Конструкт образовательной деятельности с детьми "История ложки" (к конкурсу Воспитатель года 2023)
план-конспект занятия (старшая группа)

Петрова Людмила Геннадьевна

Конструкт образовательной деятельности с детьми 5-6 лет с применением технологии "Река времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 571

620137 г. Екатеринбург, пер.Парковый, д.41-а тел.:(343) 286-64-79, 286-64-78

madou571@yandex.ru, 571.tvoysadik.ru

ИНН/КПП 6670319805/667001001

Конструкт

организации непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

 по теме «История ложки»

(с использованием технологии «Река времени», автор Н. А. Короткова)

 

 Составила: Петрова Л.Г., воспитатель, ВКК.

Екатеринбург, 2023

Тема: «История ложки»

Возрастная группа: дети 5-6 лет

Форма НОД: форма «Путешествие по реке времени» (познавательно- исследовательская деятельность).

Форма организации: подгрупповая.

Средства:

Наглядные: демонстрационный материал – картинки с изображением ложки в разные периоды времени, ложки из различных материалов, панно «Река времени» с липучками.

Мультимедийные: компьютерная презентация

Музыкальные: музыкальная композиция «Машина времени»

Оборудование: раздаточный материал, тазик с водой для эксперимента, ложки из различного материала, пластмассовые ложечки для обыгрывания, декоративный и бросовый материал.

Словарная работа: древность, первобытные люди, старина, современность, резные, нержавейка, мельхиоровые, пластмассовые, фарфоровые, драгоценные металлы, голенище.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с историей появления и развития ложки;

- расширить знания детей о столовых приборах.

Развивающие:

-развивать у детей умение проводить экспериментальную деятельность;

-развивать познавательные действия и познавательные интересы;

-развивать активную речь детей, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия,

деятельность

педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Обсуждение реального или вымышленного события

Ребята, сегодня замечательный день, я желаю вам добра, удачи и солнышка в душе. 

Педагог показывает детям свечу (Приложение, рис.1).

Свеча любви и доброты поможет вам сегодня на занятии узнать много необычного и интересного!

Предлагаю вам встать в круг, протянуть руку к «свече» и сделать несколько шагов в центр.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять (руки смыкаются)

Вот и встретились опять!!(руки над головой)

Ребята, у каждого из нас есть свой День рожденья. Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День рождения. В этот день человек, у которого День рождения нарядно одевается и ему дарят подарки. Ребята, я вот узнала интересную новость. Оказывается, что День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня День рождения у предмета, который нам необходим в жизни.

Послушайте внимательно загадку и догадайтесь, о чем идет речь.

Если я пуста бываю

Про меня все забывают

Но когда несу еду

Мимо рта я не пройду (ложка)

Педагог показывает детям ложку (Приложение, рис.2). Обыгрывает сюрпризный момент с детьми:

Ложечка нарядная, красивая, желает видеть на своем празднике всех своих сестричек и даже родственниц. Поможем ей в этом?

Как мы можем помочь? (дети предлагают свои варианты)

У ложки много сестриц, о которых мы сегодня поговорим и узнаем.

Приветствует, использует загадку, показывает ложку, задает вопросы.

Здороваются, отвечают на вопросы.

Организация и настрой детей на познавательно- исследовательскую деятельность.

Постановка цели исследования

Воспитатель предлагает пройти в центр экспериментирования и рассмотреть ложки.

Скажите, а чем отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет).  (Приложение, рис. 4)

А ещё чем? Не знаете? Попробуем узнать – одинаково ли ведут себя ложечки в воде.

 Возьмите по одной ложечке (деревянной, пластмассовой, металлической) и подходят к столу, на котором стоит емкость с водой. (Приложение, рис. 3)

Педагог предлагает ложки одну за другой опустить в воду, посмотреть, что с ней произойдет и сделать вывод. Если ложка утонула (из чего она), значит она – железная, другая плавает в воде (из чего она) – деревянная, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.

- Как вы думаете, почему одна ложка утонула? (Она тяжёлая, железная). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие – из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные).

- Ребята, а для чего человеку нужна ложка? (Ответы детей)

Я вам предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. (Презентация, слайд 1)

Но для этого надо произнести волшебные слова:

Дети вместе произносят слова, кружась вокруг себя, выполняя волнообразные движения.

1, 2, 3 – машина, в древность нас вези (Презентация, слайд 2).

Звучит музыкальное сопровождение (имитирующее полет на машине времени).

Задает вопросы, подводит детей к постановке цели. Побуждает детей к определению маршрута.

Проводят опытно-экспериментальную деятельность, отвечают на вопросы, делают выводы.

Принимают цель, интересуются причинно-следственными связями.

Проявление любознательности, познавательной активности.

Анализ- сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного, предметного материала

(Презентация, слайд 3)

Древность:

Когда – то, давным-давно, люди жили в пещерах и шалашах. Пищу готовили на кострах и не знали, что такое борщ и суп. (Презентация, слайд 4)

Они ели руками жареное мясо, растения, ягоды. Однажды человек взял в руки очень горячее мясо и уронил его. Мясо упало на острую палочку. Он взял ее в руку и понял, что так кушать удобнее. С тех пор люди начали пользоваться палочками. Но палочкой суп не поешь. И тогда люди начали черпать пищу глиняными дощечками, напоминающими ложку.

Позже люди придумали ложки. Первую ложку человек вытесал из камня. (Презентация, слайд 5) Но долго он ей пользоваться не смог.

Как вы думаете почему? Да, она была неровная и тяжелая.

Затем человек изобрел ложку из глины, ложки обжигали на огне, чтобы она стала прочнее. (Презентация, слайд 6)

Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного. А потом – из морской раковины. Такие ложки не обжигали губы. Но человеку они тоже не понравились. Почему? (Презентация, слайд 7)

Исследовательская работа с раковинами. (Приложение, рис. 5)

(Дети рассматривают раковины, делают вывод: края раковины неровные, с зазубринами, острые, поэтому кушать ими было неудобно и травмоопасно).

В конце Ложечка (Приложение, рис.2) «дарит» детям портретики своих сестриц.

Продолжаем путешествие, ребята!

Дети вместе произносят слова, кружась вокруг себя, выполняя волнообразные движения.

1, 2, 3 – машина, в старину вези (Презентация, слайд 8).

Старина

Вот мы и в старине. Прошло еще много лет и человек сделал вот такую деревянную ложку. Он решил, что она будет удобнее. Почему? (не нагревается, легкая). (Презентация, слайд 9).

Русские люди ели щи да кашу деревянными ложками. Но у нее быстро стачивались края, потому что они задевали дно посуды. Оказывается, были и особые правила пользования ложкой (Презентация, слайд 10).

В старину были и свои правила использования ложки.

(Дети делают предположения. Затем воспитатель пополняет знания детей рассказом).

После каждого зачерпывания еды из общей миски или чугунка ложку облизывали с обеих сторон, и снова клали ее на стол. Потом пищу хорошо прожевывали и снова брали ложку в руки, чтобы зачерпнуть жидкую похлебку из чугунка. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался самым прожорливым.

Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды. К еде можно было приступать лишь после того, как хозяин стукнет ложкой по столу.

Если кто-нибудь вел себя за столом неправильно-разговаривал, смеялся, баловался, то его наказывали, ударив ложкой по лбу. Не разрешалось стучать ложкой по столу, считалось придет нечистая Сила.

В качестве подарка, ложку дарили на новоселье вместе с караваем и солью.

Ложку носили всегда с собой-за поясом или за голенищем сапога. А богатые люди-в специальных футлярах. Потом люди научились раскрашивать ложки.

Деревянные ложки на Руси делали с выдумкой-расписные, вырезные (Презентация, слайд 11, 12).

А богатые и знатные люди на Руси – бояре, князья и цари садились за стол с ложками из дорогих материалов-из серебра, фарфора, меди, золота (Презентация, слайд 13).

Ложки были резные, узорчатые, очень красивые, дорогие. И очень долго служили (Презентация, слайд 14).

