Консультация для педагогов
консультация по окружающему миру

Дульцева Ольга Петровна

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - д/с «Фантазия»

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников

(в рамках дополнительного образования)

Консультация для педагогов

                                                                                              Подготовила воспитатель

                                                                                                                  Дульцева О.П.                                                              

                                                   2020-2021уч. Год

Актуальность

Задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

 К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день. Изучение профессий через сюжетно-ролевые игры, литературу по данной тематике, профессии своих родителей и окружающих их людей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда. Для наиболее качественной работы в этом направлении педагогу дошкольного образования необходимо грамотно применять современные образовательные технологии.

Технологии, которые используются в ранней профориентации дошкольников:

  1. технология проектной деятельности (исследовательские, информационные, практико-ориентированные);
  2. технология исследовательской деятельности (наблюдение, моделирование, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые действия, поручения, коллекционирование, например виды профессий и др.);
  3. ИКТ – технологии (мультимедийные презентации, интерактивные комплексы развивающих и обучающих игр, игровые центры и др.)
  4. личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества: реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд);
  5. игровая технология (организация сюжетно-ролевых и дидактических игр, игровых моментов по ознакомлению с различными профессиями).

Виды деятельности, формы работы:

  1. сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и «Салон красоты», «Строители», «Моряки», «Семья» и другие с  атрибутами, костюмами;
  2. беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Какие профессии ты знаешь?»;
  3. дидактические игры: «Лото - Мамины помощники», «Учись, играя – Профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего нужны эти предметы», «Помощники», «Назови одним словом», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при строительстве дома», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» и другие;
  4. чтение художественной литературы: Г.Сапгир. Садовник, Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица, С.Маршак. Почта. Пожар, С.Маршак. Как печатали книгу, В.Маяковский. Кем быть?, Е. Пермяк. Для чего руки нужны, Г.Люшнин. Строители, К.Чуковский. Айболит, В.Тюрин. Кто главный на корабле?, ГайдаЛагздынь. Кем ты будешь?, С.Михалков. А что у вас?, Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике, Л.Скребцова. Чудесный парикмахер, Б. Заходер «Все работы хороши», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа»;
  5. рассматривание иллюстраций с профессиями, предметов труда;
  6. рисование  «Кем я хочу стать», раскраски «Профессии»;
  7. просмотр презентаций «Такие разные профессии», «Все профессии важны, все профессии нужны» и виртуальных экскурсий «Все профессии важны, все профессии нужны», «Мир профессий»;
  8. организация встреч с интересными людьми (профессия врач, библиотекарь, полицейский);
  9. знакомство дома с профессиями родителей и местом их работы, определение значимости этих профессий в жизни людей, поиск и изготовление фотографий данных профессий (совместная деятельность родителей и детей).

Таким образом, ознакомление детей среднего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Список литературы:

1.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

2.Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

3.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

4.Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....