конспект экскурсии "Путешествие по экологической тропе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ситникова Нина Валентиновна

Развитие интереса к миру природы; развитие гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, формирование основ экологической культуры у дошкольников, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_ekologicheskoy_trope_.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия – путешествие  по экологической тропе в  ДОУ весной.

для детей разновозрастной (старшей и подготовительной) группы

Цели:

  • Развитие интереса к миру природы; развитие гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, формирование основ экологической культуры у дошкольников, как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

  • Формировать желание выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.
  • Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Развивать творческую активность, образное мышление и интерес к опытно-экспериментальной деятельности; желание изучать окружающий мир, Развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели.
  • Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни перелетных птиц весной.
  • Развивать связную речь.

Материалы: конверт с маршрутной картой и письмом от «Эколят», плоды клена, дуба, сосны, ели, картинки с иллюстрациями птиц (для проведения дидактической игры), приборы из уголка для наблюдения за погодой, лопата, лейки, семена гороха, «Лесная книга» с фотографиями. Оборудование метеорологического участка.

Ход экскурсии

I. Организационный момент. (Дети выходят на улицу из центрального входа).

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей экологической тропе. (находим на окне приемной письмо).

Воспитатель: Ребята, как интересно. Что это за письмо, для кого оно?

«Дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас на экологической тропе! Ждем Вас к себе в гости, но попасть к нам вы сможете, только выполнив наши задания. Они в конвертах. Идите по маршруту, который мы указали на карте. Вас ждет много интересного и познавательного.  Ждем вас в конце Вашего путешествия. Вас ждёт сюрприз! Эколята».

Воспитатель: Кто такие Эколята, что вы о них знаете?

Это - Умница. Она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.

Шалун -  Он любит веселые игры.

Тихоня - Тихий и скромный.   Он очень любит цветы.

Ёлочка - очень веселая и общительная, любит все новое и интересное.

Воспитатель:

Вы хотите отправиться в гости к Эколятам? Сейчас найдем на карте то место, где мы сейчас находимся и разберёмся, куда нам нужно идти, чтобы найти первый конверт с от Эколят.

 (Дети рассматривают карту и отправляются в путешествие по экологической тропе).

Воспитатель (сова): А что это у вас?

Дети:  Это тропа здоровья.

Воспитатель (сова): Хотите пройти по ней? (Дети проходят по бревну). А сейчас нам пора отправляться в путь, ведь нас ждут. (Дети сверяются с картой). Ребята, а вы умеете летать, как птицы? Давайте попробуем и полетим искать первый конверт с заданием. (Дети «подлетают» к первому объекту. Находят конверт с заданием от эколят и выполняют его).

Объект № 1. Лес.

Задание: Ребята, назовите деревья, которые растут на территории вашего детского сада.

(Дети перечисляют).

Отгадайте, с какого дерева плод.

(Воспитатель показывает  плоды: желудь, сосновая, лиственничная и еловая шишки. Дети угадывают, с какого дерева плод).

Расскажите, чем полезны деревья. Что значит беречь деревья?

(Дети: Деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный).

 Воспитатель: давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Мы по лесу шли, шли.

И полянку там нашли.

Сели, посидели,

Встали, подышали.

Вдох глубокий, выдох тоже.

Это сделать каждый может.

Подышать, оздоровиться,

Нужно только не лениться.

Проводится подвижная дидактическая игра: «Раз, два, три – к дереву беги!»
Цель игры: закрепить знание видов деревьев, развивать внимание, быстроту реакции.

Воспитатель: Ребята, потрогайте стволы деревьев наощупь? Какая у них кора?

Как вы думаете, нужно ли беречь деревья?

Что значит беречь деревья? (Ответы детей).

Воспитатель: Ответьте на такой вопрос: Одна береза, много – (березовая роща), одна сосна, много – (сосновый бор), одна ель, много – (ельник), один дуб, много – (дубрава).

Воспитатель: Ребята, мы выполнили задание?

Дети: Да!

Воспитатель: давайте поищем конверт с новым заданием!

(Продолжают путешествие, сверяясь с картой.)

Объект № 2. Огород.

Воспитатель: А здесь у нас что?

Дети: Это наш огород.

Воспитатель: Давайте найдем конверт с заданием. (Дети находят конверт). Ребята, это задание самое сложное.

