, птицах, цветах, насекомых.

Использование технологии В.В. Воскобовича предполагает введение

детей в сказочный сюжет, где элементы игры «Чудо- крестики» превращаются в героев сказочной истории. Сочетание сказочного сюжета, игры и развитие познавательной способности соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста и актуально в современном дошкольном мире.

Принцип «сказочности», являющийся основой технологии В. В.

Воскобовича, позволяет преподносить учебный материал детям в

увлекательной форме, охватывая не только область «Познавательное

развитие», но и все другие образовательные области в их тесном логическом

единстве. Взаимодействуя с элементами игры «Чудо- крестики» ,дети

дошкольного возраста развивают мелкую моторику рук, пространственное

отношение, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.

Игровое пособие «Чудо- крестики» появилось в нашей группе, когда

воспитанники были уже в возрасте 5-6 лет. Мы рассмотрели альбом с

вкладышами, ощупали фигуры. Ребята попробовали собрать разрезанные

фигуры в рамку, затем на столе. Далее стали собирать фигуры по инструкции

из альбома. Также мы обводили карандашом фигуры на листе бумаги.

После ознакомления, мы стали составлять из фигур различных героев,

лепили фигуры из пластилина.

Так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, то и вся работа,

связанная с игровым пособием, была построена через игру в сказки. В

дальнейшем стали составлять рассказы и сказки. В ходе работы с «Чудо-

крестиками» мы стали сочинять сказки и рассказы (см. приложение), которые

стимулируют не только конструктивное развитие ребенка, но и речевое. Так

в процессе игры ребенок воображает, придумывает героям имена и

различные действия, сюжеты, а в итоге воплощает свои мечты и фантазии.

Основные этапы работы с представленными сказками:

1. Прочтение сказки.

2. Вопросы по сказке.

3. Работа с «Чудо- крестиками» (придумывание героев).

4. Соединение сказки с героями (проигрывание сказки с помощью «Чудо-

крестиков»).

                                                     Рефлексия.

Работа с игровым пособием «Чудо- крестики» проходит как в свободное

время (индивидуально, парами, подгруппой детей), так и в процессе

непосредственно-образовательной деятельности.

                                                     Заключение

Используя, разработанный мною материал, ребенок получает

эмоциональное удовлетворение, ему приходиться думать, представлять,

анализировать, подбирать варианты решений. Я, как взрослый и

равноправный партнёр, принимаю участие в игре, тем самым направляя

обучение в нужное русло. Работу в этом направлении буду продолжать.

                                                  Литература

1. Воскобович В.В., Мёдова Н.А., Файзуллаева Е.Д. и др. «Сказочные

лабиринты». Игровая технология интеллектуально-творческого

развития детей. СПб., 2017.

2. Макушкина С.В., Умные игры в добрых сказках: парциальная

программа / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-

Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 224 с.

3. Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и

младшего школьного возраста: Материалы I Всероссийской научно-

практической конференции с международным участием (8 июня 2013г.,

Санкт-Петербург) / под ред. В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко. СПб.,

2013.

                                                        Приложение

                                                    Сказка

                          «Медвежонок Мишик и его друзья»

Жил-был веселый Медвежонок Мишик и был у него маленький друг Галчонок. И пошли они как-то раз в лес, собирать грибы.  Медвежонок  очень любил опята. Пришли они на поляну, на которой росло много грибов и стали собирать их. А полянку освещало яркое солнышко. Вдруг Галчонок увидел в траве яркий желтый огонек. Подлетел поближе и стал смотреть, что же это за огонек. А это был золотой ключик, который освещало яркое солнышко. И стали они думать, чей же это ключ. Кто его хозяин. Мимо пролетала пчела Майя, и друзья решили спросить у нее. Может она знает, чей это ключик. Но пчела не смогла дать ответ, а лишь только сказала, что есть у них в лесу Галчонок  Карчик, который все про всех знает. И отправились они к нему. Галчонок был самым главным в лесу и действительно все про всех знал. И сказал он, что ключ этот потерял Ворон Метр. И друзья поспешили вернуть ключик хозяину. Медвежонку и Галчонку было очень интересно, что же открывал такой красивый ключик. И Ворон показал им сундучок, да не простой, а волшебный. А волшебным  он был потому, что в нем хранились сказки о жителях леса. И когда сундучок открывался, играла волшебная музыка. Вот так  Мишик и Галчонок погуляли по лесу и нашли новых друзей.

                                   Рассказ «Юные зоологи»

В маленькой деревне жила девочка Маша, и любила она играть

со своим другом Ваней. Любимым занятием Маши и Вани было ловить

бабочек своим сачком и рассматривать их окрас, а потом отпускать и

смотреть, как красиво летит бабочка. Как она парит в воздухе. И в один из

солнечных дней Маша увидела на краю опушки соседнего леса большую и

пушистую ель. Она была такая большая, что Маше казалось, что она

маленький муравьишка. И захотелось ей скорее показать это дерево своему

другу Ване.

