Лэпбук "Зима"
материал по окружающему миру

Коваленко Ольга Николаевна

Лэпбук – это итоговая копилка материалов, заданий зимней тематики, которые могут использоваться для развития речи дошкольников, для расширения кругозора, для расширения и закрепления знаний о зиме, для развития мелкой моторики, памяти, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 38» г. Сыктывкар

Дидактическое пособие ЛЭПБУК «ЗИМА»

Воспитатель Коваленко Ольга Николаевна

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, блокнотиками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

 Мой лэпбук – это итоговая копилка материалов, заданий зимней тематики, которые могут использоваться для развития речи дошкольников, для расширения кругозора, для расширения и закрепления знаний о зиме, для развития мелкой моторики, памяти, внимания.

Дидактическое пособие Лэпбук «Зима» предназначен для занятий с детьми с 3-летнего возраста.

ЦЕЛЬ данного пособия: закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности знания детей о времени года зима.

Задачи: 

Образовательные:

Систематизировать знания детей о признаках зимы, зимних забавах.

Формировать умения детей составлять описательные рассказы по картинам с зимней тематикой.

Развивающие:

Развивать у детей познавательную активность.

Развивать связную речь у детей.

Развивать мелкую моторику.

Способствовать развитию памяти, мышления через игры и упражнения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей умение работать в коллективе и доброжелательность к сверстникам.

Формировать умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею.

Воспитывать у детей бережное отношение к живой и неживой природе в зимний период.

Ожидаемые результаты использования лэпбука:

  • быстрая усваиваемость материала;
  • проявление повышенного интереса у детей к содержанию;
  • проявление самостоятельности детей при работе с лэпбуком;
  • проявление интереса со стороны родителей.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОСОБИЯ ЛЭПБУК «ЗИМА»:

         1.Основой под лэпбук может быть самая обычная папка "Дело №...", из тех, которые продаются в любом канцелярском магазине, а может быть крутая специальная папка для лэпбуков.

Традиционно сложилось, что лэпбуки выглядят как двустворчатые папки, открываемые посередине, но я делаю по-другому, просто мне так больше нравится, так как в такой лэпбук, по моему мнению, можно поместить больше информации. Кроме того, можно сделать страницы, которые отгибаются вниз или вверх лэпбука.

         2. Выбрала тему лэпбука.

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Я выбрала тему «Зима». Стала собирать материал по теме, здесь подойдут книги, журналы, раскраски, картинки из интернета и т. д. Сделала подборку дидактических игр разной направленности на зимнюю тематику.

         3. План

После того, как избрала тему, взяла бумагу и ручку и написала план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, о чём вы хотите в этой папке рассказать.

Например, вот мой план для лэпбука «Зима»:

1.Познакомить ребенка с приметами зимы; (сюжетные картинки и предметные картинки «приметы зимы»)

2.Познакомить детей с зимними забавами и развлечениями;

3.Стихи о зиме для детей.

4.Зимние загадки для дошкольников.

5.Рассказы по сюжетным картинкам.

          4. Макет

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это - разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.

Потом все это я нарисовала на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

        Можно сделать лэпбук не только стандартного размера А4, можно сделать и большой лэпбук.

Для младших дошкольников более интересен будет лэпбук, изготовленный в виде вырубной книжки.

Например в виде снеговика, если это если лэпбук по пожарной безопасности, в виде обычной машины, если это лэпбук «Транспорт» и так далее. Просто работать с таким лэпбуком детям будет намного интереснее.

        При изготовлении лэпбуков в старшем дошкольном возрасте, можно и нужно пользоваться помощью детей. Они могут вырезывать и наклеивать картинки.

         5.Создание шаблона

Теперь в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.

К подобранному дидактическому материалу изготовила разные кармашки, книжечки, блокнотики и др. Они могут быть разной формы и размера.

         6.Потом папка оклеивается внутри и снаружи. Я оклеила бумагой, а сверху бумаги скотчем для прочности.

         7.Наполнение лэпбука.

Обклеенный красивой бумагой лэпбук, открывается и на внутренние части лэпбука приклеиваются книжечки, кармашки, блокнотики, картинки и др. Останется только разложить всё по кармашкам, вклеить в книжечки.

В лэпбук «Зима» входят следующие развивающие задания:

1. Расскажи по картине

Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине.

2. Стихи о зиме

Цель: учить детей понимать красоту поэзии, воспитывать чувство прекрасного, обогащать словарный запас, развивать внимание и память.

3. Картинки «Зимние явления природы»

Цель: знакомить детей с зимними явлениями природы.

4.Кармашек с зимними загадками, где каждая загадка написана на «рукавичке».

Цель: развитие памяти, мышления.

