Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Две вазы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шарухина Наталия Викторовна

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Две вазы».

 

Цель: закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

 

Ход занятия:

 

 На столе у воспитателя стоят две вазы. Воспитатель предлагает детям поставить веточки цветов в стеклянную и керамическую вазы.

Воспитатель: Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?)

Дети: Стебель цветка.

Воспитатель: А в другой вазе, что видите?

Дети: Ничего не видно.

Воспитатель: В вазе, в которой видно стебель, из чего она сделана?

Дети: Из стекла.

Воспитатель: Правильно, из стекла, значит ваза какая?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель: А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она сделана?

Дети: Из керамики.

Воспитатель: Верно, если она сделана из керамики значит, ваза какая?

Дети: Керамическая.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Правильно стекло прозрачное, а керамическая посуда – нет. Как вы думаете, где используется такое свойство стекла как прозрачность? (аквариум, очки, стекла для автомобиля, окна и т. д.) А какие керамические предметы вы можете назвать (Тарелки, чашки, горшки для цветов).

Давайте обследуем предметы из стекла и керамики и охарактеризуем их. Как вы считаете, если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними произойдёт?

Дети: Разобьётся.

Воспитатель: Правильно, разобьётся и разлетится на мелкие осколки. Значит эти предметы какие?

Дети: Хрупкие.

Воспитатель: Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять, бросать.

 

Воспитатель: А вы знаете из какого материала делают стекло (Из песка) Давайте мы его рассмотрим под лупой. (У каждого на столе лупа и емкость с песком). Песок состоит из мелких полупрозрачных песчинок. Давайте попробуем растворить песок в воде. Растворяется (Нет) А теперь посмотрим через лупу на глину. Что вы там видите? Глина тоже состоит из мелких песчинок, но они очень мелкие и плотно прилегают друг к другу. Попробуем растворить глину в воде. Глина растворяется. (Растворяется не полностью).

А знаете, как из песка делают стеклянную посуду? На больших заводах, чтобы изготовить стекло, в песок добавляют соду, немного других веществ, затем расплавляют его в больших печах при очень больших температурах и в результате получают прозрачную, тягучую смесь. Стеклодув берет трубочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов, стеклодув делает различные изделия. Давайте посмотрим на этот процесс на экране. (Показ презентации о работе стеклодува).

А керамическая посуда из чего изготавливается (Из глины). Для того чтобы гончар смог вылепить из нее какую-то посуду, глину нужно замочить в воде. В старину глину рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком. После смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой, месили ногами. Сейчас мастер не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм. Давайте посмотрим, как это происходит. (Показ презентации о работе гончара).

Ребята, напомните, кто делает стеклянные изделия? (Стеклодув). А кто делает керамические изделия? (Гончар).

 

Физ. минутка: «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».

 

 

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем лепить глиняную посуду.

 

В конце занятия дети организуют выставку готовой посуды.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением « Российская армия»

Задачи:Продолжать расширять представление детей о Российской армии. Познакомить с военными  профессиями – пограничник, моряк, летчик, сапёр, военный врач, танкист. Позна...

Конспект открытого занятия для подготовительной группы Раздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Тема: "Секрет здоровья ".

           Конспект открытого занятия для подготовительной группыРаздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением»....

Конспект занятия для средней группы по ознакомлению с предметным и социальным окружением."Замечательный врач"

laquo;Замечательный врач». Конспект занятия для средней группы по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Задачи: Дать детям  представления  о значимости тру...

Итоговое занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Тема: «Волшебный сундук»

Цель: Активизировать полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи: совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами;з...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением . Тема: «Путешествие в прошлое телефона»

Конспект открытого занятия  в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением .Тема: «Путешествие в прошлое телефона»...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением по теме «Песня колокольчика»

- закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах;- познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания...