План конспекта по окружающему миру в старшей групп " Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Геннадьевна Шумкова

Конспект содержит, рассказ детям о начале ВОВ, о блокаде Ленинграда, города в котором они живут, о героических поступках людей и животных в это нелегкое время. Данный конспект сопровождаля слайдами с использование проектора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности  на тему «Детям о блокаде Ленинграда»

для старшего дошкольного возраста

Вид деятельности: коммуникативная.

Форма проведения:групповая.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель:формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург( в те годы Ленинград),о блокаде,о помощи жителей нашего города ленинградцам в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

*  Расширять знания детей о жизни жителей Ленинграда во время блокады.

* Познакомить детей с историей создания сквера «Сибирских кошек»в Тюмени.

* Развивать интерес к истории своей страны.

* Развивать способность сопереживать,сочувствовать.

*Развивать зрительное внимание и восприятие.

*Формировать любовь к своей стране и родному городу.

*Воспитывать чувство патриотизма,уважительное отношение к старшему поколению.

*Словарная работа:активизировать словарный запас по теме (война,блокада).

Методы:

*Словесный (рассказ педагога,объяснение,уточнение,вопросы к детям).

*Наглядный (слайды,фотографии,демонстрация образцов –кусочки хлеба и сахара).

Предварительная работа:

1)Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне 1941-1945г.

2)Беседы с детьми о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

3)Прослушивание песен и стихов о Великой Отечественной Войне.

4)Чтение повести Ю.Герман «Вот как это было».

Ресурсы:

Музыкальный центр,экран,ноутбук,видео-презентация(слайды),аудио-запись(сирена воздушной тревоги и объявление Левитана о начале войны),кусочки хлеба (125 гр.) и кусочки сахара.

Приложения:

1)презентация – слайды

Ссылка на презентацию

Ход  Н. О. Д.:

1.Организационный момент.

Звучит аудио-запись (сирена воздушной тревоги и диктор Левитан объявляет о начале войны).

Воспитатель:Ребята,как вы думаете,в каких случаях звучит этот сигнал?И что он обозначает?

Дети:сирена включается в случае какой-то опасности,чтобы привлечь всеобщее внимание.

В:Верно,ранним утром 22 июня 1941 года,когда все мирно спали,фашисты напали на нашу страну.Фашисты-это злые и жестокие люди.Они решили,что на всей Земле должен остаться только их народ,который они считали лучшим.А все другие народы должны быть уничтожены.Послушайте стихотворение:

22 июня.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная,как-будто тень

И жители земли еще не знали,

Какой рождался страшный день.

Не знали,что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки,

Земля опалится огнем!(слайд 1)

2.Основная часть.

 В:Немецкие самолеты начали бомбить наши города,аэродромы,железнодорожные станции,больницы,детские сады.Фашисты хотели захватить нашу землю,а всех людей убить или сделать рабами.Началась Великая Отечественная Война,которая длилась долгих 4 года.Для всех людей закончилась мирная жизнь(слайд 2).

В:Ребята,как вы думаете,почему эту войну назвали Великой Отечественной?(предполагаемые ответы детей).

В:Войну назвали так,потому что это была для нашего народа справедливая,направленная на защиту своего Отечества,война.На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.

В:Через 2.5 месяца после начала войны фашисты окружили кольцом блокады город Ленинград.Ребята,может кто-нибудь из вас знает,как сейчас называется этот город?

Дети:Петербург,Санкт-Петербург.

В:Да,сейчас этот город носит название Санкт-Петербург,в честь Петра 1,который его основал.В сентябре 1941 года  враги очень близко подошли к городу и обстреливали его из пушек (слайд 3).Если город окружен со всех сторон врагами - это значит,что он в блокаде.Как вы думаете,во время блокады можно завезти в город продукты?

Дети:Да,нет…

В:Ребята,блокада-это значит,что все дороги к городу заблокированы,и туда ничего нельзя доставить.Это было очень страшное время.Постоянные обстрелы,голод,холод.Фашисты хотели стереть город Ленинград с лица земли-взорвать и сжечь всю его красоту,уничтожить всех жителей.

Мы помним,как душило нас блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо,

Да,были холод,голод,град снарядов,взрывов гул,

Пожаров дым.Но Ленинград стоял назло врагу!(слайд 4).

