Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природой и природными явлениями.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мировская Светлана Петровна

Занятие по теме самообразования педагога. На занятии детям предложено вспомнить и рассказатиь о зиме и зимних явлениях. Назвать зимние игры и рассказать какой снег и лед. В конце занятия детям предложено самостоятельно сделать искусственный снег и рассказать какой он получился.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе. 

Развитие словаря детей в процессе наблюдения за природой и природными явлениями «ЗИМА»

Цели:

Обобщать и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать навыки общения детей со сверстниками.

Учить детей грамотно формулировать свой ответ.

Задачи:

Закрепить знания о зиме и зимних явлениях.

Обогащать и развивать словарь детей в процессе наблюдений.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание картин, изображающих зимний пейзаж. Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Проведение опытов со снегом и льдом, наблюдения. Изготовление искусственного снега.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте пожалуйста загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Правильно, и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картинки, и вы мне скажете, какие зимние игры вы знаете?

Ответы детей: Катание на лыжах, катание на санках, катание на коньках, игра в хоккей, игра в снежки, лепим снеговика, строим крепость, хоровод вокруг Ёлки.

Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Скажите пожалуйста, какая же у нас в России зима?

Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. А какие, мы вспомним если отгадаем загадки:

-Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его — всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш придет –

Мы встречаем Новый год! (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету

Что скажи за месяц это? (Январь)

Снег мешками валет с неба

С дом стоят сугробы снега

То бураны и метели

По ночам мороз селен

Днем капели слышен звон

День прибавился заметно

Ну, так, что за месяц это (Февраль)

Воспитатель: Молодцы! А какое время года было перед зимой? Какое после зимы?

Ответы детей: Перед зимой была Осень, после Зимы будет Весна.

Воспитатель:

А сейчас мои ребятки

Загадаю вам загадки

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это…

***

Наши окна — как картинки.                В зимний день на пруд легло

Кто художник-невидимка?                    Очень скользкое стекло.

На стекле букеты роз                               Нас в хоккей играть зовет

Нам нарисовал. (мороз)                           Синий крепкий гладкий. (лед)

Воспитатель: О каких природных явлениях были загадки?

Ответы детей: Лед, мороз.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где можно увидеть лед?

Ответы детей: на реке, озере, сосульки на крыше, в холодильнике, на катке.

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю рассмотреть лед. Как его можно еще назвать? (льдинки, ледышки, кусочки льда, глыбы) А, лед он какой?

Ответы детей: гладкий, скользкий, холодный, твердый, прозрачный, мутный, мокрый.

Воспитатель: Что происходит, когда мы берем в руки лед?

Ответы детей: Он тает и превращается в воду.

Воспитатель: Что произойдет с водой, когда мы её вынесем на улицу?

Ответы детей: вода превратится в лед.

Оставим наши льдинки на тарелочках и посмотрим, что с ними произойдет.

Физкультминутка.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Давайте отгадаем ещё загадки. 

Мягкий он, а не подушка.                               Белый пух лег на дороги,
Белый он, а не пушок,                                     На ступеньки и пороги.
Он холодный как лягушка,                            Знает каждый человек -
А согреешь-ручеек. (снег)                               Этот пух зовется. 
(снег)

****

С неба звездочки летят                      Снежный шарик сделать можно,

И на солнышке блестят.                   Это ведь совсем не сложно!

Точно в танце балеринки,                 Лепим мы не пирожки:

Кружатся зимой. (снежинки)            Для игры нужны. (снежки)

 

Воспитатель: О каком природном явлении сейчас говорилось?

Воспитатель: Ребята, а где вы видели снег?

Ответы детей: На деревьях, на домах. на дороге, на земле, на машинах, в лесу.

Воспитатель: Давайте рассмотрим снег и скажем, какой он?

(Каждому ребенку на тарелочку насыпается немного снега).

Ответы детей: Холодный, белый, пушистый, липкий, рассыпчатый,

Воспитатель: Я предлагаю вам слепить снеговика. Но если мы сделам его из снега, что случиться со снеговиком в помещении?

Дети: Снеговик растает.

Воспитатель: Правильно, ребята, в теплом помещении снег тает. Мы с вами уже делали искусственный снег, и я слепила из него снеговика. Детям показывают искусственный снег, изготовленный на занятиях, разными способами, и предлагается сравнить.

Ответы детей: Один мягкий, воздушный и рассыпчатый. Второй мягкий и липкий. Третий сухой, твердый и рассыпчатый.

Воспитатель: Я предлагаю попробовать еще один способ изготовления искусственного снега.

  1. Перед каждым ребенком тарелочка. Аккуратно разрезаем «Детский памперс» и высыпаем оттуда порошок, добавляется немного воды. Можно добавить немного блесток. И снег готов.
  2.  Берем 100 гр. крахмала и 100 гр. глицерина все смешиваем, получается снег.

Воспитатель: Какой же снег у нас получился?

Дети: холодный, пушистый, искристый, серебристый, хрустящий, мягкий, и т. д.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие, о чём мы с вами сегодня говорили? 

  1. Что мы сегодня делали?
  2. А что вам больше всего понравилось?
  3. Что бы вы хотели узнать еще?

Все большое спасибо, вы молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....

Статья «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы»

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы...

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...