5. Картинка «Признаки зимы». Дети рассматривают сюжетную картинку, из кармашка «Выбери признаки зимы» подбирают маленькие картинки, раскладывают их на этот лист и составляют предложение о признаках зимы, рассказ о зиме.

Цель: закрепление представлений о приметах зимы, активизировать словарь по теме, развивать слуховое внимание, логическое мышление, совершенствовать связную речь.

6. Раскраски, зимние лабиринты, способствуют развитию мелкой моторики руки.

7.Дидактическая игра «Найди одинаковые снежинки».

Цель: Учить сравнивать предметы, находить их сходство и различие. Развивать наблюдательность и способность концентрировать внимание. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

8. Дидактическая игра «Подбери пару».

Цель: развивать внимательность, память, логическое мышление, учит аргументировать свой выбор. Ребенок научится сопоставлять предметы и выделять похожие.

9. Дидактическая игра «Что пропало».

Цель: способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, для развития речи можно попросить описать те предметы, которые ребенок видит на картинке.

10. Дидактическая игра «Найди тень».

Цель: учить находить заданные силуэты, развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.

11.Дидактическая игра «Найди отличия».

Цель: развитие внимания, памяти, упражнять в образовании родительного падежа единственного числа.

12. Алгоритм одевания на прогулку зимой.

Цель: закрепить последовательность одевания на прогулку.

13. Дидактическая игра «Подбери зимнюю одежду».

Цель: расширить знания детей об одежде, уточнить название предметов одежды, обогащать словарь детей по теме.

14. Картинка «Зимующие птицы».

Цель: познакомить детей с зимующими птицами.

15. Карточки «Птицы зимой».

Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах, учить описывать внешний вид птиц.

16. Картинки «Звери зимой».

Цель: уточнение и систематизация знаний о жизни диких животных зимой.

17.Карточки «Дикие звери зимой».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни диких животных в зимнее время, учить составлять описательные рассказы о животных.

18. Крутящиеся круги «Чьи следы».

Цель: познакомить с отличительными особенностями следов разных животных.

19.Математические пазлы на зимнюю тематику.

Цель: учить составлять целое из частей, формировать навык счета в пределах 5.

20. Карточки с описанием «Зимние виды спорта».

Цель: расширять и систематизировать знания детей о зимних видах спорта и их значимости в жизни человека, учить узнавать и называть зимние виды спорта.

21. Снежинка «Зимние забавы».

Цель: уточнить знания детей о зимних играх и забавах, активизировать словарный запас дошкольников.

22. Альбом «Правила безопасности зимой».

Цель: знакомить с правилами безопасного поведения в зимнее время.

  1. Оформление лицевой части лэпбука (заголовок, украшения)

Чтобы папки сами собой не раскрывались, можно надевать на них обычные канцелярские резинки. Это просто, практично и удобно для ребенка, который может посмотреть папку и снова ее закрыть без помощи взрослого.

 

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «ЗИМА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Лэпбук- это не просто книжка- игрушка, по ней надо заниматься.   Разнообразность и доступность заданий в лэпбуке обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности детей (рассматривание сюжетных картинок, составление предложений и рассказов по ним, игра с лабиринтами) как индивидуально, так и в группе (сюжетные картинки можно вынимать из кармашков и пользоваться отдельно от детей, использующих лэпбук). Заучивание стихов развивает память, дети стремятся к выразительному рассказыванию. Короткие стихи быстрее запоминаются, поэтому есть возможность проводить конкурс на лучшее рассказывание стихотворения. Загадки помогают развивать память детей, анализировать содержание загадки и подбирать верный ответ. Заучивание стихов, отгадывание загадок предполагает совместную деятельность педагога с детьми. Со временем, когда дети ознакомятся и запомнят содержание игр, стихов, загадок, они смогут, например, загадывать загадки друг другу.

Наличие сюжетных картинок позволяет ребёнку составить рассказ об одной из них.  А так как таких картинок несколько, то к рассказыванию можно привлечь детей по количеству картинок.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день.

         В перспективе эту большую тему «Зима» можно разделить на подтемы, такие как, «Снег, снежок», «День рождения снеговика», «Кто он, Дедушка Мороз?», «Здравствуй праздник Новый год» и т.д., или сделать отдельный лэпбук для развития речи детей.

         Лэпбук это хороший способ для воспитателя и ребенка, играя закрепить пройденный материал, открыв лэпбук в любое удобное время, через выполнение разных заданий, кроме того, задания можно усложнять, добавлять новые задания, менять наполнение карманов.

Лэпбук можно рассматривать как один из способов взаимодействия взрослого и детей, где воспитатель помогает организовать деятельность ребенка, направляет, и вместе с ним играет.

Творческого вдохновения вам, уважаемые педагоги!