В:В блокадном Ленинграде остановились трамваи,автобусы,троллейбусы.Не работало отопление,во многих домах не было света и воды.Продуктов почти не осталось.Каждому жителю выдавались специальные карточки.По ним можно было получить свою норму хлеба (слайд 5).Если потеряешь свою карточку-останешься голодным.

В:Вот такой кусочек хлеба получал ребенок или старик на весь день.Посмотрите ребята,какой маленький кусочек(показ кусочка хлеба).Как вы думаете,можно быть сытым,съев такой кусочек,и больше ничего за весь день?

Дети:нет!

В:И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было.Хлеб на вкус был горьким,потому что его делали из отрубей и клея.Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку,чтобы он остался жив.Конечно,этого не хватало,люди умирали от голода,замерзали на улицах,потому что у них не было сил дойти до дома.(слайд 6).

В:Маленькие дети жили в детских садах.Они гуляли,кушали,спали,играли,если не было бомбежки…(слайд 7).Детей кормили жидкими кашами на воде и супами,в которых плавали несколько кусочков картошки.А когда начиналась бомбежка,детей уводили в темный подвал.Дети сидели,тесно прижавшись друг к другу,и слушали,как наверху взрываются бомбы(слайд 8).

В:Как вы думаете,деткам было страшно?

Дети:Да,конечно!

В:Дети постарше продолжали ходить в школы.В школах было очень холодно,поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали,потому что чернила замерзали.Чтобы хоть как то согреться,делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки (слайд 9).Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги.Пока печка топится-тепло,закончил топить-опять в комнате холодно,как на улице.

В:Несмотря на все трудности ,город продолжал жить и бороться!Взрослые решили,что нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника. И он состоялся!В город привезли тысячу новогодних елок.А по застывшему Ладожскому озеру под обстрелом вражеских истребителей(машина получила 49 пробоин),привезли мандарины(слайд 10).Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков.Но самое главное-всех детей накормили горячим обедом из трех блюд!(слайд 11,12). В подарок дети получили пакетики с сухариками,мандарины и по несколько кусочков сахара.Посмотрите ребята,дети были очень рады получить в подарок от Деда Мороза сахар(показ сахара-рафинада).

В:Ребята,как вы думаете,дети обрадовались подаркам от Деда Мороза?А вы бы были рады,получив в подарок сахар?(предполагаемые ответы детей).

В.Ребята,давайте немного отдохнем,вставайте и повторяйте за мной все движения:

-Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой на правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка!

А теперь солдатик бравый

Маршируем до заставы.

В:Молодцы,присаживайтесь.Я расскажу вам ещё про блокадный Ленинград.Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев.Ребята,а как бы вы помогли жителям блокадного города?(предполагаемые ответы детей).

В:Люди посылали продукты,теплую одежду.Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было-немцы не давали приблизиться к городу.Единственная дорога-узкая полоска воды по Ладожскому озеру,которая постоянно обстреливалась.

В:Ребята,а вы знаете,что не только люди помогали Ленинградцам?Догадайтесь,какие животные спасли блокадный город от крыс?

Дети:Кошки?

В:Конечно,кошки!В Ленинграде был страшный голод,и умерли почти все домашние животные,в том числе и кошки.И город настигла новая беда-полчища крыс(слайд 14).Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков,когда те спали.Полчища крыс переходили улицы,не давая проехать транспорту,они уничтожали зерно на мельнице,где  мололи муку для всего города.Крысы проникли в Эрмитаж(это музей,где хранятся картины великих художников),и начали их уничтожать(слайд 15).

В:Крыс травили,давили танками,но их количество только росло.Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области.Кошек везли под усиленной охраной,как очень ценный груз.Половину кошек выпустили на вокзале,остальных отдали жителям(слайд 16). Многим Ленинградцам кошек не хватило.За кошку отдавали самое дорогое-хлеб.Много кошек погибло в борьбе с крысами,нужна была подмога.Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов.Зимой 1944 года милиция Тюмени начала собирать кошек для отправки в Ленинград.Многие Тюменцы отдали своих пушистых любимцев,чтобы помочь Ленинградцам.За 2 недели жители Тюмени собрали 240 котов и кошек (слайд 17).