Некоторые образцы сохранились до сих пор и их можно увидеть в музеях (Презентация, слайд 15).

Игра «Какая ложка?» (педагог говорит из чего сделана ложка, а дети отвечают какая она: из глины-глиняная, из дерева-деревянная, из липы-липовая, из березы-березовая, из сосны-сосновая, из клена-кленовая, из серебра-серебряная, из алюминия-алюминиевая, из фарфора-фарфоровая, из пластмассы-пластмассовая, из меди-медная, из олова-оловянная, из бронзы-бронзовая, из стали-стальная, из керамики-керамическая, из мельхиора-мельхиоровая).

В конце Ложечка (Приложение, рис.2) «дарит» детям портретики своих сестриц.

Ребята, продолжаем наше путешествие на Машине времени!

Дети вместе произносят слова, кружась вокруг себя, выполняя волнообразные движения.

1, 2, 3 – машина, в современность нас вези (Презентация, слайд 16).

Современность

Вот мы и в современности (Презентация, слайд 17).

Появились более практичные ложки-из нержавейки (Презентация, слайд 18). Нержавейка - это прочный и блестящий металл. Ложки стали делать для супа (суповая), для чая (чайная), для десерта (десертная) (Презентация, слайд 19).

А для походов, пикников мы используем пластмассовые ложки (Презентация, слайд 20).

 Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома. Мамы их используют для перемешивания варенья.

А как еще можно использовать деревянные ложки? (Презентация, слайд 21, 22). Как музыкальный инструмент и как атрибут для народных игр.

Игра на деревянных ложках под музыкальное сопровождение.

А какие пословицы и поговорки вы выучили про ложку?

Пословицы и поговорки

Красна ложка едоком, а лошадь ездоком

Дорога ложка к обеду

Ложка не кошка- рта не оцарапает

Руки за ложкой не протянешь- так не придет сама

Кто хочет кашу есть- тот приготовит ложку

В один рот двух ложек не впихнешь

Каши мало, зато ложка большая

О ложке не проси-всегда с собой носи

Запасливый гость без ложки не ходит

Что положил в котел, то и попадет в ложку

В конце Ложечка (Приложение, рис.2) «дарит» детям портретики своих сестриц.

Показ слайдов о древних первобытных людях. Какие ложки были в старину, в древность и в современном мире. Поясняет, уточняет, стимулирует к анализу увиденного, к пополнению словарного запаса.

После «перемещения» под звуковое сопровождение дети садятся перед экраном, проводят исследовательские действия, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы. Знакомятся с историей возникновения ложки. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в музыкально-игровой деятельности.

Расширение знаний о столовом приборе- ложке, проявление интереса. Развитие у детей умения в отборе средств и материалов для познавательно-исследовательской деятельности. Развитие активного словаря.

Работа в подгруппах: сортировка и прикрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени»

Возвращение в садик (Презентация, слайд 23).

Пора отправляться в садик, занимайте свои места.

Дети вместе произносят слова, кружась вокруг себя, выполняя волнообразные движения.

1,2,3,4,5 – в сад вернемся мы опять.

Вот мы и вернулись.

Посмотрите-вот панно «Река времени» (Приложение, рис 6). Она начинается в далеком прошлом - это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки и ее течение принесло нас в современность, где живем мы с вами. Ложка подарила портретики своих сестер, которые необходимо разместить на реке (дети размещают картинки на соответствующий их временному периоду участок).

Игровой прием «Каждой ложке свое место».

Вовлекает детей в игру, инструктирует, поощряет.

Подходят к карте, рассматривают ее. Изучают обозначения и картинки, самостоятельно осваивают последовательность размещения картинок на панно «Река времени».

Умение классифицировать, соблюдать правила. Развитие познавательных действий и интересов. Развитие активной речи детей, умения анализировать, делать выводы.

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Анализ панно:

Ребята, давайте еще раз вспомним, где мы останавливались, путешествуя?

В каком времени вам понравилось больше и почему? Мы с вами узнали, какие ложки использовали люди в древности, старине и в современности.

