Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
материал по логопедии (старшая группа)

Марченко Валентина Анатольевна

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Направления деятельности / цель

Мероприятия

1

Прогулки.

Цель: Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

1. Беседа с детьми, цель которой - обогащение представлений детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т.д.), активизация речевой деятельности.

2. Наблюдение за ветром на прогулке. Цели: развить наблюдательность, интерес к явлениям неживой природы, их особенностям в зимний период года; активизировать словарь. Педагог загадывает загадку: «Около носа вьется, а в руки не дается». Просит детей определить, есть ли ветер, какой он силы, в каком направлении дует, чем зимний ветер отличается от летнего. Рассказывает о роли ветра в появлении снежных рисунков на стеклах.

3. Беседа педагога с детьми, цель которой -обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.), объяснить, что это корм для птиц.

4. Беседа с детьми на тему особенностей природы в конкретное время года (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, жара, дожди и т.д.), особенностей деятельности людей в городе, в селе.

2

Чтение детской художественной литературы по теме природы, рассматривание детских журналов, показ видео-презентаций и т.д.

Цель: Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Активизация словаря.

Художественные произведения А. Пушкина, Г. Скребицкого; Э. Шима, Г. Поташниковой; К. Паустовского, Е. Чарушина и пр.

Познавательные журналы для детей «Мурзилка», «Животные нашей планеты» и пр.

Компьютерные презентации на темы: «Времена года», «Лесные животные», «Перелетные птицы», «Экология» и пр.

3

Дидактические экологические игры

Цель: Закрепление и уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение из речи детей нелитературной лексики.

Занятие № 1. Игра с мячом «Я знаю…» (Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида, развивать умение объединять предметы по общему признаку).

Игра «Птицы, рыбы, звери». (Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов).

Занятие № 2. Игра «Угадай, какая птица поёт?»

 (Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Воспитание интереса и заботливого отношения к птицам).

Игра «Сад - огород» (Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде).

Занятие № 3. Игра «Что вы видите вокруг?» (Цель: уточнить представления детей о названии предметов).

Занятие № 4Игра «Скажи, какое». (Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу).

Занятие № 5.Игра «Найди точное слово». (Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия).

Занятие № 6. Игра «Кто у кого». (Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных).

Игра «Составь описание». (Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия).

Занятие № 7.

Игра «Летает, плавает, бегает» (Цель: Изображать способ передвижения объекта).

Игра «Перелёт птиц». (Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц, закреплять понятие «зимующие», «перелётные»).

Занятие № 8.

Игра «Почтальон принёс письмо». (Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию).

Игра «Птичка». Цель: (Различать деревья по листьям. Развивать словарь).

Занятие № 9.

Игра «Где спряталась рыбка». (Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас).

Игра в слова. (Цель: активизировать и закреплять словарный запас).

Занятие № 10.

Игра «Цепочка»

Игра «Четвертый лишний» (Цель: активизация словаря по изучаемой лексической теме, закрепление обобщающих понятий и развитие мышления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром...

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста по активизации словаря....

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....

"Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"

laquo;Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: б...

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...