Опытно-экспериментальная деятельность "Взрыв в молоке"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Парамонова Ольга Ивановна

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx83.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Малышок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Опытно – экспериментальная деятельность

«Цветной взрыв в молоке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опытно – экспериментальная деятельность «Цветной взрыв в молоке»

 

Цель: Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Задачи:

  • Создать условия для формирования коммуникативной компетентности детей.
  • Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
  • Обогатить познавательную сферу детей информацией через экспериментальную деятельность, речь.

Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование                                  

Материалы и оборудование:

1.     Молоко (чем больше жирность молока, тем лучше).

2.     Красители (можно использовать красители от пасхального набора).

3.     Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды.

4.     Ватные палочки.

5.     Глубокая стеклянная тарелка.

6.     Пипетка.

7.     Спецодежда (колпак, фартук, нарукавники)

8.     Салфетки

9.     Клеенка

Предварительная работа:

- Беседа и просмотр презентаций о пользе молока;

- Просмотр видеоролика об использовании пищевых красителей в повседневной жизни;

- Обсуждение правильного и безопасного использования моющих средств;

- Рекомендации родителям по организации детского экспериментирования в домашних условиях: Консультация « О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребенка – дошкольника», «Варианты современной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»;

Ход экспериментирования:

Воспитатель: Приветствую сегодня всех,

Я рада встрече с вами.

И не случайно в этот час

Все вместе собрались.

На «Взрыв цветного молока»

И думаю, пройдет оно

Активно и нескучно.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию.

Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным делом.

Только для начала запомним правила безопасности:

Без разрешения запрещается:

- вставать с места

- трогать оборудование, приборы и препараты

- вставлять  что-либо в нос, рот, уши и пр.

- В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружить мы будем!

Воспитатель: Для начала мы наливаем в тарелку молоко. Наливать нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуры, при таком условии опыт будет более зрелищным. Алгоритм № 1 (картинка № 1)

В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (для удобства можно пользоваться пипетками). Алгоритм № 1 (картинка № 2)

Дальше при помощи сухой ватной палочки нужно немного коснуться молока (не нужно смешивать), обратим внимание детей на то, что ни чего не происходит.

После этого возьмем другую ватную палочку, окунем ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло. Алгоритм № 2 (картинка № 3)

Ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение  - короткого времени. (Только касаемся, не нужно перемешивать).

А далее начинается самое интересное – мы с восхищением наблюдаем, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки в разные стороны. Алгоритм № 2 (картинка № 4)

 Ребенок в восхищении от волшебной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда  палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться и рисовать.

Далее предлагаем ребенку продолжить эксперименты – добавляя красители пипеткой, водя ватной палочкой по молоку.

Объяснение опыта для детей:

Молоко помимо воды состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Протеины и жир очень чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса кроется именно в капельке моющего средства, которое ослабляет химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижает поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается.

 

Вывод: Средство для мытья посуды или жидкое моющее мыло разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевые красители «танцевать, играть, взрываться».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Алгоритм № 1

1

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/1(85).jpg

2

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/2(97).jpg

 

Алгоритм № 1

3

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/3(69).jpg

4

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/4(51).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к НОД по опытно - экспериментальной деятельности с участием родителей на тему: "Секреты молока".

Это занятие я провела на республиканском конкурсе "Лидер дошкольного образования - 2016", с участием родителей....

Конспект открытого опытно-экспериментального и исследовательского занятия в средней группе «Лаборатория чудес» по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: Бирюкова М.М.Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском ...

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Секреты молока»

Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма. Привлечь родителей в НОД. Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместно...

Конспект ООД по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) на тему: «Волшебство в молоке» для воспитанников 4-5лет

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию   (опытно-экспериментальная деятельность)  на тему: «Волшебство в молоке»...

Интегрированное занятие по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Пейте дети молоко - будете здоровы!»

Данное занятие расчитано на старший возраст детей (5-7 лет). На занятии ребята проводят эксперименты, доказывающие, чтов молоке содержатся белки, жиры, углеводы и минеральные вещества необходимые для...

Опытно - экспериментальная деятельность "Цветной взрыв молоке""

Опытно – экспериментальная деятельность «Цветной взрыв в молоке» Цель: способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых ...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности «Вот какое молоко»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Вот какое молоко". Ребятам рассказывают о пользе молока и молочных продуктах для организма человека, о том, что надо осознанно относиться к ...