Задание: Ребята, расскажите, что птицы едят зимой? Я всегда переживаю за птиц зимой.  Посейте для птиц зерно на вашем огороде.

Воспитатель: Ребята, надо сделать так, что бы из этого семени выросло растение. Что для этого нужно?

Дети: Почва, тепло, свет, вода, воздух.

Воспитатель: А как надо сажать растение?

Дети: Сделать канавку, разложить семена. Присыпать землей. Полить.

Воспитатель: Ой, как интересно! Семечко – это живое существо, которое спит. Что бы оно проснулось, для него нужны: тепло, свет, вода, почва. С семечком можно говорить, можно попросить его прорасти быстрее, можно его погладить. Становитесь вдоль грядки. Вот вам по три семечка. Разложите их в канавке, что бы расстояние между ними было с вашу ладошку. (Дети выполняют все указания совы). Теперь граблями присыпаем наши семечки землей, а поливать  - будут девочки. Мальчики поставят по обеим сторонам грядки колышки и табличку с названием, которое мы посадили для того, чтобы не забыть, что здесь посажено.

Дети вместе с воспитателем сеют зерно.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Дети выходят на асфальтированную дорожку, раскрывают карту, уточняют маршрут.

Объект № 3. Царство Лешего. 

Воспитатель: А что тут у вас такое?

Дети: Это – царство Лешего. А вот и конверт.

Задание: Ребята, назовите птиц, которые живут на территории вашего детского сада.

(Дети перечисляют: воробьи, вороны, сороки, трясогузки, скворцы, голуби.)

Проводится игра:  «Какая птица улетела?»

Игра: «Какая птица улетела?»

Цель игры: закрепить названия птиц.

Дети внимательно смотрят на картинки с изображениями птиц, которые демонстрирует воспитатель, запоминают их. Затем закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, дети отгадывают, какой птицы не стало.

Воспитатель (сова): А чем сейчас заняты птицы? Зачем птицы возвращаются к нам?

Дети: Птицы вьют гнезда, что бы продолжить свой род.

Воспитатель: Так вот почему нельзя шуметь около гнезд! Нельзя пугать и тревожить птиц! А какая птица вьет свое гнездо не на дереве, а на окне или под подоконником? (Ответ детей: ласточка). Ребята, не все птицы сами себе строят дом. Например, скворцы. Люди начали делать специальные домики для скворцов, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих садам и огородам. Чтобы привадить полезную птицу к своим садам и огородам люди стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. А теперь давайте поиграем в подвижную игру «Перелет птиц».

Воспитатель: Ребята, мы выполнили задание, назвали птиц которые живут на территории нашего детского сада. Молодцы! Продолжаем экскурсию.  «Летим» дальше.

(Сверяются с картой.)

Объект № 4. 

Метеоплощадка (термометр, солнечные часы, флюгер, ловец ветра, дождемер).

Дети находят конверт с заданием.

Задание: Ребята, расскажите какая сегодня погода. Как определить – откуда дует ветер? Сильный ветер или слабый? Как определить,  сколько осадков выпало?

Воспитатель (сова):

Какая сегодня погода? Как догадались? Почему? (ясная – пасмурная, теплая – холодная, сухая – дождливая, ветреная – безветренная).

Воспитатель: Ребята, расскажите мне, какие обозначения вы будете использовать для сегодняшнего дня?

(дети рассказывают)

Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха?(термометр).

Посмотрите, сколько градусов показывает термометр на солнце? (нужно сначала найти - 0ºС).Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз — градусы холода.

Где температура воздуха выше в тени или на солнце?

Почему?

Что может повлиять на погоду в течение дня? (ветер).

Есть ли сегодня ветер?

Как это определить? (посмотрим на ветряной рукав, флюгер)

(Показывает на дождемер).

Воспитатель (сова): Что это такое?

Дети: Это – дождемер. Когда идет дождь, то дождевая вода скапливается в нем, и мы можем видеть, сколько осадков выпало в интересующий нас период.

Воспитатель (сова): Ах, какой кружочек! Что это!?

Дети: Это – солнечные часы. Солнечные часы состоят из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а так же циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определять время.

Воспитатель: А вы знаете, для чего на столбиках нарисованы буквы? Это обозначение четырех сторон света (север, юг, запад, восток). Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом на самую большую высоту.  Мы это заметили, и когда это произошло, стрелка на солнечных часах отбросила тень, точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад. Ребята, делу время – потехе час. И это задание мы выполнили.