Прибежала она к нему и говорит:

- Ваня, побежали, я тебе кое-что покажу.

А Ваня ей говорит: "Не могу, мне мама сказала с Мишей ,моим младшим

братом, быть, потому что она уехала в магазин и скоро вернется".

- А ты бери с собой его. Мы быстро. Посмотрим и вернемся.

Ваня подумал-подумал и согласился с предложением Маши. Идут они

втроем, любуются природой. Тут мимо ребят пролетела сорока и полетела

прямо к этой ели.

Маша была очень удивлена и сказала:

- Смотрите, сорока села прямо на ту пушистую ель, которую я вам

хотела показать.

Вскоре они пришли.

- Посмотрите, вот она большая, пушистая и зеленая ель. Она

понравилась не только мне, но и  обитателям леса. Смотрите, а вон сидит

дятел и стучит по стволу, а там  на ветке справа сова сидит и смотрит

большими глазами в разные стороны, а это белка прыгает с ветки на ветку!

- сказала Маша.

- Да, как красиво! – согласился Ваня.

– Маша, Маша, посмотри, Миша нашел червячка!- воскликнул Ваня.

- Нам надо возвращаться домой, скоро мама вернется, пойдемте скорее,

- сказал  Ваня.

Возвращаясь домой, они долго вспоминали большую ель и ее обитателей.

                                          Сказка

                         «Петушок -хвастунишка»

Жил в одной деревне петушок по имени Петя.

Он был главным в своем дворе. Каждое утро, в одно и то же время,

кукарекал и будил всех в округе. Следил за тем, чтобы подружки курочки не

убегали со двора. Но очень уж он любил хвастаться перед соседскими

петухами. Говорил он им, что ни у кого в деревне нет такого громкого

голоса, как у него. Но однажды случилась беда, петушок потерял свой голос.

Увидели это соседские петухи и громко закукарекали. Грустно стало Пете,

ведь все теперь смеялись над ним.

Увидели это пес Бублик и кот Васька и решили помочь петушку.

Кот Васька побежал к корове Зорьке попросить парного молока, а пес

Бублик обратился к пчеле Жуже за вкусным медом.

Друзья приготовили в кружке для Пети вкусное лекарство  и напоили

его. Петушок поблагодарил Бублика и Ваську и снова стал громко

кукарекать по утрам. А хвастаться он перестал, так как боялся потерять

свой голосок.

                                                     Сказка

                                             «Храбрый стриж»

Как-то в зоопарке поселился очень злой лев.

Он рычал и пугал всех посетителей зоопарка, даже злился на тех, кто

его кормил. Однажды одним солнечным днем в вольер залетел маленький

храбрый стриж.

Ему стало жалко сердитого льва, и он устроился возле него на ветке.

Лев только собрался зарычать и прогнать его, но тут стриж зачирикал,

да так красиво, что лев замер. Ему очень понравилось, как чирикал стриж, и

с тех пор лев боялся рычать слишком громко, чтобы не спугнуть маленького

стрижа.

                                               Рассказ

                                 «История про белочку»

Жила была в густом лесу забывчивая белка.

Она прятала орешки, а потом забывала, куда же она их положила.

Однажды холодным зимним днем, когда белочке совсем нечего было есть,

она решила отыскать спрятанные орешки, но никак не могла их найти.

Белочка плакала и переживала. Ее лесные друзья решили помочь подружке.

Птицы, олени и зайцы долго искали запасы белочки,  и к вечеру принесли ей

большой мешок орешков. Белочка была очень рада и угостила всех друзей

вкусным ужином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник экологических сказок. " В гостях у Матушки природы"

Данный сборник предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В нем представлены экологические сказки собственного сочинения, направленные на расширение знаний детей об окружающем мире и воспит...

Сборник экологических сказок

Эко-сказки написанные журналистами Хакасии...

Сборник экологических сказок.

Сборник экологических сказок для дошкольников. Слова, произнесенные героем такой сказки, останутся в памяти на всю жизнь....

Сборник экологических сказок "Берегите природу!"

Мы предлагаем вам сборник экологическихсказок – это результат совместного творчествародителей и детей. В доступной форме нашисказки объясняют суть экологических проблеми причин их появления. Пос...

"Сборник экологических сказок для дошкольников"

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Консультация для родителей «Опыт работы с пособием В. Воскобовича «Чудо-крестики-1» для детей 2-3 лет

Консультация для родителей «Опыт работы с пособием В. Воскобовича «Чудо-крестики-1» для детей 2-3 лет...

Методическая разработка: «Сборник авторских сказок и рассказов для использования в работе с пособием В.В. Воскобовича «Чудо-крестики»»

АннотацияСборник предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста, которые в своей деятельности активно используют игры В.В. Воскобовича.Автор сборника – Кононенко Алина Алексан...