В:Как вы думаете,наши сибирские кошки справились с крысами?

Дети:Да,конечно!

В:Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс.С тех пор кошки  пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.

В:А в нашем городе 12 лет назад был открыт сквер «Сибирских кошек» с бронзовыми фигурками кошек,в память о тех животных,которые спасли блокадный  город от крыс и эпидемий(слайды 18,19,20).

В:Ребята,кто то из вас наверное был в этом сквере?

Дети:Да,я был.Нет.

В:Обязательно сходите с родителями в этот сквер,он находится рядом с Цветным бульваром и Цирком,погладьте кошечек и расскажите мамам и папам,что вы сегодня узнали о блокаде Ленинграда и том,как наши сибирские кошки помогли жителям этого города.

3)Заключительная часть(рефлексия).

В:Ребята,про какую войну я вам сегодня рассказывала?(Великая Отечественная война)

В:Какой город находился в кольце блокады?(Ленинград)

В:Какие животные помогли жителям блокадного города?(кошки).

Используемая литература:

1. «От рождения до школы».Основная образовательная программа дошкольного образования.Под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.2016

2. «Мы живем в России» .Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников(старший дошкольный возраст),Н.Г.Зеленова,Л.Е. Осипова.2007

3.Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Г. Алифанова. 2008

4.Стихотворение «22 июня» автор: Н.Андриянова-Сергеева

5.Материалы,исторические документы Тюменского исторического интерактивного парка.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f8201149ccf2b591a701bc1e05262691-4369663-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=971849167e5f7bab5865399d7bf8dfd79b1b3288-4558237-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=eaf34759e4648f849178bc74c7a878320b919de7-8340613-images-thumbs&n=13

http://cf.ppt-online.org/files/slide/c/C9rTKtXvn0qZoWl42kBRPfubsz6mSJ1NjyUDip/slide-3.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3c832338b35a2b629853356ee246755f58fc47e6-8245560-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=eaf34759e4648f849178bc74c7a878320b919de7-8340613-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1646987ca4c44b2bf2307dda6d410d53e7c727ba-8352896-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=82590c140f68806cef680a6434892842ba053714-3797894-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=acaa6a8249f145b308d8538da477bd111445e005-8310551-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7205b11f561cf9e0289f9437c1e714b5-5348499-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5d2bbd642b26a162952ce5952c6d261df36c238e-4755486-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=86883236d9d32cd70487aacc138b4d0d-5617347-images-thumbs&n=13


https://avatars.mds.yandex.net/i?id=47f0b89ee327db1f77a62560d2267e81f9e14332-5147471-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ebfb7eb5cf6e087aec2ec1b39ac64cbfc1a619ff-5386437-images-thumbs&n=13

Виртуальная экскурсия-ретроспектива к 78-летию со дня снятия блокады Ленинг...

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9f443418f55068d85f9ec5ca3d5cff150d847550-8241279-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=97de356d75689cc9b9a1b0b9c364f2071458a92c-7553521-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ce4cb301fa7a94bcb22ff9856aceda2747a1ea80-8210620-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=14189c8cfa09c8786fd25736b2540c0c-4825537-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c399bfb5bd5e3c9c8c2105057368d5429e55cfd1-4944850-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=99e897a946226ae3d514466b95143897-4727095-images-thumbs&n=13

Кошки блокадного Ленинграда: и в смерти той невидимый подвиг.

в нашей стране отмечается День воинской славы, посвященный полному освобожд...

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=552e1941ef1d3e738deccbdfeef1f1c1b2e43f97-7551603-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fdb2da2360246e748abe37471d930861feeb6ea9-7744452-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Моя семья"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Моя семья"...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Мой дом (мебель)

Конспект по окружающему мирув старшей группе на тему "Мой дом.Мебель "...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Зимушка -зима!"

конспект занятия по окружающему миру в ст.гр. "Зимушка -зима!"...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Что такое Новый год ?"

Конспект по окр.миру в ст.группе на тему"Что такое Новый год ?"...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Мы маленькие исследователи воздуха"

План -конспект занятия по окр.миру в ст.группе "Мы маленькие исследователи воздуха"...