Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
презентация по развитию речи на тему

Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста по активизации словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta1.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ТЕМА: «Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умение пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоение опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя, как могучим средством общения и взаимодействия людей». А.А. Люблянский

Слайд 2

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Изучение исследований в области формирования словаря детей раннего возраста (Литература, интернет – ресурсы) Изучение и обобщение передового педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» Определение и разработка направлений и принципов словарной работы с детьми раннего возраста. Систематизация собственного опыта: составление картотеки речевых игр на развитие словаря у детей раннего возраста; картотеки потешек ; словаря полезных слов; подготовка консультаций для воспитателей Создание соответствующей предметно-пространственной среды Обогащение родительского опыта по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (подготовка консультаций для родителей )

Слайд 3

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности (ФГОС ДО ) С каждым годом жизнь предъявляет все белее высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря Актуальность

Слайд 4

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.Г. Выготский , С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин , А.В.Запорожец. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, Е.М.Струниной , В.И Яшиной. Словарь активный пассивный Словарная работа- целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая освоение словарного состава родного языка Ознакомление с окружающим миром в повседневной жизни во всех видах деятельности в общении в процессе ознакомления с окружающим миром Развитие словаря- процесс количественного и качественного накопления слов, освоения их социального опыта, закрепление значений

Слайд 5

Цель: Задачи: РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ Формировать умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действия. Расширять и активизировать словарь (переход слов из пассивного словаря в активный). Формировать умение выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого. Обогащать, расширять словарь разными частями речи. Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Направления словарной работы: Осуществляя словарную работу, необходимо придерживаться следующих принципов: единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей; опора на активное и действенное познание окружающего мира; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста ( третий год жизни) через ознакомление с окружающим миром

Слайд 7

Формы организации Методы и приемы формирования словаря детей: непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и упражнений, показ видеофильмов - непосредственно образовательная деятельность, -совместная деятельность, -самостоятельная деятельность детей.

Слайд 8

Словарная работа в разных видах деятельности Бытовая деятельность

Слайд 9

Трудовая деятельность

Слайд 10

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 11

Творческая художественная деятельность

Слайд 12

Образовательная деятельность

Слайд 13

Создание условий для речевого развития детей Оснащение ППРС

Слайд 14

Активизация речевой деятельности (в ДОУ и семье) Активация самостоятельной речи детей осуществляется в играх (по подражанию и в самостоятельных) Все новые слова вводятся в игре или во время продуктивной деятельности воспитанников Взрослые постоянно озвучивают свои действия и действия ребенка Работа над пониманием слов происходит регулярно Постоянно расширяется сфера употребления знакомых слов Обучение пониманию устной речи проводится постоянно и в разных ситуациях

Слайд 15

Взаимодействие и сотрудничество с родителями Формы партнёрства с семьёй традиционные родительское собрание консультация, беседа семинар –практикум опыт семейного воспитания конкурсы наглядная информация инновационные тематические сотворческие выставки совместные акции портфолио ребенка, семейного успеха совместные досуги фотоотчет видеоотчет круглый стол

Слайд 16

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Главные параметры: 1.Степень развития активной речи. 2.Понимание речи взрослого 3.Способность выполнять речевые инструкции взрослого У детей развивается понимание речи Количество понимаемых слов значительно возросло, продолжает интенсивно развиваться активная речь детей. Дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Возросла способность к выполнению речевых инструкций. Диагностика (Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова , Т.В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр . и доп. – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2005.)

Слайд 17

Перспективный план работы по развитию речи Разработаны Словарь полезных слов Консультации для родителей, воспитателей Картотека речевых игр на развитие словаря у детей раннего возраста

Слайд 18

Формы распространения опыта среди педагогов: Педагогический совет «Организация взаимодействия с родителями воспитанников по совершенствованию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Консультации для воспитателей: «Обогащение словаря детей в ДОУ», «Игровые приемы и упражнения по развитию речи детей раннего возраста» Консультации для родителей: «Особенности речевого развития детей 2-3 лет», «Играя, развиваем речь» Распространение своего педагогического опыта на сайте: "https://nsportal.ru/tyutyaeva-oksana-aleksandrovna" «Формирование словаря у детей раннего возраста» Словарь полезных слов «Игры и задания для развития мелкой моторики» «Развивающий сенсорный куб» Конспект занятия-развлечения «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Слайд 19

Литература Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. –Москва, 2007. Алексеева М.М. Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»: Учеб. Пособие. –М, Издательский центр «Академия», 2006г. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозаика – синтез 2000г. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. –М.: «Просвещение», 1991. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова , Т.В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр . и доп. – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2005. Мы нужны друг другу «Игровые сеансы с детьми раннего возраста». Из опыта работы Центра игровой поддержки ребенка (Осень, зима, весна). – М.: АРКТИ, 2014.

Слайд 20

Павлова Л., Рычагова Е. Развитие речи детей третьего года жизни// Дошкольное воспитание. 2006, №5. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –СПб. «Детство-ПРЕСС», 2007. Электронный ресурс: Бабенко А. Изучение уровней развития словаря у детей дошкольного возраста. –http://scienceforum.ru Рашкинене Н.В. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте. –http://doshkolnik.ru>razvitierechi/10836-razvitie. html

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»

Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с дру­гими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....

"Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"

laquo;Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: б...

Доклад на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и б...

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...