Вовлекает детей в разговор, стимулирует разговорную речь.

Опираясь на полученный результат, делают выводы, делятся впечатлениями.

Проявление любознательной активности в процессе деятельности. Умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Выполнение творческого задания

Ребята, а вы знаете, что 2 апреля - день ложки.

Наши ложечки хотят принарядиться на свой праздник, но у них нет нарядных платьев. А как мы может помочь ложкам, стать нарядными? (Предложения детей).

Самостоятельная творческая деятельность детей (изготовление нарядов для ложек) (Приложение, рис 7).

Вовлекает детей в творческую деятельность. Предлагает бросовый материал: ткани, бумагу, бусинки, наклейки и т.д.

Дети готовят наряд для ложки. Дополняют свои работы другими предметами декора. (Ставят ложечки в хоровод на подставку с прорезями в поролоне).

Развитие творчества, воображения, мелкой моторики. Умение взаимодействовать в сообществе сверстников.

Рефлексия

Что вам больше всего понравилось?

Что узнали нового?

Что было самым интересным?

Что хотите еще узнать?

Ребята, спасибо вам, было очень интересно с вами путешествовать!

Привлекает детей к подведению итогов. Задает вопросы. Мотивирует детей на желание поделиться впечатлениями с близкими.

Делятся впечатлениями, выражают свои собственные чувства, активно отвечают на вопросы. Выражают эмоции.

Умение оценивать результат своей деятельности, делать выводы. Приобретение нового опыта. Развитие умения  выражать чувства.


Приложение

Пример оборудования и материалов, необходимых для проведения НОД.

Рисунок 1                                 Рисунок 2

   http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660293231_1-klubmama-ru-p-svecha-iz-bumagi-podelka-detskaya-foto-1.jpg           https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-613602-1477739077.jpg

Рисунок 3

https://tehnolev.ru/wp-content/uploads/2022/07/3-9.jpg

Рисунок 4

https://mayerboch.com/upload/medialibrary/316/31610840659973b1822fc5b350c9fffa.JPG

Рисунок 5

https://i.pinimg.com/originals/bd/6f/79/bd6f79301f82c04a1cebd69127e78258.jpg

Рисунок 6

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/11/s_59de580ec6d68/img6.jpg

Рисунок 7

https://boxbat.ru/wp-content/uploads/8/0/d/80d008d081c30762fbf42d406fa30305.jpeg https://s1.babiki.ru/uploads/images/04/92/19/2017/10/08/7c5396.jpg https://s1.babiki.ru/uploads/images/04/92/19/2017/10/08/3f890b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я — воспитатель» на конкурс «Воспитатель года-2023»

материал для педагогов дошкольных учреждений...

Визитная карточка (видеопредставление) к районному этапу городского конкурса "Воспитатель года-2023"

Визитная карточка (видеопредставление) к районному этапу городского конкурса "Воспитатель года-2023"https://cloud.mail.ru/stock/bEBssZGTf5SjRkUGxFE3MEX6...

Информационная карта участника конкурса "Воспитатель года - 2023" Кощеева Е.А.

Информационная карта содержит информацию об участнике профессионального конкурса "воспитатель года - 2023", Кощеевой Елене Александровне...

Презентация к Конструкту История ложки (к конкурсу Воспитатель года 2023)

Презентация Итория ложки является вспомогательным материалом для проведения образовательной деятельности с детьмиhttps://disk.yandex.ru/d/tGnZ5UwVEhs7bg...

План-конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (экономическое воспитание) на конкурс "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2023"

Программное содержание:Образовательные задачи: Закреплять представления у детей о понятиях «доход» и «расход», о назначении денег, умения сопоставлять и сравнивать профессии че...

Визитная карточка воспитателя на конкурс "Воспитатель года-2023"

Визитная карточка педагога на конкурс «Воспитатель года – 2023»ПредставляетКазакова Марина ВладимировнаВоспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»Педаго...

Эссе "Я воспитатель!" конкурс "Воспитатель года 2023"

Эссе для участия в профессиональном конкурсе...