«Полетели» дальше. (Сверяются с картой.)

Ребята, мы сейчас с вами посетим птичий городок. В этом городке нужно вести себя тихо, передвигаться бесшумно, потому что птицы, живущие в городке свили гнезда, отложили яички и сели высиживать их. Совсем скоро из яичек вылупятся маленькие птенцы, поэтому птиц тревожить нельзя. Мы «полетим» бесшумно и будем говорить тихо. Хорошо?

Дети находят в птичьем городке конверт с заданием.

Задание: Ребята, как называются домики для птиц?  Кто еще может жить в этих домиках? Зачем домики так высоко расположены на деревьях?

Объект № 5. Птичий городок. Уголок нетронутой природы.

Воспитатель (сова):

- Посмотрите, что это за домики на дереве?

 -Как называются эти домики?

Дети: Скворечники.

 -Правильно, это скворечники.

- А кто живёт в этом домике?

 

Дети: В домике живут скворцы. Эти скворечники сделали дети нашего детского сада вместе со своими родителями.

Воспитатель: А кто еще может поселиться в этих домиках?

Ответы детей: Синички и воробьи.

Воспитатель (сова): Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?

Дети: Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не мог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнёзда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.

Воспитатель Не будем мешать птицам и пойдём дальше, тем более, что и это задание мы выполнили.

Дети  делают несколько шагов и оказываются перед Эколятами.

Воспитатель): Вот мы и пришли в гости к Эколятам. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Объект № 6.  Первоцветы.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Еще деревья только начали распускать листья, а цветы уже цветут.  Почему?

Дети (Это первоцветы. Они зацветают первыми.)

 Воспитатель: назовите, какие первоцветы вы знаете? (одуванчики, фиалки, подснежники, анютины глазки, тюльпаны, ландыши, мускари)

Заключительная часть.

Воспитатель Эколята давно наблюдают за вами. Они знает, что вы любите природу, бережете её, и хотят бы задать вам несколько вопросов. Тех, кто будет отвечать правильно, они будут награждать дарами вот из этого волшебного лукошка.

В лукошке лежат желуди, каштаны, шишки, семена гороха ит.д.

Эколята

Презентация стенда «Разделяй отходы».

Воспитатель: вы все знаете, что предметы производят из различных видов  материала. Расскажите из чего делают предметы? (металл, бумага, пластик, стекло). Чтобы не росли мусорные кучи, строят заводы по переработке мусора. Там из битого стекла могут сделать новые целые стеклянные предметы, из тряпья, бумаги делают новую бумагу, картон, из старой обуви, ломанных пластиковых предметов делают новые предметы. Но для этого мусор нужно распределить по категориям. На этом стенде разные контейнеры для разделения мусора. Пользуйтесь им, тогда на земле будет чище.

Воспитатель: Ребята, вы Эколятам очень понравились, они ещё многое могут  рассказать вам о природе. На прощание дарят вам стенд «Растения нашего участка». Приходите ещё! И обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось.  Мы говорим вам: «До свидания! Приходите к нам ещё!».

Рефлексия:

Воспитатель:

-Каким было наше путешествие? (увлекательным, интересным, трудным, познавательным, веселым, волшебным, поучительным)

-Скажите, ребята, к кому мы ходили в гости?

- К кому пришли в гости мы в конце нашего путешествия? 

-Для себя вы что – то новое узнали? (Ответы детей)

-Понравилось ли вам путешествие?  (Ответы детей)

-Что же мы делали? (Ответы детей)

Итог:

Воспитатель:

-Молодцы, мне понравилось наша экскурсия и то, как вы сегодня отвечали на вопросы.

- Ребята, а как вы думаете, почему мы сумели ответить на все вопросы? (потому, что мы смелые, дружные, умные, любознательные, трудолюбивые).  

-Сегодня в группе мы нарисуем картины о том, что вам особенно запомнилось во время нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект путешествия по экологической тропе.

Конспект позволяет расширить представление детей о растениях ближайшего окружения....

Конспект занятия на экологической тропинке «Путешествие в осень»

Цели: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практической применении через рису...

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

     Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

Конспект НОД на экологической тропе II младшая группа «Покормите птиц зимой.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи. Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в на...

Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.

Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...

Конспект "Путешествие по экологической тропе детского сада"

Важное место в систем накопления каждым ребенком личного опыта экологичеки правильного взаимодействия с природой ближнего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответстви...